Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко»
Согласовано
Принято
на заседании
методического объединения
от 29.08.2025
решением
Педагогического совета
протокол от 29.08.2025 № 1
Утверждено
МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»
____________М.А.Пчелкина
Приказ № 246-од
от «29 » августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык» (Базовый уровень)
для обучающихся 3 класса
Рабочая программа является частью АОП ООО
МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»
рп.Ныроб, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
• Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
• Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы - под ред. В. В. Воронковой - Допущено
Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.
• Учебника для обучающихся: Русский язык, А.К. Аксёнова, Э. В. Якубовская, 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида, 7-е издание. - Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации - М.:
«Просвещение», 2011 г.
Рабочая программа учебного предмета «Русского языка» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью.
Цель: формирование и совершенствование знаний, умений и навыков устной и письменной речи в разных сферах речевого
общения.
Задачи:
· обучать навыкам грамотного письма и культуры речи;
· формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;
· повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
· научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
· развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, умственного и речевого развития.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности
обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
· развитие навыков каллиграфии;
· развитие фонетико-фонематических представлений;
· формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
· развитие высших психических функций;
· развитие речи, владение техникой речи;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Характеристика учебного предмета.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного
обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые
ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью обусловлена
трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития,
имеющихся психофизических функций.
Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития обучающихся. Развиваются умения
анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.
Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе
общения (коммуникации).
Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла
возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.
Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой
обучающихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие
объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
В 3 классе школьникам с умственной отсталостью даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для
выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике
прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и
пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Обучающиеся должны приобрести ряд грамматических умений в
области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение русскому языку способствует их умственному и речевому развитию.
Программа по русскому языку включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные
возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения у детей с интеллектуальной недостаточностью затрудняют овладение ими
грамматикой и правописанием. Вследствие этого самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу. В 3 классе
звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических
занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и
середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений в 3 классе изучаются различные разряды слов — названия предметов,
действий, признаков.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки школьников к жизни, к общению. Понятие о
предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения
из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по
вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается
мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью
вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки
точки, вопросительного и восклицательного знаков.
Связная речь. Особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их
возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и
правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования
умения высказываться в устной и письменной форме.
Графические навыки. У обучающихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно
отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью.
Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме
графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно
предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот
почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков; используется фронтальная, групповая,
индивидуальная работа, работа в парах.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком
русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей,
красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у
школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с
языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент
становления его гражданственности.
Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение
русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том
числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию.
Результаты изучения предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Русского языка» являются следующие умения:
• осознавать роль языка и речи в жизни людей;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и
знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Предметными результатами изучения курса «Русского языка» является сформированность следующих умений:
• составлять предложения, выделять предложения из речи и текста;
• восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
анализировать слова по звуковому составу;
• различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
• определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
• списывать текст целыми словами;
• писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы
Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю и составляет 102 часов
в год.
Рабочей программой предусмотрены контрольные и проверочные работы, словарные диктанты по изучаемым темам. В разделе
«Приложения» даны примерные тексты для контрольных работ.
Контроль и оценка предметных результатов обучающихся:
Четверть
1 четверть
2 четверть
Вид контроля. Тема.
Контрольное списывание «Хвосты». Повторение.
Контрольное списывание «Звуки и буквы».
Вводный диктант «Предложение. Звуки и буквы».
Контрольное списывание «гласные и согласные звуки и буквы»
Контрольное списывание «Гласные буквы Е, Ё, И, Э, Ю, Я»
Контрольный диктант за 1 четверть.
Контрольное списывание «Перенос слов при письме».
Контрольное списывание «Твёрдые и мягкие согласные»
Проверочная работа по теме: «Твердые и мягкие согласные».
Контрольное списывание «Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова».
Контрольный диктант за II четверть.
3 четверть
Проверочная работа по тему: «Парные звонкие и глухие согласные».
