Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» I вариант 1 - 4 класс

К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
I вариант 1 - 4 класс

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данного учебного курса разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 (Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации №1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
Программа реализуется через учебники: Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 1 класс: учеб.
Для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразовательные программы /
М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2018. В 2-х частях
Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 2 класс: учеб. Для общеобразоват.организаций,
реализующих адапт.основные общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.:
Просвещение, 2018. В 2-х частях
Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 3 класс: учеб. Для общеобразоват.организаций,
реализующих адапт.основные общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.:
Просвещение, 2018. В 2-х частях
Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. Для общеобразоват.организаций,
реализующих адапт.основные общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.:
Просвещение, 2018. В 2-х частях
Изобразительное искусство как один из учебных предметов школы имеет важное значение в
воспитании учащихся. В процессе занятий по этому предмету осуществляется всестороннее
развитие, обучение и воспитание детей - сенсорное, умственное, эстетическое, трудовое,
нравственное, физическое.
Уроки изобразительного искусства обеспечивают богатые возможностидля исправления
недостатков развития умственно-отсталых детей. Коррекционная направленность занятий обязательное условие учебного процесса.
В основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с
ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е.
накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем,
и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками
уже сейчас необходимыми ребенку в
обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны
образовательного процесса. Поэтому в программу по изобразительному искусству включены знания
в области искусства - практика художественного ремесла и художественного творчества.
Общая характеристика учебного предмета
Цели:

•

оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и
двигательную сферы;
• оказание существенного воздействия на формирование личности ребенка;
• овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись,
художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства,
получение личного опыта художественного творчества;
• освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование
стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;
• развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов
искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
2

• формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни
ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
• развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению
элементарных форм художественного ремесла.
Задачи:
• способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем
систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы,
конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
• находить в изображаемом существенные признаки, устанавливатьсходство и различие;
• содействовать развитию у учащихся аналитико – синтетическойдеятельности, умения
сравнивать, обобщать;
• ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечатьпоследовательность
выполнения рисунка;
• исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно- двигательную
координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических
действий с применением разнообразного изобразительного материала;
• дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки
рисования с натуры, декоративного рисования;
• знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к
ним;
• развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной
деятельности.
На уроках декоративного рисования учащиеся познакомятся с лучшими образцами
декоративно прикладного искусства. Учащиеся учатся наблюдать, располагать предметы на
рисунках; наблюдать явления окружающей жизни и иллюстрировать литературные произведения;
знакомятся с творчеством народных мастеров. Важное значение имеет систематическая работа с
иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» в школе является одним из средств
коррекционно-развивающего значения. Уроки изобразительного искусства при правильной их
постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и
двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка,
воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Место учебного предмета учебном плане
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится по 1 часа в неделю,
курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).
Во 2 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
В 3 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
В 4 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с
умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо- культурным опытом
Личностные результаты обучения изобразительному искусству:
-положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;

3

-понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции
«красиво» или «некрасиво»;
-адекватные представления о собственных возможностях;
-умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности «нравится» или «не нравится»
-проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
-привычка к организованности, порядку, аккуратности;
-стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной
деятельности;
-установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам
изобразительной и творческой предметно- практической деятельности.
-овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
-овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-элементарные представления о социальном окружении, своего места в
нем;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
-сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
-развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений,
способность их применять в практической деятельности.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
К концу обучения в 1 классе:
Минимальный уровень:
-знание названий художественных материалов,
инструментов и приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения, обращения
и
санитарно- гигиенических требований при работе с
ними;
-знание некоторых выразительных средств
изобразительного
искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка»,
«пятно», «цвет»;
-пользование материалами для рисования,
аппликации, лепки;
-знание названий предметов, подлежащих
рисованию, лепке и аппликации;
-знание названий некоторых народных и
национальных
промыслов,
изготавливающих
игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и
др.;
-организация рабочего места в зависимости от
характера выполняемой работы;
-следование
при
выполнении
работы
инструкциям учителя; рациональная организация
своей
изобразительной
деятельности;
планирование работы;
осуществление текущего и

