Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» I вариант 1 - 4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко»

Согласовано

Принято

на заседании
методического объединения
от 29.08.2025

решением
Педагогического совета
протокол от 29.08.2025 № 1

Утверждено
МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»
____________М.А.Пчелкина
Приказ № 246-од
от «29 » августа 2025 г.

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

учебного предмета «Речевая практика (Базовый уровень)
для обучающихся 3 класса
Рабочая программа является частью АОП ООО
МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»

рп.Ныроб, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по речевой практике составлена на основе:
2

•
•
•
•
•

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено
Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (для 1-4 классов)
АООП 1- 4 классов
Учебного плана МАОУ Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко».
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях на 2025 /2026 учебный год.

Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления
общения с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра),
позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в
спонтанное общение.
Задачи раздела «Речевая практика»:
• Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
• Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
• Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
• Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
• Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
• Учить строить устные связные высказывания;
• Воспитывать культуру речевого общения.
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в
школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим
коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики
умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей
в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения
учебного материала любого из учебных предметов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Речевая практика» в 3 классе отводится 2 часа в неделю и 68 часов в год.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Обучающийся должны уметь:
• передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в записи;
3

•
•
•
•
•
•
•
•

выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
правильно выражать свои просьбы, употребляя "вежливые" слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться,
используя соответствующие выражения;
сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;
принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций;
объяснять как можно дойти (доехать) до школы (по вопросам учителя);
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.
БУД
(базовые учебные действия)

1. Личностные:
1.1.Умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;
1.2.Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
1.3.Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
1.4.Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
1.5.Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
1.6.Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
1.7.Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
2. Регулятивные:
2.1. Проговаривать последовательность действий на уроке;
2.2. Высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
2.3. Работать по предложенному учителем плану;
2.4. Отличать верно выполненное задание от неверного;
2.5. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
3. Познавательные:
3.1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
3.2. Уметь ориентироваться в учебнике;
3.3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,
выполнять индивидуальные задания;
4

3.4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать
предметы и их образы;
3.5. Пересказывать небольшие тексты.
4. Коммуникативные.
4.1. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
4.2. Слушать и понимать речь других;
4.3. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
4.4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы,
благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах);
4.5. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя; осваивать ролевые игры);
4.6. Работать в группе и паре, взаимодействовать при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять
взаимопроверку.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
➢ Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника,
друга;
➢ Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
➢ Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому
ее восприятию;
➢ Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
➢ Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;
➢ Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» В КОНЦЕ 3КЛАССА
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять задания словесной инструкции;
- Различать громкую и щепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях;
- Называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
- Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»;
- Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
- Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей;
- Называть свою улицу;
- Участвовать в ролевых играх;
5

- Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.
МИНИМАЛЬНЫЙ И ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» НА КОНЕЦ ОБУЧЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ:
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио - и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания,
соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

извинения

и

т. п.),

используя

Календарно тематическое планирование по предмету
Речевая практика
№

1-2

Тема урока

Повторение предложений,
разных по структуре

Колво
час
2

Дата
план

Минимальный уровень ЗУН

Примечания

факт
Уметь воспринимать и понимать обращенную речь.
Уметь воспринимать и понимать речь в записи.
Коррекция звукопроизношения.
6

3

Прослушивание коротких сказок
с последующим пересказом

1

4-6

Прослушивание коротких сказок
с последующей инсценировкой

3

7

Многообразие тона речи.
Тренировочные упражнения в
передаче радости
Многообразие тона речи.
Тренировочные упражнения в
передаче грусти
Тренировочные упражнения в
передаче испуга, удивления,
горя.
Мимика и жесты

1

11-12

Упражнения в передаче чувств с
помощью мимики и жестов

2

13-14

Практическое использование
силы голоса, тона и темпа речи

2

15

Определение темы ситуации,
подбор слов

1

16

Лексическая тема: "Я готовлю
уроки"

1

8
9
10

Уметь воспринимать и понимать обращенную речь.
Уметь воспринимать и понимать речь в записи.
Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной
памяти
Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной
памяти. Развитие воображения.
Уметь воспринимать и понимать обращенную речь.
Уметь воспринимать и понимать речь в записи.
Уметь воспринимать и понимать обращенную речь.
Уметь передавать интонацией чувства и эмоции.

1

Уметь передавать интонацией грусть. Уметь
воспринимать и понимать обращенную речь.

1

Уметь воспринимать и понимать обращенную речь.
Уметь передавать интонацией испуг, удивление, горе.
Коррекция эмоционально - волевой сферы.
Уметь воспринимать и передавать чувства и эмоции с
помощью невербальных средств выразительности
речи. Уметь использовать мимику и жесты при
общении. Развитие воображения. Коррекция
эмоционально - волевой сферы
Уметь воспринимать и передавать чувства и эмоции с
помощью невербальных средств выразительности
речи. Уметь использовать мимику и жесты при
общении. Развитие общей и мелкой моторики.
Коррекция эмоционально - волевой сферы.
Уметь воспринимать и понимать обращенную речь.
Знать и уметь применять средства выразительности
речи в игровых ситуациях. Развитие воображения.
Коррекция эмоционально - волевой сферы
Развитие умения, потребности, в общении друг с
другом. Уточнение имеющегося словаря. Развитие
умения правильно оценивать себя в речевой ситуации
Развитие умения, потребности, в общении друг с
другом.Расширение словарного запаса. Знать и

1

7

использовать в речи слова и выражения: уроки,
домашнее задание, письменные принадлежности,
учебные принадлежности. Развитие умения правильно
оценивать себя в речевой ситуации
Развитие умения, потребности, в общении друг с
другом.Расширение словарногозапаса. Знать и
использовать в речи слова и выражения::улица,
транспорт, магазин, пешеходы. Развитие умения
правильно оценивать себя в речевой ситуации

