Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» I вариант 1 - 4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко»

Согласовано
на заседании
методического
объединенияот 29.08.2025

Принято
решением
Педагогического совета
протокол от 29.08.2025 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
РУЧНОЙ ТРУД
I вариант 1 - 4 класс

Утверждено
МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»
____________М.А.Пчелкина
Приказ № 246-од
от «29 » августа 2025 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» разработана в соответствии с:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 (Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации №1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
• Адаптированной основной общеобразовательной программы М А О У «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко» обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
далее АООП УО (вариант 1), соответствующей ФАООП, утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022 г.№ 1026;
• Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
• Учебного плана МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко».
Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни
человека.
Огромное значение придаётся ручному труду в развитии ребёнка, так как в нём заложены
неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.
Данная
программа
реализуется
через
следующий
Учебнометодический комплекс:
•
Технология. Ручной труд. 1 класс: учеб.для общеобразоват. организаций,
адапт. основные общеобразоват. программы /Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.Просвещение, 2018.-143с.
•
Технология. Ручной труд. 2 класс: учеб.для общеобразоват. организаций,
адапт. основные общеобразоват. программы /Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.Просвещение, 2018.-143с.
•
Технология. Ручной труд. 3 класс: учеб.для общеобразоват. организаций,
адапт. основные общеобразоват. программы /Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.Просвещение, 2018.-143с.
•
Технология. Ручной труд. 4 класс: учеб.для общеобразоват. организаций,
адапт. основные общеобразоват. программы /Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.Просвещение, 2018.-143с.

реализующих
9-е изд.-М.:
реализующих
9-е изд.-М.:
реализующих
9-е изд.-М.:
реализующих
9-е изд.-М.:

Общая характеристика учебного предмета
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности
учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному
обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей
личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе
предметно- преобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета:
формирование
представлений
о материальной
культуре
как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
формирование
представлений
о
гармоничном
единстве природногои рукотворного мира и о месте в нём человека.
расширение
культурного
кругозора,
обогащение
знаний
о
культурно-исторических традициях в мире вещей
—
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
2

—
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в
предметно-преобразующей деятельности.
—
формирование интереса к разнообразным видам труда.
—
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения,
мышления, речи).
—
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение).
—
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических
умений.
—
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью).
—
формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации.
—
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности,
инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
—
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных
особенностей, которая предусматривает:
—
коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы,
строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом
объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
—
развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном
изготовлении изделия;
—
коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно- двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного
трудового материала.
Специфической особенностью программы является применение наглядного материала.
Эффективность применения наглядных средств в основном объясняется тем, что при зрительном
восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и остаются в памяти, чем
создаваемые только на основе речевого сообщения. К наглядным средствам относятся реальные
предметы, изображения, трудовые действия, с помощью которых раскрывается сущность
воспринятого обучающимися. Необходимым наглядным средством служит образец (практический
показ приема
работы). Его цель состоит
в восприятии и первоначальном запоминании
обучающимися трех составляющих приема работы:
-образа результата действий;
-орудия труда;
-образа трудовых движений.
Трудности, которые испытывают обучающиеся при усвоении теоретических знаний, хорошо
известны. Поэтому, именно применение наглядных средств является отличным способом развития
умений детей, активизирует внимание, улучшает восприятие учебного процесса.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Ручной труд» отводится:
в 1 классе по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
во 2 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
в 3 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
в 4 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
Возможны уменьшения количества часов, в зависимости от изменения годового календарного
учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Для детей с умственной отсталостью не может быть единого стандарта, так как возможности
3 в

развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго индивидуальны. Освоение обучающимися
программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
• Личностных;
• Предметных.
Личностные результатыосвоения программы включают:
• индивидуально-личностные качества
• социальные (жизненные ) компетенции обучающейся
• социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты формируются за счет реализации программ отдельных предметов,
курсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной деятельности, так и программ
формирования базовых учебных действий, воспитания обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
формирования
экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни, коррекционной работы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные результаты освоения
программы:
Требования ФГОС образования
обучающихся с УО
(интеллектуальными нарушениями) к
личностным результатам
Формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и
социальной частей;
Формирование уважительного
отношения к иному мнению,
Развитие адекватных представлений о
собственных возможностях

Овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире

Овладение социально бытовыми умениями,
используемыми в повседневной жизни

Владение навыками коммуникации и
принятыми ритуалами социального
взаимодействия
Способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных
ролей

Индикаторы достижения требований
личностных результатов
(содержание показателя)
Бережно относиться к окружающему миру
(через трудовое и экологическое
воспитание: дежурство, поручения).
Уметь выслушать иное мнение.