Проверочная работа «Названия предметов»
4
Четверть
Контрольный диктант за 3 четверть.
Проверочная работа за 4 четверть.
Словарный диктант.
Контрольный диктант за год.
Содержание программы
ПОВТОРЕНИЕ
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке,
на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ
·
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление
списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
·
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после
гласных. Перенос части слова при письме.
·
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
·
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
·
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
·
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
·
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
·
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения
формы слова (гриб — грибы).
СЛОВО
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и
правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего?
кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего
адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что
сделал? что будет делать? что сделает? правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
·
называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;
·
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
·
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение
двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
·
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от,под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
·
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа
(вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с
предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
·
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
·
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
·
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
·
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
·
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
·
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).
·
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством
учителя.
·
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
УСТНАЯ РЕЧЬ
·
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
·
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
Тематический план
Разделы
Кол-во
часов
Родной
язык
Повторение.
Предложение
9 ч.
3ч
Звуки и буквы
53ч.
18ч
Краткое содержание раздела
Употребление простого предложения. Выделение предложений из речи и текста. Большая буква
в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему
из слов, данных в нужной форме вразбивку. Составление схем предложений.Коллективное
составление текста изложения с последовательной записью предложений.
Количество букв и звуков в слове. Составление пар слов, их сравнение. Образование новых
слов путём замены букв. Анализ слов по звукобуквенному составу.
Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке слов.
Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Гласные и согласные звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль
гласных. Деление слова на слоги.
Гласные буквы Е, Ё, И, Э, Ю, Я. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных.
Ударение в слове. Ударные гласные. Обозначение. Безударные гласные в словах. Различение
гласных ударных и безударных. Обозначение ударных гласных в однокоренных словах.
Слог как часть слова. Деление слов на слоги. Запись слов по слогам. Составление слов.
Звукобуквенный анализ слов.Составление рассказа по картинке. Запись предложений.
Перенос слов при письме. Слова, состоящие из одного слога. Правила переноса слов.
Упражнения на закрепление.
Твёрдые и мягкие согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Различение твёрдых и мягких
согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Мягкие согласные. Обозначение
мягких согласных на письме. Твёрдые согласные. Обозначение твёрдых согласных на письме.
Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. Обозначение мягкости согласных в конце и в
середине слова буквой ь.Закрепление: буквы, обозначающие мягкость согласных на письме.
Гласные после шипящих. Шипящие согласные: ж, ш, ч, щ. Правописание жи-ши,ча-ща,чу-щу.
Сочетание гласных с шипящими.
Парные звонкие и глухие согласные. Согласные звонкие и глухие. Парные звонкие и глухие
согласные.
Звонкие и глухие согласные на конце слова. Написание звонких и глухих согласных на конце
слова. Проверка написания путём изменения формы слова (гриб – грибы). Слова с «опасными»
согласными на конце.
Разделительный мягкий знак (ь). Слоги с разделительным мягким знаком.Объяснение
написания слов с разделительным мягким знаком.
Слово.
30ч.
8ч
Предложение
6ч
2ч
Повторение
4ч
2ч
Списывание слов со вставкой в них пропущенных букв. Списывание предложений со вставкой
в них пропущенных слов. Различение слов с мягким знаком и разделительным мягким знаком.
Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, я, ю, и.
Названия предметов. Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов.Умение
выделять слова в тексте, различать по вопросам кто? что?Употребление в речи в различных
формах названий предметов.Связь названий предметов с другими словами в предложениях.
Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, деревень,
улиц. Большая буква в именах людей, кличках животных.Большая буква в названиях
населённых пунктов, улиц.Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Названия действий. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить
их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что
сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Названия признаков. Слова, обозначающие признаки предметов. Название признака (качества)
данного предмета по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие?Обозначение признаков
предметов на письме ( ≈ ).Сравнение двух предметов по их качествам.Подбор и название ряда
признаков одного предмета.Определение предмета по ряду признаков.
