Рабочая программа по предмету «Право», 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управления муниципальными учреждениями администрации Чердынского ГО,
Пермского края
МАОУ "Ныробская СОШ имени А.В. Флоренко"

СОГЛАСОВАНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
методического совета

решением Педагогического
совета

протокол №1 от 25.08.2023

протокол № 1 от 31.08.2023

Директор МАОУ
«Ныробская СОШ имени
А.В.Флоренко»
________________________
Дьякова Г.Л.
Приказ № 323 от «31»
августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Право»
(профильный уровень)
для обучающихся 11 классов

Ныроб 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Право» составлена к линии учебников А. Ф. Никитина, Т. И.
Никитиной, Т. Ф. Акчурина «Право» для средней школы (10-11 классы) с учетом требований к
результатам обучения, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего (полного) общего образования (раздел «Право»).
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей
программы, являются
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
- Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. №254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2012 №03-470 «О
методических материалах по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной
образовательной программы начального общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ государственного санитарного
врача России от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»;
- Учебный план 10-11 классов МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко».
Главная цель изучения права в современной школе — образование, воспитание и развитие
школьника, способного осознать свой гражданско-правовой статус, включающий конституционные
права, свободы и обязанности; уважающего закон и правопорядок, права других людей; готового
руководствоваться нормами права в своей повседневной деятельности.
Задачами изучения права с учетом преемственности с основной школой являются:
 формирование представлений о правовой сфере как целостной системе, понимания социальной
ценности права, его связи с другими сторонами общественной жизни;
 развитие правосознания и правовой культуры учащихся;
 формирование знаний базовых норм различных отраслей права в РФ, о человеке как субъекте
правоотношений;
 выработка умений получать правовую информацию из различных, в том числе
неадаптированных источников; преобразовывать её и использовать для решения учебных задач, а
также для анализа и оценки жизненных ситуаций; расширение палитры способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и государства;
 обогащение опыта старшеклассников по применению полученных знаний и умений в
различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, в сферах
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
 гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности
перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
 гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения;
 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
 самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
 оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
 постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
 выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
 организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
 сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
 обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
 критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и фиксация
противоречия в информационных источниках;
 использование различных модельно-схематических средств для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
 критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;
 целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
 способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);

 способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
 возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты:
 классификация государства по их признакам, функциям и формам;
 характеристика нормативно-правового акта как основы законодательства;
 различение видов социальных и правовых норм, выявление особенностей правовых норм как
вида социальных норм;
 различение субъектов и объектов правоотношений;
 дифференциация правоспособности и дееспособности;
 оценка возможных последствий правомерного и неправомерного поведения человека, умение
делать соответствующие выводы;
 оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка и законности
в Российской Федерации;
 характеристика Конституции Российской Федерации как основного закона государства,
определяющего государственное устройство Российской Федерации;
 осознанное содействие соблюдению Конституции Российской Федерации, уважение прав и
свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
 способность указывать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между
государством и человеком;
 умение устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской
Федерации;
 знание элементов системы органов государственной власти в Российской Федерации; различать
функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации;
 выявление особенностей судебной системы и системы правоохранительных органов в
Российской Федерации;
 описание законодательного процесса как целостного государственного механизма;
 характеристика избирательного процесса в Российской Федерации;
 способность объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного
самоуправления в Российской Федерации;
 умение характеризовать и классифицировать права человека;
 объяснение основных идей международных документов, направленных на защиту прав
человека;
 характеристика гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного,
налогового права как ведущих отраслей российского права;
 умение характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационноправовые формы предпринимательской деятельности;
 способность иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
 возможность иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности,
различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового
договора;
 умение иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
 характеристика прав и обязанностей членов семьи;
 способность объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
 характеристика трудовых правоотношений и дифференциация участников этих
правоотношений;
 умение раскрывать содержание трудового договора;
 разъяснение на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;

 способность иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение
к дисциплинарной ответственности;
 умение различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения
к административной ответственности;
 дифференциация видов административных наказаний, видов преступлений и наказания за них;
 выявление специфики уголовной ответственности несовершеннолетних;
 способность различать права и обязанности налогоплательщика;
 умение анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения;
 способность различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно
применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
 умение высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в
необходимости соблюдения норм права;
 способность различать виды юридических профессий;
 различение предмета и методов правового регулирования;
 выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и государства;
 различение прав и обязанностей, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и в
рамках других отраслей права;
 выявление особенностей референдума;
 способность целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
 умение выявлять способы защиты гражданских прав;
 определение ответственности родителей по воспитанию своих детей;
 различение рабочего времени и времени отдыха, умение разрешать трудовые споры правовыми
способами;
 способность описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
 соотнесение налоговых правонарушений и ответственности за их совершение;
 применение правовых знаний для аргументации собственной позиции в конкретных правовых
ситуациях с использованием нормативных актов.
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА И ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение права в средней (полной) школе опирается на знание учащимися учебного предмета
«Обществознание» в основной школе. Предполагается, что учащиеся уже имеют определенный багаж
знаний по праву, поэтому цель данного курса - углубить и привести в систему уже имеющиеся у
учащихся правовые знания, привить умение ориентироваться в огромном массиве социальной
информации и научиться использовать ее на практике.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы

