Рабочая программа по предмету «Право», 11 класс
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управления муниципальными учреждениями администрации Чердынского ГО, Пермского края МАОУ "Ныробская СОШ имени А.В. Флоренко" СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО на заседании методического совета решением Педагогического совета протокол №1 от 25.08.2023 протокол № 1 от 31.08.2023 Директор МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» ________________________ Дьякова Г.Л. Приказ № 323 от «31» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Право» (профильный уровень) для обучающихся 11 классов Ныроб 2023-2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Право» составлена к линии учебников А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной, Т. Ф. Акчурина «Право» для средней школы (10-11 классы) с учетом требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (раздел «Право»). Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ - Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2012 №03-470 «О методических материалах по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ государственного санитарного врача России от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»; - Учебный план 10-11 классов МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко». Главная цель изучения права в современной школе — образование, воспитание и развитие школьника, способного осознать свой гражданско-правовой статус, включающий конституционные права, свободы и обязанности; уважающего закон и правопорядок, права других людей; готового руководствоваться нормами права в своей повседневной деятельности. Задачами изучения права с учетом преемственности с основной школой являются: формирование представлений о правовой сфере как целостной системе, понимания социальной ценности права, его связи с другими сторонами общественной жизни; развитие правосознания и правовой культуры учащихся; формирование знаний базовых норм различных отраслей права в РФ, о человеке как субъекте правоотношений; выработка умений получать правовую информацию из различных, в том числе неадаптированных источников; преобразовывать её и использовать для решения учебных задач, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций; расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; обогащение опыта старшеклассников по применению полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты: гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия: обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и фиксация противоречия в информационных источниках; использование различных модельно-схематических средств для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого; целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения. Коммуникативные универсальные учебные действия: осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.); способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты: классификация государства по их признакам, функциям и формам; характеристика нормативно-правового акта как основы законодательства; различение видов социальных и правовых норм, выявление особенностей правовых норм как вида социальных норм; различение субъектов и объектов правоотношений; дифференциация правоспособности и дееспособности; оценка возможных последствий правомерного и неправомерного поведения человека, умение делать соответствующие выводы; оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации; характеристика Конституции Российской Федерации как основного закона государства, определяющего государственное устройство Российской Федерации; осознанное содействие соблюдению Конституции Российской Федерации, уважение прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка; способность указывать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком; умение устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации; знание элементов системы органов государственной власти в Российской Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации; выявление особенностей судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской Федерации; описание законодательного процесса как целостного государственного механизма; характеристика избирательного процесса в Российской Федерации; способность объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации; умение характеризовать и классифицировать права человека; объяснение основных идей международных документов, направленных на защиту прав человека; характеристика гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, налогового права как ведущих отраслей российского права; умение характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационноправовые формы предпринимательской деятельности; способность иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя; возможность иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора; умение иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности; характеристика прав и обязанностей членов семьи; способность объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака; характеристика трудовых правоотношений и дифференциация участников этих правоотношений; умение раскрывать содержание трудового договора; разъяснение на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; способность иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности; умение различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности; дифференциация видов административных наказаний, видов преступлений и наказания за них; выявление специфики уголовной ответственности несовершеннолетних; способность различать права и обязанности налогоплательщика; умение анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения; способность различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами; умение высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права; способность различать виды юридических профессий; различение предмета и методов правового регулирования; выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и государства; различение прав и обязанностей, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и в рамках других отраслей права; выявление особенностей референдума; способность целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора; умение выявлять способы защиты гражданских прав; определение ответственности родителей по воспитанию своих детей; различение рабочего времени и времени отдыха, умение разрешать трудовые споры правовыми способами; способность описывать порядок освобождения от уголовной ответственности; соотнесение налоговых правонарушений и ответственности за их совершение; применение правовых знаний для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА И ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Изучение права в средней (полной) школе опирается на знание учащимися учебного предмета «Обществознание» в основной школе. Предполагается, что учащиеся уже имеют определенный багаж знаний по праву, поэтому цель данного курса - углубить и привести в систему уже имеющиеся у учащихся правовые знания, привить умение ориентироваться в огромном массиве социальной информации и научиться использовать ее на практике. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Название темы Глава 8. Семейное право Глава 9. Трудовое право Основное содержание темы 11 класс Понятие и источники семейного права. Брак, условия его заключения. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство). Практическая работа по теме «Семейное право» Понятие и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. Охрана труда. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. Контрольная работа по теме «Трудовое право» Кол- Кол-во во к/р и урок провер. ов работ 8 2 8 2 Глава 10. Административное право Глава 10. Уголовное право Повторение и обобщение Правовая культура Понятие и источники административного права. Административные правонарушения. Административные наказания. Понятие и источники уголовного права. Преступление. Виды преступлений. Уголовная ответственность. Наказание. Обстоятельства, смягчающие и отягощающие наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Гражданское процессуальное право (гражданский процесс). Особенности уголовного судопроизводства (уголовный процесс) Резерв. Правовая культура и правосознание. Совершенствование правовой культуры Итого: № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс Наименование раздела и темы программы Колво часов Глава 8. Семейное право (8 ч) Понятие и источники семейного права 1 Брак, условия его заключения 1 Права и обязанности супругов 1 Права и обязанности супругов 1 Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека 1 (попечительство) Семейный кодекс Российской Федерации (работа с источником) 1 Практическая работа по теме «Семейное право» 1 Входная (стартовая) диагностическая работа 1 Глава 9. Трудовое право (8 ч) Понятие и источники трудового права 1 Коллективный договор. Трудовой договор 1 Рабочее время и время отдыха 1 Оплата труда. Охрана труда 1 Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву 1 Трудовой кодекс Российской Федерации (работа с источником) 1 Практикум. Решение задач 1 Контрольная работа по теме «Трудовое право» 1 Глава 10. Административное право (7 ч) Понятие и источники административного права. 1 Административные правонарушения 1 Административные правонарушения 1 Административные наказания 1 Административные наказания 1 Кодекс Российской Федерации об административных 1 правонарушениях Практическая работа по теме «Административное право» 1 Глава 10. Уголовное право (8 ч) Понятие и источники уголовного права 1 Преступление. Виды преступлений 1 7 1 10 1 23 1 4 68 5 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Преступление. Виды преступлений Уголовная ответственность. Наказание Обстоятельства, смягчающие и отягощающие наказание Уголовная ответственность несовершеннолетних Практическая работа по теме «Уголовное право» Промежуточная диагностическая работа Глава 11. Основы судопроизводства (10 ч) Процессуальное право: гражданский процесс Процессуальное право: гражданский процесс Процессуальное право: арбитражный процесс Процессуальное право: арбитражный процесс Процессуальное право: уголовный процесс Процессуальное право: уголовный процесс Процессуальное право: административная юрисдикция Процессуальное право: административная юрисдикция Процессуальное право: конституционное судопроизводство Практическая работа по теме «Основы судопроизводства» Повторение и обобщение (23 ч) Право в системе социальных норм Конституционное право. Основы конституционного строя Российской Федерации Система российского права. Законотворческий процесс Понятие и виды юридической ответственности Понятие и виды юридической ответственности Субъекты гражданского права Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности Имущественные и неимущественные права Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака Особенности административной юрисдикции Экологическое право Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени) Споры, порядок их рассмотрения Основные правила и принципы гражданского процесса Особенности уголовного процесса Гражданство Российской Федерации Гражданство Российской Федерации Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба Права и обязанности налогоплательщика Правоохранительные органы. Судебная система Итоговая диагностическая работа по курсу «Право» Правовая культура (2 ч) Правовая культура и правосознание Совершенствование правовой культуры Резерв Резерв 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)