Достаточный уровень:
-знание названий жанров изобразительного
искусства (портрет натюрморт, пейзаж и др.);
-знание названий некоторых народных и
национальных промыслов (Дымково Гжель,
Городец, Хохлома и др.);
-знание основных особенностей некоторых
материалов, используемых в рисовании, лепке
и аппликации;
-знание
выразительных
средств
изобразительного искусства
«изобразительная поверхность»,
«точка», «линия», «штриховка»
«контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
-знание правил цветоведения светотени,
перспективы;
построения
орнамента,
стилизации формы предмета и др.;
-знание видов аппликации (предметная,
сюжетная декоративная);
-знание способов лепки (конструктивный,
пластический комбинированный);
-нахождение необходимой для выполнения
работы информации в материалах учебника,
рабочей тетради;
4

заключительного
контроля выполняемых
-следование при выполнении работы
практических действий и корректировка ходаинструкциям
учителя
или инструкциям,
практической работы;
представленным в других информационных
-владение некоторыми
приемами
лепкиисточниках;
(раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
-оценка
результатов
собственной
аппликации (вырезание и наклеивание);
изобразительной деятельности и одноклассников
-рисование по образцу, с натуры, по памяти,(красиво, некрасиво аккуратно, похоже на
представлению, воображению предметов несложнойобразец);
формы и конструкции; передача в рисунке
-использование разнообразных
содержания несложных произведений в соответствии
технологических
способов выполнения
с темой;
аппликации;
-применение приемов работы карандашом,
-применение разных способов лепки;
гуашью, акварельными красками с целью передачи
-рисование с натуры и по памяти после
фактуры предмета;
предварительных
наблюдений передача всех
-ориентировка
в
пространстве
листа;признаков и свойств изображаемого объекта;
размещение изображения одного или группырисование по воображению;
предметов
в
соответствии
с
параметрами
-различение и передача в рисунке
изобразительной поверхности;
эмоционального состояния и своего отношения к
-адекватная передача цвета изображаемогоприроде, человеку, семье и обществу;
объекта,
определение
насыщенности
цвета,
-различение
произведений
живописи
получение смешанных цветов и некоторых оттенковграфики,
скульптуры,
архитектуры
и
цвета;
декоративно-прикладного искусства;
-узнавание
и
различение
в
книжных
-различение
жанров
изобразительного
иллюстрациях и репродукциях изображенныхискусства:
пейзаж,
портрет натюрморт,
предметов и действий.
сюжетное изображение.

5

К концу обучения во 2 классе:
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
-знание названий художественных материалов, -знание названий жанров изобразительного
инструментов и приспособлений; их свойств,искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
назначения, правил хранения, обращения
и -знание названий некоторых народных
и
санитарно- гигиенических требований при работе снациональных промыслов (Дымково, Гжель,
ними;
Городец, Хохлома и др.);
-знание некоторых выразительных средств -знание основных особенностей некоторых
изобразительного искусства:
материалов, используемых в рисовании, лепке и
«изобразительная
поверхность», «точка»,аппликации;
«линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
-знание
выразительных
средств
-пользование материалами для рисования,изобразительного искусства: «изобразительная
аппликации, лепки;
поверхность», «точка», «линия», «штриховка»,
-знание названий предметов, подлежащих«контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
рисованию, лепке и аппликации;
-знание правил цветоведения, светотени,
-знание названий некоторых народных
иперспективы; построения орнамента, стилизации
национальных промыслов,
изготавливающихформы предмета и др.;
игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и -знание
видов
аппликации (предметная,
др.;
сюжетная, декоративная);
-организация рабочего места в зависимости от -знание способов лепки (конструктивный,
характера выполняемой работы;
пластический, комбинированный);
-следование
при
выполнении
работы -нахождение необходимой для выполнения
инструкциям учителя; рациональная организацияработы информации в материалах учебника,
своей изобразительной деятельности; планированиерабочей тетради;
работы;
осуществление
текущего
и -следование
при
выполнении
работы
заключительного
контроля выполняемыхинструкциям
учителя
или инструкциям,
практических действий и корректировка ходапредставленным в других информационных
практической работы;
источниках;
-владение
некоторыми
приемами
лепки -оценка
результатов
собственной
(раскатывание, сплющивание, отщипывание) иизобразительной деятельности и одноклассников
аппликации (вырезание и наклеивание);
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
-рисование по образцу, с натуры, по памяти,образец);
представлению,
воображению
предметов -использование
разнообразных
несложной
технологических способов
формы и конструкции; передача в рисунке
выполнения аппликации;
содержания
несложных
произведений
в
-применение разных способов лепки;
соответствии с темой;
-рисование с натуры и по памяти после
-применение приемов работы карандашом, предварительных наблюдений, передача всех
гуашью, акварельными красками с целью передачи признаков и свойств изображаемого объекта;
фактуры предмета;
рисование по воображению;
-ориентировка
в
пространстве
листа;
-различение и передача в рисунке
размещение изображения одного или группы эмоционального состояния и своего отношения
предметов в соответствии с параметрами к природе, человеку, семье и обществу;
изобразительной поверхности;
-различение произведений живописи,
-адекватная передача цвета изображаемого графики,
скульптуры,
архитектуры
и
объекта, определение насыщенности цвета, декоративно-прикладного искусства;
получение смешанных цветов и некоторых
-различение
жанров изобразительного
оттенков цвета;
искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
-узнавание и различение в книжных
сюжетное изображение.
иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.
6