Ориентироваться в классе, школе (знать,
где классный кабинет, спортзал, столовая,
расписание уроков и т.д.).
Уметь обратиться с просьбой (например, о
помощи) или сформулировать просьбу о
своих
потребностях.
Знать и соблюдать нормы и правила
поведения в общественных местах.
Выполнять поручения в школе ( выполнить
уборку, провести
дежурство и т.д.»).
Выполнять насущно необходимые действия
(бытовые навыки: самостоятельно поесть,
одеться, и
т.д.).
Участвовать в повседневной жизни
класса и школы.
Уметь адекватно общаться со
сверстниками и взрослыми
Уметь корректно привлечь к себе
внимание.
Уметь выразить свои чувства: отказ,
недовольство, благодарность, сочувствие,
просьбу

4

Принятие и освоение социальной роли
обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной
деятельности

Участвовать в процессе обучения в
соответствии со своими возможностями.
Формирование мотивации к
обучению
Знать и выполнять правила учебного
поведения.

Развитие навыков сотрудничества со
Уметь работать в группе сверстников:
взрослыми и сверстниками в разных принимать и оказывать помощь,
социальных ситуациях
адекватно высказывать свое мнение и
выслушивать чужое. Адекватно оценивать
свою работу и работу
других
Уметь сотрудничать со взрослыми:
принимать помощь, адекватно общаться и
реагировать на замечания.
Развитие этических чувств,
доброжелательности

Проявлять в отношениях со взрослыми и
сверстниками доброжелательность,
отзывчивость, сопереживание.

Программа ориентирована на достижение обучающимися базовых учебных действий.
Личностные учебные действия обучающиеся должны демонстрировать:
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических
нормах и правилах поведения в современном обществе.

5

Предметные результаты:
К концу обучения в 1 классе
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Знать:
Знать:
- правила организации рабочего места;
-правила рациональной организации
- названий инструментов, необходимых труда, включающих упорядоченность
на уроках ручного
действий и самодисциплину;
труда, их устройства, правил техники
-названий инструментов, необходимых на
безопасной работы с колющими и режущими уроках ручного труда, их устройства;
инструментами;
-знать и использовать правила безопасной
- приемы работы с бумагой, работы
работы с режущими и колющими
пластилином, природным материалом,
инструментами соблюдать санитарнонитками;
гигиенические требований при выполнении
- приемы, формообразования,
трудовых работ;
соединения деталей;
-приемы работы с бумагой, работы
Уметь:
пластилином, природным материалом,
-ориентироваться в задании, сравнивать нитками;
образец с натуральным объектом с частичной
-приемы, формообразования, соединения
помощью учителя;
деталей;
-уметь по вопросам дать отчет о
последовательности изготовления изделий;
-правильнорасполагать детали, соблюдать
пропорций, рационально располагать
материал на рабочем столе;
-употреблять в речи слове,
характеризующих пространственные
признаки предметов и пространственные
отношений между ними.

6

К концу обучения во 2 классе
Минимальный уровень
Знать:
- правила организации рабочего места;
- названий инструментов, необходимых
на уроках ручного
труда, их устройства, правил техники
безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
- приемы работы с бумагой, работы
пластилином, природным материалом,
нитками;
- приемы, формообразования,
соединения деталей;
Уметь:
-самостоятельно ориентироваться в
задании, сравнивать образец с натуральным
объектом, чучелом, игрушкой;
-уметь по вопросам дать отчет о
последовательности изготовления изделий;
-правильно располагать детали,
соблюдать пропорций, рационально
располагать материал на рабочем столе;
-употреблять в речи слове,
характеризующих пространственные
признаки предметов и пространственные
отношений между ними.