Предлоги. Умение находить предлоги к, от,под, над, о (об) и писать их раздельно со словами.
Разделительный ъ.
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений из
слов, данных в начальной форме. Умение отвечать на заданный вопрос, пользуясь словами этого
вопроса. Составление предложений с употреблением винительного, родительного, дательного,
творительного, предложного падежей.
Составление предложений на заданную тему.
Составление рассказа по картинке. Запись текста.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. Имена собственные. Действия и
признаки предметов. Запись рассказа по вопросам. Восстановление нарушенного порядка слов в
предложении. Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
• алфавит;
• правильное написание словарных слов.
Обучающиеся должны уметь:
• составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
• анализировать слова по звуковому составу;
• различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
• определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
• списывать текст целыми словами;
• писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
Тема учебного материала
Дата
Кол-во часов
№
1
2
4
3
5
Употребление простого
предложения. Выделение
предложений из текста.
Большая буква в начале
предложения, точка в
конце.Составление схем
предложений.
Составление предложений по
картинкам и дописывание
предложений.
1
По
программе
Фактичес
ки
Коррекционно-развивающие
задачи
I четверть
Повторение. Предложение. (8 ч.)
Развивать мелкую моторику рук;
воображение.
1
Развивать слуховое внимание,
мелкую моторику рук, внимание.
1
Развивать логическое мышление,
фантазию, мелкую моторику рук.
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Уметь составлять предложения из
данных слов, на предложенную тему,
по картинке
Уметь выделять на письме начало и
конец предложения, подсчитывать
количество предложений в тексте.
Уметь дополнять предложения
словами по смыслу.
6
Составление предложений по
иллюстрациям к сказкам.
Письмо по памяти.
Составление рассказа по
серии сюжетных картинок.
Контрольное
списывание№1«Хвосты»
1
9
Звуки и буквы. Количество
букв и звуков в слове.
1
Развивать мелкую моторику рук,
мышление
10
Сравнение пар слов,
различающихся порядком и
количеством букв.
Образование новых слов
путём замены букв.
Анализ слов по
звукобуквенному составу.
Контрольное
списывание№2.
1
Развивать навыки
звукобуквенного анализа и
синтеза, графомоторные навыки
Развивать память, мышление,
мелкую моторику рук
7
8
11
12
13
14
15
16
17
Расположение слов в
алфавитном порядке
Запись слов в алфавитном
порядке.
Работа со словарём.
Контрольное
списывание№3.
Вводный диктант №1 по
теме: «Предложение. Звуки
и буквы».
Работа над ошибками
1
1
1
Развивать память, воображение,
мелкую моторику рук.
Развивать память, логику, мелкую
моторику рук.
Развивать внимательность,
графо-моторные навыки.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки и буквы (4 ч.)
1
1
Порядок букв в русской азбуке (5ч.)
Развивать мышление, мелкую
моторику рук
Уметь составлять предложения из
3-4 слов по иллюстрациям к сказкам.
Уметь располагать предложения по
смыслу для получения текста.
Уметь внимательно, грамотно
списывать с печатного текста
Уметь сравнивать слова по
звукобуквенному составу, выделять
заданный звук в слове
Уметь определять звуковой состав
слова, анализировать, делать
выводы, располагать предложения
по смыслу с опорой на сюжетные
картинки для получения связного
текста, гграмотно списывать с
печатного текста.
Знать алфавит, уметь располагать
слова в алфавитном порядке
1
1
Развивать внимательность,
аккуратность, мелкую моторику
1
Проверка знаний и умений по теме
1
Уметь списывать текст с учебника
без ошибок
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Звуки гласные и согласные. 1
Обозначение
звуков
на
письме буквами.
Восстановление
1
деформированного текста по
картинкам.
Контрольное
1
списывание.№4
Гласная буква И в начале
слова и после гласных.
Гласная букваЕ, Ё.
Гласная буква Ю.Я.
Гласная буква Э.
Закрепление.
Контрольное
списывание№5
Анализ работы.