К концу обучения в 3 классе:
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
-знание
названий
художественных
-знание названий жанров изобразительного
материалов, инструментов и приспособлений; ихискусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
свойств, назначения, правил хранения, обращения
-знание названий некоторых народных и
и
санитарно- гигиенических требований принациональных промыслов (Дымково, Гжель,
работе с ними;
Городец, Хохлома и др.);
-знание некоторых выразительных средств
-знание основных особенностей некоторых
изобразительного искусства:
материалов, используемых в рисовании, лепке и
«изобразительная поверхность»,
аппликации;
«точка», «линия», «штриховка»,
-знание
выразительных
средств
«пятно», «цвет»;
изобразительного искусства:
-пользование материалами для рисования,
«изобразительная поверхность»,
аппликации, лепки;
«точка», «линия», «штриховка»,
-знание названий предметов, подлежащих
«контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
рисованию, лепке и аппликации;
-знание правил цветоведения,
-знание названий некоторых
народных и
национальных промыслов,
светотени,
перспективы;
построения
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель,орнамента, стилизации формы предмета и др.;
Городец, Каргополь и др.;
-знание видов аппликации (предметная,
-организация рабочего места в зависимости отсюжетная, декоративная);
характера выполняемой работы;
-знание способов лепки (конструктивный,
-следование
при
выполнении
работыпластический, комбинированный);
инструкциям учителя; рациональная организация
-нахождение необходимой для выполнения
своей изобразительной деятельности; планированиеработы информации в материалах учебника,
работы; осуществление текущего и заключительногорабочей тетради;
контроля выполняемых практических действий и
-следование при выполнении работы
корректировка хода практической работы;
инструкциям
учителя
или инструкциям,
-владение некоторыми приемами лепкипредставленным в других информационных
(раскатывание, сплющивание, отщипывание) иисточниках;
аппликации (вырезание и наклеивание);
-оценка
результатов
собственной
-рисование по образцу, с натуры, по памяти,изобразительной деятельности и одноклассников
представлению, воображению предметов несложной(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
формы и конструкции; передача в рисункеобразец);
содержания
несложных
произведений
в
-использование
разнообразных
соответствии с темой;
технологических
способов выполнения
-применение приемов работы карандашом,аппликации;
гуашью, акварельными красками с целью передачи
-применение разных способов лепки;
фактуры предмета;
-рисование с натуры и по памяти после
-ориентировка
в
пространстве
листа;предварительных наблюдений, передача всех
размещение изображения одного или группыпризнаков и свойств изображаемого объекта;
предметов
в
соответствии
с
параметрамирисование по воображению;
изобразительной поверхности;
-различение и передача в рисунке
-адекватная передача цвета изображаемогоэмоционального состояния и своего отношения к
объекта,
определение
насыщенности
цвета,природе, человеку, семье и обществу;
получение смешанных цветов и некоторых оттенков
-различение
произведений
живописи,
цвета;
графики,
скульптуры,
архитектуры
и
-узнавание
и
различение
в
книжныхдекоративно-прикладного искусства;
иллюстрациях и репродукциях изображенных
-различение
жанров изобразительного
предметов и действий.
искусства:
пейзаж,
портрет,
натюрморт,
сюжетное изображение.
7