Достаточный уровень:
Знать:
-правила рациональной организации
труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
-названия инструментов, необходимых на
уроках ручного труда, их устройства;
-знать и использовать правила безопасной
работы с режущими и колющими
инструментами соблюдать санитарногигиенические требований при выполнении
трудовых работ;
-приемы работы с бумагой, работы
пластилином, природным материалом,
нитками;
-приемы, формообразования, соединения
деталей;
Уметь:
-Самостоятельно сравнивать образец
изделия с натуральным объектом.
-Самостоятельно составлять план работы
над изделием.
-Выполнять
изделия
с
частичной
помощью учителя и самостоятельно.
-Уметь придерживаться плана при
выполнении изделий.
-Осуществлять
текущий
отчет
о
проделанной работе.
-Подробно анализировать свое изделие по
отдельным
вопросам
учителя
и
самостоятельно.
потреблять в
речи
техническую
терминологию.
амостоятельно
ориентироваться
на
листе бумаги и подложке. риентироваться
при
выполнении
объемных
работ,
правильное
расположение
деталей,
соблюдение
пропорций и размеров.

7

К концу обучения в 3 классе
Минимальный уровень
Знать:
- правила организации рабочего места;
- названий инструментов, необходимых
на уроках ручного
труда, их устройства, правил техники
безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
- приемы работы с бумагой, работы
пластилином, природным материалом,
нитками;
- приемы, формообразования,
соединения деталей;
Уметь:
-самостоятельно ориентироваться в
задании, сравнивать образец с натуральным
объектом, чучелом, игрушкой;
-уметь по вопросам дать отчет о
последовательности изготовления изделий;
-правильно располагать детали,
соблюдать пропорций, рационально
располагать материал на рабочем столе;
-употреблять в речи слове,
характеризующих пространственные
признаки предметов и пространственные
отношений между ними.

Достаточный уровень
Знать:

-

Правила
безопасной работы и личной гигиены при
работе
с
колющими
и
режущими
инструментами,
применяемыми
для
обработки различных
материалов,
предусмотренных программой.
- Названия изученных материалов и
инструментов, их назначение;
Способы
и
приемы обработки различных материалов,
предусмотренных программой;
- Правила планирования и организации
труда.
Уметь:
- Ориентироваться в задании с помощью
учителя и самостоятельно.
- Сравнивать образец с натуральным
объектом, чучелом, игрушкой, иллюстрацией.
-Составлять план работы, осуществлять
текущий контроль выполнения изделияс
помощью учителя и самостоятельно.
- Подбирать материалы и инструменты
для работы с помощью учителя и
самостоятельно.
- Выполнять работы с помощью учителя
и самостоятельно.
- Придерживаться плана при
выполнении изделия.
- Производить отчет об этапах
изготовления изделия по вопросам учителя и
самостоятельно.
- Производить отчет о технологии
изготовления отдельных частей изделия и
небольших изделий по вопросам учителя.
- Анализировать своё изделие.
- Употреблять в речи техническую
терминологию.
- Употреблять
в
речи
слова,

8

обозначающие
пространственные
признаки предметов, и слова, обозначающие
пространственные отношения предметов.
- Соблюдать пропорции и размеры,
правильное расположение деталей.