Глава 8. Семейное
право

Глава 9. Трудовое
право

Основное содержание темы

11 класс
Понятие и источники семейного права. Брак, условия его
заключения. Права и обязанности супругов. Права и
обязанности родителей и детей. Усыновление, опека
(попечительство). Практическая работа по теме
«Семейное право»
Понятие и источники трудового права. Коллективный
договор. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха.
Оплата труда. Охрана труда. Трудовые споры.
Ответственность по трудовому праву. Контрольная
работа по теме «Трудовое право»

Кол- Кол-во
во
к/р и
урок провер.
ов
работ
8

2

8

2

Глава 10.
Административное
право
Глава 10. Уголовное
право

Повторение и
обобщение
Правовая культура

Понятие и источники административного права.
Административные правонарушения. Административные
наказания.
Понятие и источники уголовного права. Преступление.
Виды
преступлений.
Уголовная
ответственность.
Наказание. Обстоятельства, смягчающие и отягощающие
наказание.
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних.
Гражданское процессуальное право (гражданский
процесс). Особенности уголовного судопроизводства
(уголовный процесс)
Резерв.
Правовая культура и правосознание. Совершенствование
правовой культуры

Итого:

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
Наименование раздела и темы программы
Колво
часов
Глава 8. Семейное право (8 ч)
Понятие и источники семейного права
1
Брак, условия его заключения
1
Права и обязанности супругов
1
Права и обязанности супругов
1
Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека
1
(попечительство)
Семейный кодекс Российской Федерации (работа с источником)
1
Практическая работа по теме «Семейное право»
1
Входная (стартовая) диагностическая работа
1
Глава 9. Трудовое право (8 ч)
Понятие и источники трудового права
1
Коллективный договор. Трудовой договор
1
Рабочее время и время отдыха
1
Оплата труда. Охрана труда
1
Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву
1
Трудовой кодекс Российской Федерации (работа с источником)
1
Практикум. Решение задач
1
Контрольная работа по теме «Трудовое право»
1
Глава 10. Административное право (7 ч)
Понятие и источники административного права.
1
Административные правонарушения
1
Административные правонарушения
1
Административные наказания
1
Административные наказания
1
Кодекс Российской Федерации об административных
1
правонарушениях
Практическая работа по теме «Административное право»
1
Глава 10. Уголовное право (8 ч)
Понятие и источники уголовного права
1
Преступление. Виды преступлений
1

7

1

10

1

23

1

4
68

5

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Преступление. Виды преступлений
Уголовная ответственность. Наказание
Обстоятельства, смягчающие и отягощающие наказание
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Практическая работа по теме «Уголовное право»
Промежуточная диагностическая работа
Глава 11. Основы судопроизводства (10 ч)
Процессуальное право: гражданский процесс
Процессуальное право: гражданский процесс
Процессуальное право: арбитражный процесс
Процессуальное право: арбитражный процесс
Процессуальное право: уголовный процесс
Процессуальное право: уголовный процесс
Процессуальное право: административная юрисдикция
Процессуальное право: административная юрисдикция
Процессуальное право: конституционное судопроизводство
Практическая работа по теме «Основы судопроизводства»
Повторение и обобщение (23 ч)
Право в системе социальных норм
Конституционное право. Основы конституционного строя
Российской Федерации
Система российского права. Законотворческий процесс
Понятие и виды юридической ответственности
Понятие и виды юридической ответственности
Субъекты гражданского права
Организационно-правовые
формы
и
правовой
режим
предпринимательской деятельности
Организационно-правовые
формы
и
правовой
режим
предпринимательской деятельности
Имущественные и неимущественные права
Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения
трудового договора
Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия
заключения и расторжения брака
Особенности административной юрисдикции
Экологическое право
Международное право (международная защита прав человека в
условиях мирного и военного времени)
Споры, порядок их рассмотрения
Основные правила и принципы гражданского процесса
Особенности уголовного процесса
Гражданство Российской Федерации
Гражданство Российской Федерации
Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
Права и обязанности налогоплательщика
Правоохранительные органы. Судебная система
Итоговая диагностическая работа по курсу «Право»
Правовая культура (2 ч)
Правовая культура и правосознание
Совершенствование правовой культуры
Резерв
Резерв

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».