К концу обучения в 4 классе:
Уровень освоения предметных результатов
Минимальный уровень
Достаточный уровень
• знание
названий
материалов,
• различать холодные и теплые
инструментов
и
приспособлений;
их
цвета; основные цвета и их смеси;
назначения, правил при работе с ними;
•
знание
• знание форм предмета и др.;
названий жанров изобразительного искусства
•
знание
некоторых(портрет, пейзаж);
выразительных средств
изобразительного
• знание названий некоторых народных и
искусства: «точка», «линия»,
национальных промыслов;
«штриховка», «пятно», «цвет»;
• знание
средств
изобразительного
• пользование материалами для рисования,искусства: «точка», «линия»,
«штриховка», «контур», «пятно»,
• знание названий предметов, подлежащих
«цвет», объем и др.;
рисованию,
•
следование
при
• организация
рабочего
места
в
зависимости от характера выполняемой работы; выполнении работы инструкциям учителя или
• следование при выполнении работыинструкциям, представленным в других
информационных источниках;
инструкциям учителя;
•
оценка
• рисование по образцу, с натуры,
предметов несложной формы и конструкции (срезультатов собственной изобразительной
деятельности и одноклассников
(красиво,
помощью педагога);
•
применен некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
• следование при выполнении работы
ие приемов работы карандашом, гуашью
,акварельными красками; ориентировка винструкциям учителя;
• рисование по образцу, с натуры,
пространстве листа(с помощью педагога);
предметов
несложной формы и конструкции;
• получение
смешанных
цветов
(с
•
применен
помощью педагога);
ие
приемов
работы
карандашом,
гуашью
• узнавание и различение в книжных
,акварельными красками; ориентировка
иллюстрациях и репродукциях изображенных
в
пространстве
листа;
предметов и действий(с помощью педагога).
• получение смешанных цветов;
• узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий
• уметь применять приёмы
рисования
кистью,
пользоваться
палитрой, использовать

8

художественную
выразительность
материалов;
• составлять узоры в полосе, квадрате,
круге;
• уметь менять направление штриха,
линии, мазка согласно форме;
• передавать в рисунках на темы и
иллюстрациях смысловую связь элементов
композиции;
• знать основные средства композиции;
• знать назначение палитры и её
использование в работе.

Содержание учебного предмета
В 1 классе:
Я рисую (33 ч)
Через рисование ребенок познает окружающий мир по-новому, он, таким образом, запоминает
его и любит. Не умея выразить свои эмоции словами, он прекрасно выплескивает их на белый лист
бумаги при помощи графики или радужных образов. Психологи говорят, что, рассматривая рисунки
детей, изображения предметов, можно понять внутренний мир ребенка. Рисунки помогают детям
избавиться от страхов и тревожных мыслей. Богатая фантазия, самостоятельность, усидчивость, те
качества, которые вырабатываются рисованием, и в будущем очень пригодятся ребенку. Благодаря
рисованию вырабатывается решительность и самостоятельность, так как дети сами учатся принимать
решения.
1я четверть
В мире волшебных линий (9 ч)
Линия — одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический
элемент линейной графики. Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой
графике (офорте). Она используется также в карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и
дизайнерских проектах. Линии как таковой в природе не существует, она всегда условна и является
лишь границей тех или иных плоскостей формы. Используя линию, художник определяет форму и
пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу. Линия несет в себе
информацию об изображении, художник не может обойтись без нее в своем творчестве. Ею
пользуются скульпторы, архитекторы, живописцы, конструкторы. Являясь одним из главных
технических средств композиции, линия имеет свои художественно- выразительные возможности.
Она может быть плавной, спокойной, певучей. Она может быть вертикальной и горизонтальной,
сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и
т. д. Таким образом, линия, пятно, силуэт относятся к основным средствам художественного
изображения.
2я четверть
От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке (7 ч)
Пластичность бумаги подталкивает к изменению плоского пространства рисунка на объемное,
расширяя рамки восприятия процесса создания произведения изобразительного искусства. Процесс
работы с бумагой помогает развивать пространственное мышление, дает возможность отдохнуть от
рисования, но не удаляет ребенка из пространства изобразительной деятельности. И как интересно
раскрашивать бумажные фигурки, обводить их, сравнивать плоское и объемное! Как часто возникает
желание искать возможности для создания
объемного рисунка после подобных сравнений!
9

