Astronomy_10_class Астрономия

Пояснительная записка.
Рабочая программа по астрономии для 10 класса составлена в соответствии с основными
нормативными документами:
1. Федеральный закон № 273 - ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
4. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.32821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях";
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования";
6. Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»;
7. Учебный план 10-11 классов.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы учебного предмета
АСТРОНОМИЯ 11 класс (авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа,
2013г.), рекомендованной письмом департамента государственной политики в образовании МО и Н
РФ от 07.07.2005г. №03-1263; Учебник: «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б.А. ВоронцовВельяминов, Е.К. Страут М.: Дрофа, 2017г.
Изучение астрономии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение
следующих целей:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и
формирования естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной,
наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и
современных информационных технологий;
- формирование научного мировоззрения.
Задача астрономии, как и любого естественнонаучного предмета, изучаемого в основной школе или на
базовом уровне старшей школы:
- формирование естественнонаучной грамотности:
- научно объяснять явления;
- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
- использовать научные доказательства для получения выводов.
Согласно учебному плану МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» астрономия относится к
области естественных наук и на его изучение в 10 классе отводится 34 часа (35 учебных недель), из
расчета 1 час в неделю. Уровень обучения - базовый.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Учащиеся должны:
1. Знать, понимать
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина,
созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид,
планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время,
внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое
излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
2. Уметь
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов
исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения
информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью
космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений,
фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип
действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с
использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие
звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с
помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет
Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел,
возможные пути эволюции звезд различной массы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по
астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ,
научно-популярных статьях.
Основное содержание предмета:
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии.
Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной
космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения
современной космонавтики.
Основы практической астрономии
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия,
использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная
величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и
географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и
фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
Законы движения небесных тел
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы
определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы
Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.
Солнечная система
Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планетыгиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.
Методы астрономических исследований
Электромагнитное излучение, космические лучи и Гравитационные волны как источник информации
о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы.
Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон
Стефана-Больцмана.
Звезды
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных
характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и
кратные звезды. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники
энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды.
Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной

атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность
солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
Наша галактика – млечный путь
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики.
Темная материя.
Галактики. Строение и эволюция вселенной
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные
черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла.
Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.
Календарно-тематическое планирование
Тема

№
п/п

Дата
план
Факт
АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ – 2ч
Что изучает астрономия.
1.
Наблюдения – основа астрономии
2.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ-5ч.
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные
3.
карты
Видимое движение звезд на различных географических
4.
широтах
Годичное движение Солнца. Эклиптика
5.
Движение и фазы Луны.
6.
Затмения Солнца и Луны. Время и календарь
7.
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-7ч.
Развитие представлений о строении мира
8.
Конфигурации планет.
9.
10. Синодический период
11. Законы движения планет Солнечной системы
12. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной
системе
13. Открытие и применение закона всемирного тяготения.
14. Движение искусственных спутников и космических
аппаратов (КА) в Солнечной системе
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-8ч.
15. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее
происхождение
16. Земля и Луна - двойная планета
17. Две группы планет
18. Природа планет земной группы
19. Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или
вред?»
20. Планеты-гиганты, их спутники
Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые
планеты и кометы).
22. Метеоры, болиды, метеориты
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ-5 ч
21.

23. Солнце, состав и внутреннее строение
24. Солнечная активность и ее влияние на Землю
25. Физическая природа звезд
26. Переменные и нестационарные звезды.
27. Эволюция звезд
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ-4ч.
28. Наша Галактика
29. Другие звездные системы — галактики
30. Космология начала ХХ в.
31. Основы современной космологии
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ-1ч.
32. Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»
33. Итоговый зачет по курсу Астрономия.11 класс
34. Резерв


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».