К концу обучения в 4 классе
Минимальный уровень
Достаточный уровень
• знание правил организации рабочего
• знание
правил
рациональной
места и умение его организовать в организации
труда,
включающих
зависимости от характера выполняемой упорядоченность действий и самодисциплину;
работы, (с помощью учителя);
• знание видов художественных ремесел;
• знание
названий
материалов,
•
нахождение
используемых на уроках ручного труда;
необходимой информации в материалах
знание и соблюдение правил при работе с учебника;
ними;
•
знание
и
• знание
названий
инструментов, использование правил безопасной работы с
необходимых на уроках ручного труда, режущими и колющими
инструментами,
правил техники безопасной работы с
соблюдение
санитарноколющими и режущими инструментами;
гигиенических требований при выполнении
•
знание
приемов трудовых работ;
работы, используемые на уроках ручного
• осознанный подбор материалов по их
труда;
физическим, декоративно- художественным и
• анализ
объекта,
подлежащего конструктивным свойствам;
изготовлению, выделение и называние его
•
отбор
признаков и свойств; определение способов оптимальных и доступных технологических
соединения деталей (с помощью наводящих приемов ручной обработки в зависимости от
вопросов учителя);
свойств материалов и поставленных целей;
•
пользование экономное
расходование
доступными технологическими
материалов;
(инструкционными) картами;
•
использование
• составление
стандартного
плана в работе с разнообразной
наглядности:
работы по пунктам ( коллективно ссоставление плана работы над изделием с
направляющей помощью учителя);
опорой на предметно- операционные и
графические
планы,
распознавание
•
владение
простейших технических рисунков, схем,
некоторыми технологическими
чертежей, их чтение и выполнение
приемами ручной обработки материалов;
• использование в работе доступных

9

материалов;
•
выполнение
несложного орнамента самостоятельно.

действий в соответствии с ними в процессе
изготовления изделия;
•
осуществле
ние текущего
самоконтроля
выполняемых
практических
действий
и
корректировка хода практической работы;
• оценка
своих
изделий
(красиво,
некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
•
установлени
е
причинно- следственных связей между
выполняемыми действиями и их результатами;
•
выполнение
общественных
поручений
по
уборке
класса/мастерской после уроков трудового
обучения.

Содержание учебного предмета
В 1 классе:
Работа с природным материалом:
-Экскурсии на природу в разное время года («Цветы на клумбах»,
«Снежки», «Лепка снеговика», «Иней на ветках», «Распускание почек на ветках», «Клумба
весной» и др.).
-Сбор листьев клена, березы, тополя. Панно из засушенных листьев
«Осень», «Узор из засушенных листьев на полосе», «Иней на ветках зимой» и др.
Работа с пластилином:
-Знакомство
со свойствами
пластилина,
условиями
хранения,
подготовка к работе.
-Упражнения в раскатывании пластилина. Изготовление бубликов, баранок.
-Способ
размазывания
пластилина.
Изготовление
огурца, елочки способом
размазывания на заготовках.

10

-Подбор пластилина по цвету. Изготовление овощей.
-Изготовление способом размазывания плоской игрушки.
Лепка раскатыванием
столбиков,
плетенок,
кренделей,
батона, булочек.
-Упражнения в раскатывании столбиков разной толщины (понятия
«длина», «толщина»). Изготовление улиток. Обыгрывание композиции
«Семья улиток».
-Изготовление елок, самолетов. Обыгрывание композиции «Самолеты над лесом».
-Лепка шариков, орешков (скатывание шара). Повторение понятия величины (больше, меньше,
еще меньше). Обыгрывание композиции
«Гусеницы на листочке».
-Скатывание шара и столбика, лепка погремушки.
-Лепка печенья (овсяное). Обыгрывание композиции «Печенье и пирожные для куклы».
-Изготовление из столбиков лесенки-заборчика. Составление композиции «Улица».
-Лепка по образцу яблока, помидора (форма шара).
-Лепка по образцу предметов овальной формы (огурец, картофель, слива, банан). Составление
композиции.
-Лепка: «Мишка-неваляшка», «Зайчик-неваляшка», «Птичка- невеличка» (с использованием
природного материала), «Утенок и цыпленок», «Миска, вазочка, блюдечко». Обыгрывание
композиции
«Угощение для куклы».
Работа с бумагой:
-Обыгрывание и наклеивание композиций: «Дождь идет», «Цветы на клумбе», «Узор на ковре»,
«Осень в лесу».
-Обыгрывание,
наклеивание
на плоских
макетах
композиции
«Зажглись в домах разноцветные огоньки».