3-

я четверть (9 ч)
От замысла к воплощению
Рисование школьника младших классов тесно переплетается с игрой. Процесс рисования
разворачивается как своеобразная игра. Графические изображения фиксируют развертывание сюжета
игры, помогают развивать его. Рисование на основе замысла, самостоятельное нахождение средств
для его воплощения, новое оригинальное решение в создании образа — все это характеризует
проявление творчества ребенка, появление у него внутреннего идеального поля действий.
4я четверть
Замысел плюс опыт равно творчество (8 ч)
Замысел — это следующее звено в динамике творческого процесса. Обычно замысел — это
более или менее определившийся сюжет, конкретизация изобразительного пластического мотива,
поразившего художника. «Предельная выразительность и новизна пластического мотива являются
основными требованиями, предъявляемыми к нему при определении его ценности и того, стоит ли
над ним работать дальше». А замысел и опыт дают прекрасный результат — создание законченного
рисунка с присущим ему характером и настроением.
Во 2 классе:
Содержание программы нацелено на решение следующих задач:
1.
Развитие у детей эстетического восприятия и формирование образов предметов и
явлений окружающей действительности в процессе их познания.
2.
Формирование у них интереса к изобразительному искусству, потребности к
изображению воспринимаемой действительности, желанием
овладеть приемами изображения в разных видах изобразительной деятельности.
3.
Обучение изобразительному искусству. Формирование приемов рассматривания
объектов, произведений изобразительного искусства и народного творчества. Формирование
способов изображения в рисовании, лепке, работе над аппликацией, а также развитие технических
навыков работы с разными художественными материалами.
4.
Развитие у обучающихся с интеллектуальными нарушениями с учетом их трудностей
и возможностей в рамках обучения изобразительному искусству.
Программа строится по четырем направлениям обучения, в соответствии с которыми во 2
классе у детей развивается цветовосприятие и формируется умение изображать увиденное цветными
художественными материалами (1); формируются умения анализировать форму, строение объекта
наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, потом
изображать его, передавая относительное сходство (2); осуществляется пропедевтика обучения
композиционной деятельности (3); осуществлять обучение детей восприятию некоторых
произведений искусства, сопутствующих теме определенного занятия (4). Развитие эстетического
восприятия объектов и явлений окружающей действительности, понимания красоты остается одной
из важных задач обучения детей изобразительному искусству во 2 классе.
Задания, сходные по содержанию, объединены в блоки, каждый из которых имеет обобщенное
название.
Блок 1. «Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень!» объединяются задания,
связанные с этими временами года, при их выполнении решаются задачи перечисленных выше
направлений деятельности.
Блок 2. «Что нужно знать о цвете и изображении в картине?»
Под этим названием объединены задания, при выполнении которых дети закрепляют старые
знания и умения в работе гуашевыми красками и узнают новое о свойствах и правилах работы
акварельными красками, выполняют практические задания.
Блок 3. «Человек. Как ты его видишь? Фигура человека в движении». Этот блок содержит
четыре задания, в которых внимание детей привлекается к разным сторонам образа человека.
Блок 4. «Наступила красавица-зима. Зимние игры и праздники» в этом блоке- знакомые для
детей объекты окружающей действительности: снеговики, елки. Проводимые по этим темам занятия
имеют целью создать радостное настроение детей 10
в предвкушении новогоднего праздника или

