Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся 8 классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ныробская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко» Согласовано Принято на заседании методического объединения от 25.08.2023 решением Педагогического совета протокол от 31.08.2023 № 1 Утверждено МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» __________Г.Л. Дьякова Приказ № 323-од от «31 » августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «География» для обучающихся 8 классов Рабочая программа является частью ООП ООО МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» Ныроб, 2023 Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами: 1. Федеральный закон № 273 - ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” 3. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 5. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.32821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; 6. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; 7. Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 18.07.2014 № СЭД26-01-04-627 "Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации, и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения на дому"; 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"; 9. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»; Разработанная рабочая программа реализуется по учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной и др. «География. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2017, Количество учебных часов: 68 часов в год (2 часа в неделю). Основными целями являются: - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире; - воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов; - формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны; Основные задачи: - формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства; - формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов; - развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, интернет - ресурсов; - развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы; - создание образа своего родного края. Планируемые результаты обучения. Знать/понимать: основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности; чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. Называть (показывать): основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры; основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы; географические районы, их территориальный состав; Описывать: природные ресурсы; внутренние воды России; особенности морей, как крупных природных комплексов; традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях; геологическое строение России; крупные природные районы России; типы климатов России Объяснять: стихийные природные явления; влияние природных ресурсов на жизнь и здоровье человека; экологические проблемы и экологические ситуации в России; охрану биологических ресурсов России; влияние климата на жизнь и деятельность человека; современные социально-экономические и экологические проблемы территорий. Содержание программы Тема 1: Россия в мире (6 часов) Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. Часовые пояса. Оценка размеров территории, физикогеографического, геополитического положения. Как изучали и осваивали территорию России. Тема2: Россияне. (10 часов) Численность населения. Воспроизводство населения. Демография в Российской Федерации. Города и сельские поселения. Урбанизация. Миграция населения. Россияне на рынке труда. Тема 3: Природа (17 часов) Зарождение Земли. Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Климатообразующие факторы на территории страны. Солнечная радиация и радиационный баланс. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, Водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Тема 4: Природно-хозяйственные зоны (7 часов) Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, пути рационального использования, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах. Природная зона своей местности, ее экологические проблемы. Тема 5: Хозяйство (28 час) Развитие хозяйства. Особенности экономики Российской Федерации. Отраслевые комплексы. Знакомство с топливно-энергитическим комплексом. Угольная, нефтяная и газовая промышленность. Виды и размещение энергетических станций на территории Российской Федерации. Металлургия. Полезные ископаемые на территории Российской Федерации. Химическая и лесопромышленный комплекс. Сельское хозяйство. Транспортная инфраструктура. Информационный комплекс. Учебно-тематический план: № раздела Название разделов и тем Количество часов 1 2 Россия в мире Россияне Население Города и сельские поселения Природа Рельеф Атмосфера Водные ресурсы России Почва Природно-хозяйственные зоны Хозяйство Развитие хозяйства Отраслевые комплексы 6: 10 5 5 17: 5 5 6 1 7 28 3 26 68 3 4 5 Итого: Литература и средства обучения: 1. Академический учебник «География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2017. 2. География.8 кл.: Атлас, - М.: Просвещение,2017 3. Интернет-ресурсы Географические обучающие модели. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-46958479-da00a58992ce/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=28 4. География 6-10 классы. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/523e4226-60b8-b9f7-d940984745d86418/118882/?interface=catalog&class=48&subject=28 5. Кроме того, при ведении курса в 8 классе используется дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает: учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы др.); инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания образования); Календарно-тематическое планирование. № уро ка Изучаемая тема Сроки изучения планируе мая дата проведен ия Тема 1: Россия в мире 1 Мы и наша страна на карте мира 2. Учимся с «Полярной звездой» (1) 3. Наша страна на карте часовых поясов 4. Как ориентироваться по карте России 5. Входная контрольная работа фактическ ая дата проведени я 6 Формирование территории России Тема 2: Россияне 7. Наше национальное богатство и наследие 8. Численность населения 9. Воспроизводство населения 10 Наш «демографический портрет» 11 Учимся с «Полярной звездой» (2) Самостоятельная работа по теме «Население» 12 Мозаика народов 13 Размещение населения 14 Города и сельские поселения. Урбанизация 15 Миграция населения 16 Россияне на рынке руда Самостоятельная работа по теме «Россияне» Тема 3: Природа 17 История развития земной коры 18 Рельеф: тектоническая основа 19 Рельеф: скульптура поверхности 20 Ресурсы земной коры 21 Учимся с «Полярной звездой» (3) 22 Солнечная звезда 23 Атмосферная циркуляция 24 Зима и лето в нашей северной стране 25 Учимся с «Полярной звездой» (4) 26 Как мы живем и работаем в нашем климате 27 Наши моря 28 Наши реки 29 Где спрятана вода 30. Полугодовая контрольная работа 31 Водные дороги и перекрестки 32. Учимся с «Полярной звездой» (5) 33 Почвы – особое природное тело Тема 4: Природно-хозяйственные зоны 34 Северные безлесные зоны 35. Лесные зоны 36 Степи и лесостепи 37. Южные безлесные зоны 38 Субтропики. Высотная поясность в горах 39 Самостоятельная работа по теме «Природные зоны России» 40 Учимся с «Полярной звездой» (6) Тема 5: Хозяйство 41 Развитие хозяйства. 42 Особенности экономики России 43 Учимся с «Полярной звездой» (7) 44 Отраслевые комплексы России 45 Топливно-энергетический комплекс 46 Угольная промышленность 47 Нефтяная промышленность 48 Газовая промышленность 49. Электроэнергетика 50 Самостоятельная работа по теме «Топливно-энергетический комплекс» 51 Виды и размещение электростанций на территории Российской Федерации 52 Металлургический комплекс. 53 Черная металлургия 54 Цветная металлургия 55 Машиностроение 56. Химическая промышленность 57. Лесопромышленный комплекс 58 Целлюлозно-бумажная промышленность 59 Самостоятельная работа по теме «Отраслевые комплексы РФ» 60 Сельское хозяйство. Растениеводство 61 Сельское хозяйство. Животноводство 62 Учимся с «Полярной звездой» (8) 63 Транспортная инфраструктура (1) 64 Транспортная инфраструктура (2) 65 Социальная инфраструктура 66 Годовая контрольная работа 67 Информационная инфраструктура 68 Учимся с «Полярной звездой» (9) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)