11

-Резание ножницами полосок. Изготовление цепочки, бабочки, разных узоров на панно.
-Складывание основы листа. Изготовление книжки, тетрадки.
-Изготовление
складыванием
бумаги летающих
игрушек
(стрела, змей,
самолетик).
-Изготовление открытки из сложенных квадратов.
-Изготовление складыванием бумаги парусника, вертушки, вазы.
-Изготовление подарка «Цветы в вазе».
-Складывание
— сгибание
бумаги.
Изготовление
стаканчика,
корзиночки, тюльпана объемного.
-Резание
ножницами
полос,
квадратов
по сгибу.
Аппликация предметов
из геометрического материала.
-Резание по кривой (разметка по шаблону).
-Аппликация.
Работа с нитками:
-Сматывание клубка. Шнурок. Кисточка. Косичка.
Во 2 классе:
Работа с глиной и пластилином.
Лепка из пластилина молотка.
Лепка из пластилина чашки конической формы. Лепка чашки цилиндрической формы.
Лепка чайной посуды в форме шара.
Лепка фигурок из целого куска пластилина. Лепка композиции к сказке «Колобок».
Работа с природными материалами
Изготовление игрушек из желудей.

12

Изготовление игрушек из ккорлупы ореха. Аппликация из засушенных листьев.
Композиция из шишки и листьев «Пальма». Вышивка.
Работа с бумагой и картоном
Изготовление аппликации из мятой бумаги. Правила работы с шаблоном
Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий. Аппликация из обрывной бумаги.
Изготовление предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур. Изготовление из
бумаги дорожного знака «Переход».
Работа с текстильными материалами
Пришивание пуговиц.
Сматывание ниток в клубок. Свойства ниток. Изготовление игольницы.
Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы.
В 3 классе:
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ
ИЗДЕЛИЯ)
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Изготовление аппликации из
засушенных листьев. Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов.

13

Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма,
величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть.
Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с
природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Организация рабочего места и соблюдение санитарно- гигиенических навыков. Правила
безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки.
Рациональное использование случайных материалов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Изготовление аппликации из обрывной бумаги. Окантовка картона полосками бумаги.
Изготовление картины на окантованном картоне.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы,
применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители
этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
П р и е м ы р а б о т ы . Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем
окантовочных полосок. Приемы обработки углов
изделий
при окантовке.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха и проволоки.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Элементарные сведения о назначении и применении
проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства
проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая).
Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы,
молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарногигиенических требований при работе с проволокой.

14

П р и е м ы р а б о т ы . Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами,
молотком. Резание проволоки кусачками.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Изготовление объёмных изделий из природных материалов (зайчик, черепаха, ёжик, утка).
Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Свойства природных материалов, используемые в работе:
твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие
составы: БФ, столярный клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с
природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ
Сборка из планок треугольника, квадрата.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Элементарные сведения о профессии
слесаря.
Ознакомление с наборами «Школьник»,
«Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки.
Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей
винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка
инструментов.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Изготовление из проволоки букв. Технология изготовления букв О, Л, С, В.
Приемы
р а б о т ы . Правильная
хватка инструмента.
Сгибание проволоки
плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Изготовление цепочки из бумажных колец. Изготовление плоской карнавальной полумаски.
Изготовление шлема (кокошника).
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Сорта картона, применяемые для оформительских работ.
Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы
— поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно- гигиенические
требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами
по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других
материалов к деталям из картона.
РАБОТА
С
ТЕКСТИЛЬНЫМИ
МАТЕРИАЛАМИ
Изготовление закладки из фотоплёнки. Изготовление закладки с вышивкой.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их
свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами.
Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной
работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого
обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы
ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов
мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Изготовление аппликации из древесных опилок.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Способы обработки древесины ручными инструментами.
Опилки. Технология изготовления аппликации из древесных опилок. Организация рабочего места,
санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Правильная хватка инструмента. Работа с шаблоном, картоном, клеем и
кистью, опилками. Окраска опилок акварельными красками и гуашью.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
Изготовление из бумаги матрёшки.
Изготовление из бумаги
собаки.
Тех н и ч е с к и е
сведения .
Свойства
картона.
Правила
15

безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Технология изготовления конусов, цилиндров из картона.
Элементарные сведения о назначении картона. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез
картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по
стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
В 4 классе:
Содержание учебного предмета
Вводный урок. Правила ТБ на уроках Ручного труда.-1ч.
Работа с бумагой- 14 ч.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма,
бумага для печати, рисовальная,). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник).
Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при
работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги.Приемы разметки: разметка с помощью
шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона
геометрических фигур.
Вырезание
ножницами
из
бумаги.Инструменты
для
резания
бумаги.Правила
обращенияножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания
ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по
длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»;
«вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму».
Обрывание бумаги.Отрывание мелких кусочков отлиста бумаги (бумажная мозаика).
Складывание фигурок из бумаги (оригами).Приемы сгибания бумаги:
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей;на основе геометрическихтел
(цилиндра, конуса)
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы
клеевого соединения: «точечное», «сплошное».
Работа с текстильными материалами – 12ч.
Элементарные сведения онитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток.
Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку(плоские игрушки,кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды,фигурки человечком,цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз», Вышивание. Что
делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в
два приема»,
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего
делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится;). Цвет ткани. Инструменты и приспособления,
используемые при работе с тканью. Правила хранения игл.
Шитье.
Завязывание
узелка
на нитке.
Соединение
деталей,
выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного
стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Скручивание
ткани.
Историко-культурологические
сведения(изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани.
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды(пришивание пуговиц.). Пришивание пуговиц (с двумя
и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Пришивание вешалки.
Работа с металлом и проволокой -4ч.
Элементарные сведения о металле (откуда берутся нитки). Применение металла. Свойства
металла. Как работать с металлом. Виды работы с металлом. Уметь выполнять простые изделия из
проволоки (сгибание, скручивание).
Работа с древесиной- 2 ч
16

Элементарные сведения о древесине. Применение древесины. Свойства древесины. Как работать
с древесиной. Инструментарий при обработке древесины. Виды работы с древесиной.
Аппликация из «древесины».
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает выполнение практической
работы.
Тематическое планирование 1 класс:
№ п/п
Виды труда
1.
Вводное занятие. Правила работы
2.
Работа с природными материалами
3.
Работа с бумагой
4.
Работа с пластилином
5.
Работа с природными материалами
6.
Работа с бумагой (с применением клея)
7.
Работа с текстильными материалами
Итого

Количество часов
3
6
11
10
2
23
11
66 ч

17

2 класс:
№
п/ п
1.
2.
3.

Виды труда

Количество часов

Вводный урок.
Работа с глиной и пластилином.
Работа с природными материалами
Работа с бумагой и картоном.
Работа с текстильными материалами
Итого:

1
11
5
11
6
34ч.

3 класс:
№
1
2
3
4
5
6

№
1
2
3
4
5
6

Темы
Повторение Вводный урок
Работа с природным материалом
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами и
нитками
Работа с металлом и проволокой
Работа с древесиной
Повторение
Итого:
4 класс:
Темы
Повторение Вводный урок
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами и
нитками
Работа с металлом и проволокой
Работа с древесиной
Повторение
Итого:

Кол-во часов
2
4
15
6
4
2
1
34 ч
Кол-во часов
1
14
12
4
2
1
34

18

Материально-техническое обеспечение

1.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ГКОУ
«Школа №56»;
2.
Технология. Ручной труд. 1 класс: учеб.для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы
/Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.
3.
Технология. Ручной труд. 2 класс: учеб.для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы
/Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.
4.
Технология. Ручной труд. 3 класс: учеб.для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы
/Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.
5.
Технология. Ручной труд. 4 класс: учеб.для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы
/Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.
6.
Раздаточные коллекции: «Виды и сорта бумаги» (бумага для письма, печати,
рисования, впитывающая, цветная); «Виды картона» (толстый, тонкий, гладкий, рифлёный
(ребристый); серый, жёлтый, белый);
«Виды и сорта ниток» (толстые, тонкие; шерстяные, хлопчатобумажные);
«Виды и сорта ткани» (хлопковые, шерстяные; гладкоокрашенные, с рисунком; толстые, тонкие;
гладкие и шероховатые, с длинным ворсом).
7.
Образцы поздравительных открыток разного формата, формы и содержания.
8.
Образцы настольных салфеток: бумажные, вязаные, с вышивкой и
т. п.
9.
Электронные образовательные ресурсы
10.
Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер,
ламинатор.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».