актуализировать его в воспоминаниях о новогодней елке.
Блок 5. «Любимые домашние животные. Какие они?» Подобранные задания имеют целью
привлечь внимание детей к наблюдению за животными, научить их любоваться красотой формы их
тела, движений. Задача этих занятий – формировать у детей представления об изучаемых объектах и
способах их изображения в лепке и рисунке.
Блок 6. «Дымковская игрушка. Кто и как ее делает?» на занятиях дети знакомятся с
работами народных мастеров, читая текст учебника и рассматривая фотографии с их красочными
изображениями.
Блок 7. «Птицы в природе и в изображении в лепке и аппликации». В этом блоке
сочетаются разные задания. Целью одних является формирование у детей представлений о
разнообразии птиц в природе, красоте их форм, окраски, побуждение к наблюдению за птицами на
прогулке в городе, в деревне и запечатлению их с целью последующего изображения.
Блок 8. «Форма разных предметов, рассматривай, любуйся, изображай» Задания
нацеливают детей на внимательное изучение (рассматривание) формы предметов с цель.
Правдивого их изображения.
Подчеркивается разнообразие форм сходных по назначению предметов, их красота.
Дополнительное упражнение на дорисовывание половины объекта способствует развитию у детей
умений представлять объект целостно и изображать симметричную форму объектов.
Блок 9. «Красивые разные цветы» Задания расширяют представления о разнообразии цветов
весеннего и летнего периодов, а также комнатных растений. Обучающиеся осваивают приемы
изображения формы и окраски цветов. Закрепляются приемы работы акварельными красками.
Блок 10. «Праздники 1 Мая и 9 Мая. Открытки к праздникам весны» Задания нацелены на
формирование знаний о правилах изображения открытки, оформления поздравительного сообщения
и умений их применять. На примерах открыток и индивидуальных поздравлений учитель сначала
рассказывает о работе над композицией изображения, затем демонстрирует приемы изображения на
доске. После этого дети приступают к самостоятельной работе.
В 3 классе:
Содержание программы нацелено на решение следующих задач:
1.
Развитие эстетических чувств и восприятия предметов и явлений природы в процессе
их познания, а также работа над осознанием красоты окружающего мира;
2.
Формирование у детей интереса к изобразительному искусству, потребности к
изображению объектов наблюдения, желания научиться различным способам изображения их
воспроизведения;
3.
Обучение изобразительному искусству. Формирование приемов рассматривания
объектов, произведений изобразительного искусства и народного творчества. Формирование
способов изображения в рисовании, лепке, работе над аппликацией, а также ознакомление
обучающихся со свойствами новых художественных материалов и развитие технических навыков
работы с ними.
4.
Направленность на коррекционное развитие детей с учетом их возможностей и
трудностей в обучении изобразительному искусству.
Программа строится по четырем направлениям обучения, в соответствии с которыми в 3 классе
у детей развивается восприятие цвета предметов и явлений в окружающей среде и формируется
умение изображать увиденное цветными художественными материалами (1 направление);
формируются умения анализировать форму, строение (конструктивные особенности) объекта
наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, потом
изображать его, передавая относительное сходство (2 направление);
В практической деятельности осуществляется обучение некоторым правилам работы над
композицией (3 направление);
Продолжается обучение детей более углубленному восприятию некоторых произведений
изобразительного искусства, сопутствующих теме определенного урока, и декоративно-прикладного
искусства, являющихся темой занятия (4 направление).
11

