5_class Изобразительное искусство
Пояснительная записка к рабочей программе предмета «Изобразительное искусство» 5 класс Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности ученика школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы. Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении среднеклассников. Цели и задачи. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»: -развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; -воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства, архитектуры и дизайна; -освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, -декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; -овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); - формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются: 1. Федеральный закон № 273 - ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; 3. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (в действующей редакции); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 6. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.32821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"; 8. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»; 9. Учебный план 5-9 классов. Обоснование выбора программы. Программа «Искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные виды искусства. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности – изобразительной, декоративной, конструктивной. Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Основные принципы программы: 1) целостная система введения в художественную культуру; 2) принцип «от жизни через искусство к жизни»; 3) принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы; 4) принцип единства восприятия и созидания; 5) проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта; 6) развитие художественно-образного мышления; На уроках данной программы вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров. Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Три вида художественной деятельности сопутствуют учащимся все годы обучения и представлены в игровой форме. Изменения в авторскую программу не внесены. Место и роль предмета. Предмет «Изобразительное искусство» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю. Данная рабочая программа ориентирована на 34 учебных часа. Формы организации учебного процесса различны: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная. Для рациональной организации педагогического процесса в большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных особенностей учащихся при определении домашнего задания. Технологии обучения. Обучение строится поэтапно с учётом формирования деятельности: от отработки отдельных действий к их взаимосвязи и целостности деятельности, от осуществления действий по опорам к осуществлению действий без опор. Виды и формы контроля. Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся Этапы оценивания детского рисунка: как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание; характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное; владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка; общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус. Критерии оценивания знаний и умений Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна. Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок. Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки. Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены Практические занятия Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Содержание учебного предмета Содержание программы распределено по четвертям – ступеням, которые выстраиваются последовательно. Особое внимание уделяется на конструирование объёмной формы с последующим её декорированием. Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - 34 часа. Тема, содержание. • Древние корни народного искусства. Основа темы – орнамент народного искусства. • Связь времен в народном искусстве – роль народных художественных промыслов (жостово, гжель и т.д.) • Декор – человек, общество, время - роль декоративного искусства в жизни человека. • Декоративное искусство в современном мире – современное искусство и его роль в жизни современного человека. Учебно-тематический план • Древние корни народного искусства – 8 ч. • Связь времен в народном искусстве – 11 ч. • Декор – человек, общество, время – 8ч. • Декоративное искусство в современном мире – 7 ч. Планируемые результаты В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать: • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; • наиболее крупные художественные музеи России и мира; • значение изобразительного искусства в художественной культуре; уметь: • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности; • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция); • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • восприятия и оценки произведений искусства; • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера). • освоить основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображении на плоскости и в объеме; украшения или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов: уметь: - правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку; - свободно работать карандашом, проводить линии различной толщины; - правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера изображения; - анализировать произведения искусства; - активно использовать различные термины и понятия; - выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного мира, геометрических форм; - рисовать кистью, смешивая цвета, отличая теплые от холодных. - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Для реализации рабочей программы используется методическое пособие «Рабочие программы по изобразительному искусству 5-7 классы» /по программе под редакцией Б.М. Неменского/. Издательство Планета. Авт.-сост.: Буланова Ирина Вениаминовна, 2010г. Сборник содержит подробное тематическое планирование и контрольно измерительные материалы для 5-7 классов. Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения изобразительному искусству Для учащихся Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса /под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014. Для учителя Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы : учеб. пособие для общеобразоват.организаций / [Б. М. Неменский, Л. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4е изд. — М. : Просвещение Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы /под редакцией Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2009 Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 класс- М.: Просвещение, 2012 Средства обучения • Компьютер • Таблицы по декоративно-прикладному искусству • Репродукции картин разных художников. • Муляжи для рисования • Тела геометрические • Предметы для натурной постановки (кувшины, вазы и др.). • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий. №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Календарно – тематическое планирование Тема урока Дата Дата проведения проведения (планируемая) (фактическая) Древние образы в народном искусстве. Декор русской избы. Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома/русская печь в интерьере. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды Связь времён в народном искусстве Древние образы в современных народных игрушках. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20. 21 22 23. 24 25 26 27. 28 29 30 31 32 33 34 Богородская деревянная резная игрушка с элементами движения. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла. Керамика Скопина (Рязань). Опошни (Полтава). Связь времён в народном искусстве Орнамент как основа декоративного украшения/беседа/ Орнамент как основа декоративного украшения /зооморфный орнамент в полосе/ Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). Декор – человек, общество, время Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. Народные праздничные обряды. Масленица. Изготовление куклы Масленицы. О чём рассказывают гербы и эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществе. Герб Ныроба Декоративное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко. Беседа). Одежда говорит о человеке./Бал во дворце Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Декоративное искусство в современном мире. Современное повседневное и выставочное декоративное искусство. Современное декоративное искусство. Витраж./беседа/ Эскиз витража к русским народным сказкам. Современное декоративное искусство. Мозаика./беседа/ Мозаика. Аппликация Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Школа твоими руками «Украсим школу своими руками» Итоговый урок