17-18

Лексическая тема: "На улице
города"
«На улицах моего городаНерюнгри»

2

19

Лексическая тема: "Современная
техника в доме"

1

Расширение словарного запаса. Знать и использовать в
речи слова и выражения: телевизор, мультиварка,
микроволновая печь, электроприборы. Уметь
правильно оценивать себя в речевой ситуации

20-21

Общение: "Мы собрались
поиграть"

2

22-23

Общение: "В библиотеке"

2

24-25

Общение: "Сказки про Машу"

2

26

Лексическая тема: "Магазин"

1

27

Культура общения в магазине

1

28-29

Общение: "Телефонный
разговор"
Занятие - игра "Телефонный

2

Умения участвовать в коллективной игре и соблюдать
правила. Учить строить диалог «предложение –
возражение». Развитие умения правильно оценивать
себя в речевой ситуации
Уметь соблюдать правила поведения в библиотеке.
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой
ситуации
Учить использовать синонимы при составлении устных
рассказов. Развитие умения правильно оценивать себя
в речевой ситуации.
Расширение словарного запаса. Развитие умения
правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Уметь правильно и вежливо обращаться к продавцам и
другим покупателям. Уметь правильно оценивать себя
в речевой ситуации.
Уметь грамотно общаться по телефону. Развитие
умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Уметь участвовать в коллективной игре и соблюдать

30

1

8

разговор"
31

Культура поведения в театре,
кинотеатре

1

32

Общение: "Я - зритель"

1

33

Общение: "Я - зритель"

1

34

Чистоговорки.

1

35-36

Упражнения в произнесении
стихотворных диалогов
Подбор картинок к услышанным
предложениям
Лексическая тема:"Бытовые
советы"
Общение:" Какая сегодня
погода"

2

42-43

Общение: "Снегурочка"

2

44

Культура общения: "Я иду в
гости"

1

45-47

Общение: "Веселый праздник"

3

48-50

Общение: "Учимся понимать
животных"

3

37-38
39
40-41

2
1
2

правила. Тренировать в использовании формул
общения по телефону. Развитие умения правильно
оценивать себя в речевой ситуации.
Учить правильно вести себя в общественных и
культурных местах. Развитие умения правильно
оценивать себя в речевой ситуации.
Учить использовать «вежливые» слова. Развитие
умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Учить использовать «вежливые» слова. Развитие
умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Учить четко произносить слова в чистоговорках.
Коррекция звукопроизношения
Развивать выразительность. Учить строить диалог по
принципу: вопрос – ответ.
Развивать выразительность. Учить строить диалог по
принципу: вопрос – ответ.
Расширение словарного запаса.
Учить получать информации из телевизионных
сообщений и печатных изданий, доносить информацию
до других людей.
Учить связывать части текста с помощью специальных
слов. Развитие умения правильно оценивать себя в
речевой ситуации.
Способствовать формированию умения участвовать в
коллективной игре и соблюдать правила. Развитие
умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Учить использовать полученные умения вести беседу,
рассказывать истории в ситуации общения в гостях.
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой
ситуации.
Расширить представления учащихся о способах
коммуникации; закреплять умения составлять
предложения, рассказы по теме. Развитие умения
9

правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Расширить представления учащихся о способах
коммуникации; закреплять умения составлять
предложения, рассказы по теме. Развитие умения
правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Расширение словарного запаса. Введение в активный
словарь.

51

Составление различных
предложений по теме: "Весна"

1

52

Лексическая тема: "В зоопарке у
зверей"

1

53

Лексическая тема: "В зоопарке у
зверей"

1

Расширение словарного запаса. Введение в активный
словарь.

54-55

Культура общения: "Я и
взрослые"

2

56

Лексическая тема: "Я- пешеход"

1

57-58

Лексическая тема: "Привычки
хорошие и не очень"
Общение: "Узнай меня"

2

62

Составление диалогов по
предложенной речевой ситуации

1

63-64

Культура общения с
малознакомыми людьми

2

Способствовать формированию умения участвовать в
коллективной игре и соблюдать правила. Развитие
умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Расширение словарного запаса. Введение в активный
словарь.
Расширение словарного запаса. Введение в активный
словарь.
Способствовать формированию умения участвовать в
коллективной игре и соблюдать правила. Учить
внимательно относиться к окружающим людям;
уточнять и обогащать словарный запас словами и
выражениями, характеризующими человека, его
внешность и внутренние качества. Развитие умения
правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Способствовать формированию умения участвовать в
коллективной игре и соблюдать правила. Учить
строить диалог согласно заданной речевой ситуации.
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой
ситуации.
Учить вежливо относиться к незнакомым людям.
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой
ситуации.

59-61

1

10

65

Лексическая тема: "Мы - друзья
или враги природы?"

1

66-67

Составление предложений по
теме "Лето"

2

68

Лексическая тема: "Летние
каникулы"

1

Способствовать формированию умения участвовать в
коллективной игре и соблюдать правила. Учить
внимательно относиться к окружающим людям;
уточнять и обогащать словарный запас словами и
выражениями, характеризующими человека, его
внешность и внутренние качества. Развитие умения
правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Уметь участвовать в коллективной игре и соблюдать
правила. Уметь строить диалог согласно заданной
речевой ситуации. Уметь правильно оценивать себя в
речевой ситуации.
Знать правила безопасного поведения в различных
ситуациях. Уметь участвовать в коллективной игре и
соблюдать правила. Уметь строить диалог согласно
заданной речевой ситуации. Уметь правильно
оценивать себя в речевой ситуации.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».