Развитие эстетического восприятия объектов и явлений окружающей действительности,
понимания красоты остается одной из важных задач обучения детей изобразительному искусству в 3
классе.
Задания, сходные по содержанию, объединены в блоки, каждый из которых имеет обобщенное
название.
Блок 1. «Наблюдай, как все меняется» объединяются задания, связанные с временами года, при
их выполнении решаются задачи перечисленных выше направлений деятельности.
Блок 2. «Наблюдай, удивляйся, любуйся». В этом блоке дети учатся наблюдать и удивляться
красоте живой природы, изображать бабочек разной техникой.
Блок 3. «Вспоминаем, повторяем, тренируемся». Под этим названием объединены задания, при
выполнении которых дети закрепляют старые знания и умения в работе гуашевыми красками и
узнают новое о свойствах и правилах работы акварельными красками, выполняют практические
задания. Блок 4. «Наблюдай, запоминай, потом изображай» в этом блокеБлок 5. «Наблюдай, наслаждайся красотой, запоминай». Подобранные задания имеют целью
привлечь внимание детей к наблюдению за человеком, научить их любоваться красотой формы тела,
движений. Задача этих занятий – формировать у детей представления об изучаемых объектах и
способах их изображения в лепке и рисунке.
Блок 6. «Наблюдай, думай, потом изображай» знакомые для детей объекты окружающей
действительности: деревья, лыжник. Проводимые по этим темам занятия имеют целью создать
радостное настроение детей при изображении ахроматическими красками. Рисование натюрмортов,
композиционное расположение предиетов.
Блок 7. «Рассматривай, любуйся узором (росписью)». В этом блоке сочетаются разные задания.
Целью одних является формирование у детей представлений о разнообразии птиц в природе, красоте
их форм, окраски, побуждение к наблюдению за птицами на прогулке в городе, в деревне и
запечатлению их с целью последующего изображения.
Блок 8. «Рассматривай работы известных художников, удивляйся, любуйся!» Задания
нацеливают детей на внимательное изучение (рассматривание) формы предметов с целью правдивого
их изображения. Подчеркивается разнообразие форм сходных по назначению предметов, их красота.
Блок 9. «Рассматривай изделия народных мастеров, любуйся!» на занятиях дети знакомятся с
работами народных мастеров, читая текст учебника и рассматривая фотографии с их красочными
изображениями.
Блок 10. «Вспомни сказку, нарисуй иллюстрацию к ней». Рисование иллюстраций к сказке
«Колобок» с использованием элментов городецкой росписи.
Блок 11. «Помечтай о лете, о походах в лес за грибами» Рисование летнего леса, лепка
грибников в разных позах.
В 4 классе:
Развитие эстетического восприятия и понимание красоты окружающего мира,
формирование эстетического отношения к окружающей действительности является одним из
важнейших направлений обучения школьников. Продолжается работа над пониманием слов
«красивый», «красиво» с опорой на анализ воспринимаемой натуры, явлений природы и
последующий результат – изобразительное действие в лепке, рисунке, аппликации.
Продолжается формирование у детей интереса к изобразительному искусству. Он
продолжает формироваться при знакомстве с работам разных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет)
известных художников и скульпторов. Ученики узнают о художниках- анималистах, художниковмаринистов.
В 4классе в доступной форме, но более подробно раскрываются приемы работы мастеров в этих
жанрах и видах изобразительного искусства, важность и особенности воспроизведения образов с
натуры и по памяти.
Обучение изобразительному искусству – центральоный раздел в содержании. Он определяется
четырьмя направлениями работы:
1.
Развитие восприятия цвета предметов и явлений в окружающей природной среде и
формирование умений фиксировать полученные при
12

наблюдении цветными и ахроматическими художественными материалами.
2.
Формирование умений анализировать форму и строение (конструктивные
особенности) объекта наблюдения, видеть его целостно и различать пропорции, рассматривать
объект аналитически, выделяя части и изображать его правдиво.
3.
Обучение некоторым правилам работы над композицией в практической
деятельности.
4.
Обучение детей восприятию некоторых произведений изобразительного искусства,
сопутствующих теме определенного занятия.
Содержание материала разделено на блоки. В качестве натуры предлагаются как плоскостные
объекты (листья, веточки, колосья, цветы), так и объёмные (например, человек, животное, насекомое)
В 4 классе осуществляется работа над понятиями, без которых на данном этапе становится
сложно сообщать детям учебный материал.
Свойства цвета – сложная тема. На данном этапе ведется работа по развитию у детей уметь
видеть, называть и различать не только цветовой тон. При выполнении работ школьники знакомятся
со свойствами цвета – его светлотными отношениями, наблюдаемыми в природе (цвет светлый –
цвет тёмный, светло-зеленый – темно-зеленый). В процессе практической деятельности узнают о
свойствах цвета быть тёплыми или холодными в зависимости от освещенности солнечными лучами
(на примере зеленого цветового фона).
На четвертом году школьникам предлагается усвоить материал в жанрах изобразительного
искусства. Это темы «Пейзаж», «Натюрморт»,
«Портрет». Работа выстроена в порядке усложнения.
Тема «портрет» - более сложная и важная. Портреты с опорой на жизненный опыт (портреты
близких людей). Эта тема плавно переходит в тему «авторопортрет»
Развитие воображения и умения фантазировать. Необходимые условия для развития
воображения: 1. Относительно сформированная или формирующаяся база представлений. 2.
Сформированные умения трансформировать обыденные образы в необычные., но существующие в
действительности, например, образы сказочных героев. В 4 классе развитие воображения у
обучающихся происходит за счет трансформации знакомых былин и сказок («Дед Мороз и
снегурочка», «Богатыри», «Царевна Лебедь» и др.)
Знакомства с жанрами изобразительного искусства продолжается в темах о художниках
маринистах и анималистах (термины не изучаются).
Развитие технических умений в изобразительной деятельности. В 4 классе осуществляется
закрепление ранее полученных и приобретенных в новом учебном году знаний, умений и навыков
работы в лепке, аппликации, рисунке и живописи.
Развитие восприятия репродукции картин известных художников.
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает выполнение творческой
работы.
Тематическое планирование
В 1 классе:
№
1
2
3
4

