Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся 8 классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко»

Согласовано

Принято

на заседании
методического объединения
от 25.08.2023

решением
Педагогического совета
протокол от 31.08.2023 № 1

Утверждено
МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»
__________Г.Л. Дьякова
Приказ № 323-од
от «31 » августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
для обучающихся 8 классов
Рабочая программа является частью ООП ООО
МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»

Ныроб, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии с основными
нормативными документами:
1. Федеральный закон № 273 - ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования”
3. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
5. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.32821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
6. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья";
7. Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 18.07.2014 № СЭД26-01-04-627 "Об
утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной
образовательной организации, и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся
в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения на дому";
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования";
9. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»;
Разработанная рабочая программа реализуется по учебнику А. И. Алексеева, В. В.
Николиной, Е. К. Липкиной и др. «География. 8 класс»: учебник для общеобразовательных
учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2017,
Количество учебных часов: 68 часов в год (2 часа в неделю).
Основными целями являются:
- формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о
месте нашей страны в современном мире;
- воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и
населяющих ее народов;
- формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином,
патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны;
Основные задачи:
- формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном
географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
- формирование позитивного географического образа России как огромной территории с
уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее
народов;

- развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из
различных источников – карт, учебников, статистических данных, интернет - ресурсов;
- развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие
меры по защите и охране природы;
- создание образа своего родного края.
Планируемые результаты обучения.
Знать/понимать:

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах,
взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую
зональность и поясность;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных
регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства
Российской Федерации; особенности ее природы;

меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных
явлений;
уметь:


выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:






ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за
отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения
комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с
помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее
использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных
источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
 основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
 основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
 географические районы, их территориальный состав;

Описывать:
 природные ресурсы;
 внутренние воды России;
 особенности морей, как крупных природных комплексов;
 традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных
образованиях;
 геологическое строение России;
 крупные природные районы России;
 типы климатов России
Объяснять:
 стихийные природные явления;
 влияние природных ресурсов на жизнь и здоровье человека;
 экологические проблемы и экологические ситуации в России;
 охрану биологических ресурсов России;
 влияние климата на жизнь и деятельность человека;
 современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Содержание программы
Тема 1: Россия в мире (6 часов)
Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности
географического положения России. Часовые пояса. Оценка размеров территории, физикогеографического, геополитического положения. Как изучали и осваивали территорию России.
Тема2: Россияне. (10 часов)
Численность населения. Воспроизводство населения. Демография в Российской Федерации.
Города и сельские поселения. Урбанизация. Миграция населения. Россияне на рынке труда.
Тема 3: Природа (17 часов)
Зарождение Земли. Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры.
Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины.
Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны
и проблемы их рационального использования.
Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движение земной
коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные
рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения.
Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы,
жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Климатообразующие факторы на территории страны. Солнечная радиация и радиационный
баланс. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и
антициклоны Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, Водоразделы,
бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек,
ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Тема 4: Природно-хозяйственные зоны (7 часов)
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей,
полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, пути рационального использования, экологические
проблемы. Заповедники.
Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в
горах. Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.
Тема 5: Хозяйство (28 час)
Развитие хозяйства. Особенности экономики Российской Федерации. Отраслевые комплексы.
Знакомство с топливно-энергитическим комплексом. Угольная, нефтяная и газовая
промышленность. Виды и размещение энергетических станций на территории Российской
Федерации. Металлургия. Полезные ископаемые на территории Российской Федерации. Химическая
и лесопромышленный комплекс. Сельское хозяйство. Транспортная инфраструктура.
Информационный комплекс.
Учебно-тематический план:

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1
2

Россия в мире
Россияне
Население
Города и сельские поселения
Природа
Рельеф
Атмосфера
Водные ресурсы России
Почва
Природно-хозяйственные зоны
Хозяйство
Развитие хозяйства
Отраслевые комплексы

6:
10
5
5
17:
5
5
6
1
7
28
3
26
68

3

4
5
Итого:

Литература и средства обучения:
1. Академический учебник «География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И.
Алексеева. Просвещение,2017.
2. География.8 кл.: Атлас, - М.: Просвещение,2017
3. Интернет-ресурсы
Географические обучающие модели. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-46958479-da00a58992ce/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=28
4. География 6-10 классы. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/523e4226-60b8-b9f7-d940984745d86418/118882/?interface=catalog&class=48&subject=28
5. Кроме того, при ведении курса в 8 классе используется дидактическое обеспечение учебного
процесса наряду с учебной литературой включает: учебные материалы иллюстративного
характера (опорные конспекты, схемы, таблицы др.); инструментарий диагностики уровня
обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения
учащимися содержания образования);
Календарно-тематическое планирование.
№
уро
ка

Изучаемая тема

Сроки изучения
планируе
мая
дата
проведен
ия

Тема 1: Россия в мире
1

Мы и наша страна на карте мира

2.

Учимся с «Полярной звездой» (1)

3.

Наша страна на карте часовых поясов

4.

Как ориентироваться по карте России

5.

Входная контрольная работа

фактическ
ая дата
проведени
я

6

Формирование территории России
Тема 2: Россияне

7.

Наше национальное богатство и наследие

8.

Численность населения

9.

Воспроизводство населения

10

Наш «демографический портрет»

11

Учимся с «Полярной звездой» (2) Самостоятельная работа по теме
«Население»

12

Мозаика народов

13

Размещение населения

14

Города и сельские поселения. Урбанизация

15

Миграция населения

16

Россияне на рынке руда Самостоятельная работа по теме
«Россияне»
Тема 3: Природа

17

История развития земной коры

18

Рельеф: тектоническая основа

19

Рельеф: скульптура поверхности

20

Ресурсы земной коры

21

Учимся с «Полярной звездой» (3)

22

Солнечная звезда

23

Атмосферная циркуляция

24

Зима и лето в нашей северной стране

25

Учимся с «Полярной звездой» (4)

26

Как мы живем и работаем в нашем климате

27

Наши моря

28

Наши реки

29

Где спрятана вода

30.

Полугодовая контрольная работа

31

Водные дороги и перекрестки

32.

Учимся с «Полярной звездой» (5)

33

Почвы – особое природное тело
Тема 4: Природно-хозяйственные зоны

34

Северные безлесные зоны

35.

Лесные зоны

36

Степи и лесостепи

37.

Южные безлесные зоны

38

Субтропики. Высотная поясность в горах

39

Самостоятельная работа по теме «Природные зоны России»

40

Учимся с «Полярной звездой» (6)
Тема 5: Хозяйство

41

Развитие хозяйства.

42

Особенности экономики России

43

Учимся с «Полярной звездой» (7)

44

Отраслевые комплексы России

45

Топливно-энергетический комплекс

46

Угольная промышленность

47

Нефтяная промышленность

48

Газовая промышленность

49.

Электроэнергетика

50

Самостоятельная работа по теме «Топливно-энергетический
комплекс»

51

Виды и размещение электростанций на территории Российской
Федерации

52

Металлургический комплекс.

53

Черная металлургия

54

Цветная металлургия

55

Машиностроение

56.

Химическая промышленность

57.

Лесопромышленный комплекс

58

Целлюлозно-бумажная промышленность

59

Самостоятельная работа по теме «Отраслевые комплексы РФ»

60

Сельское хозяйство. Растениеводство

61

Сельское хозяйство. Животноводство

62

Учимся с «Полярной звездой» (8)

63

Транспортная инфраструктура (1)

64

Транспортная инфраструктура (2)

65

Социальная инфраструктура

66

Годовая контрольная работа

67

Информационная инфраструктура

68

Учимся с «Полярной звездой» (9)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».