Тема
В мире волшебных линий
От линии к рисунку, бумажная пластика и лепка
От замысла к воплощению
Замысел плюс опыт равно творчество
Итого

13

Количество часов
9
7
9
8
33 ч.

Во 2 классе:
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема
Вспоминаем лето красное. Здравствуй золотая осень!
Что нужно знать о цвете и изображении в картине?
Человек. Как его видишь? Фигура человека в движении.
Наступила красавица-зима. Зимние игры и праздники.
Любимые домашние животные. Какие они?
Дымковская игрушка. Кто и как ее делает?
Птицы в природе и изображении в лепке и аппликации.
Красивые разные цветы.
Открытки 1 мая и 9 мая. Открытки к празднику вены.
Итого

Количество часов
8
5
2
4
4
2
2
3
4
34 ч.

В 3 классе:
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема
Наблюдай, как все меняется.
Наблюдай, удивляйся, любуйся.
Вспоминаем, повторяем, тренируемся.
Наблюдай, запоминай, потом изображай.
Наблюдай, наслаждайся красотой, запоминай.
Наблюдай, думай, потом изображай.
Рассматривай, любуйся узором (росписью).
Рассматривай работы известных художников, удивляйся, любуйся!
Рассматривай изделия народных мастеров, любуйся!
Вспомни сказку, нарисуй иллюстрацию к ней.
Помечтай о лете, о походах в лес за грибами.
Итого:

Количество часов

9
1
1
34 ч.

В 4 классе:
№

Тема

Количество часов

1
2
3
4
5

Наблюдай, вспоминай, изображай
Что изображают художники? Как они изображают?
Рассматривай, изучай, любуйся!
Наблюдай, сравнивай потом изображай!
Наблюдай, сравнивай, изображай похоже!

1
2
1
1
1

14

6
7
8
9
10
11

Рассматривай, изучай, любуйся!
Рассматривай предметы вокруг, любуйся!
Наблюдай людей. Какие они? Изображай их!
Придумывай, изображай, радуйся!
Художники. О тех, кто защищает родину!
Читай, думай, сравнивай!
Необыкновенные деревья в сказках.
Узнай больше о человеке. Наблюдай, запоминай, потом
изображай!

2
2
3
1
2
3
1
2

Узнай больше о художниках и скульпторах.
Наблюдай, изучай, любуйся, изображай!
Узнай больше о насекомых.
Фарфоровые изделия с росписью.
Наблюдай, запоминай, изображай.
Наблюдай, радуйся, изображай.
Итого:

2
2
1
2
1
1
34 ч.

Материально-техническое обеспечение
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ГКОУ «Школа №56»;
2. Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 1 класс: учеб. Для общеобразоват.организаций,
реализующих адапт.основные общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.:
Просвещение, 2018. В 2-х частях
3. Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 2 класс: учеб. Для общеобразоват.организаций,
реализующих адапт.основные общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.:
Просвещение, 2018. В 2-х частях
4. Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 3 класс: учеб. Для общеобразоват.организаций,
реализующих адапт.основные общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.:
Просвещение, 2018. В 2-х частях
5. Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. Для общеобразоват.организаций,
реализующих адапт.основные общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.:
Просвещение, 2018. В 2-х частях
6. Демонстрационный материал «Времена года». Издательством
«Школьная пресса», 2006
7. Игрушки по темам
8. Набор «Геометрические тела»
9. Набор муляжей фруктов
10.
Репродукции известных художников по темам
11.
Таблицы по развитию речи
12.
Электронные образовательные ресурсы
13.
Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер,
ламинатор

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».