1
1
1
1
Гласные и согласные звуки и буквы. (3 ч.)
Развивать мелкую моторику рук,
мышление Развивать слуховое,
внимание
Развивать словарный запас,
воображение, мелкую моторику.
Развивать мелкую моторику рук,
внимательность.
Гласные буквы Е, Ё, И, Э, Ю, Я. (5ч.)
Развивать слуховое внимание,
мелкую моторику рук.
Развивать память, мелкую
моторику рук
1
Ударные
гласные. 1
Обозначение.
Безударные гласные в словах. 1
Различение гласных ударных 1
и безударных.
Ответы на вопросы по 1
заданной теме. Составление
предложений.
Контрольный диктант за 1
1
четверть№2
Ударение в слове. (6ч.)
Развивать интонационную
выразительность речи,
мелкую моторику рук,
фонематический слух.
Развивать понятийный аппарат,
мелкую моторику рук, логическое
мышление
Развивать слуховое внимание,
мышление
Уметь выделять гласные на слух и
при письме, их дифференцировать
Уметь располагать предложения по
смыслу для получения связного
текста
Уметь грамотно списывать с
печатного текста
Уметь писать слова с
йотированными гласными в начале
слова и после гласных
Уметь по памяти записать ранее
выученный текст
Уметь грамотно списывать с
учебника.
Уметь правильно ставить ударение,
выделять ударные гласные голосом,
различать ударные и безударные
гласные.
Уметь располагать предложения по
порядку следования картинок,
составлять рассказ
Уметь грамотно писать под диктовку
31
Повторение
Работа со
ошибками
32
Деление слов на слоги. 1
Звукобуквенный анализ слов.
Составление рассказа по 1
картинке.
Запись
предложений.
33
34
35
36
пройденного. 1
словарём над
Слова, состоящие из одного 1
слога.
Различение гласных ударных 1
и безударных.
Контрольное
списывание 1
№6
Упражнения
на
закрепление. .
Воспитывать навыки
самоконтроля
Слог как часть слова (2ч)
Развивать фонематический слух,
навык определения количества
слогов в слове.
Перенос слов при письме (3ч)
Развивать внимание, память,
связную речь уч-ся
Воспитывать навыки
самоконтроля.
Уметь контролировать правильность
письма
Уметь делить слова ни слоги
Уметь делить слова для переноса.
Уметь грамотно списывать печатный
текст.
Твёрдые и мягкие согласные 6 (ч.)
.
37
Различение гласных ударных 1
и безударных.
38
Мягкие
согласные. 1
Обозначение
мягких
согласных на письме.
Твёрдые
согласные. 1
Обозначение
твёрдых
согласных на письме.
39
Развивать фонематический слух,
учить дифференцировать звуки
речи, сходные по месту или
способу образования.
Уметь различать на слух и при
письме твердые и мягкие согласные
Уметь на слух и при письме
определять гласные после мягких и
твердых согласных
Развивать работу слухового,
зрительного и речедвигательного
анализаторов.
Уметь составлять ответы на
вопросы, заканчивать рассказ по
картинке
40
41
42
43
44
45
46
47
Контрольное
списывание№7
Контрольный диктант№3
по теме: «Твердые и мягкие
согласные».
Работа над ошибками
1
1
Уметь списать короткий текст
правильно, грамотно
Уметь грамотно писать под диктовку
1
Уметь находить ошибки в работе
Обозначение
мягкости 1
согласных в конце и в
середине слова буквой ь.
Обозначение
мягкости 1
согласных буквами и, е, ё, ю,
я
Составление предложений по 1
вопросам.
Словарная работа.
Контрольное
списывание.№8
1
48
Шипящие согласные:
1
ж, ш, ч, щ. Сочетание
гласных с шипящими
Правописание жи-ши.
1
49
Правописание ча-ща чу-щу.
1
50
Контрольный диктант№4
1
51
Работа над ошибками Работа
с деформированным текстом.
Последовательное
расположение предложений
по смыслу.
1
52
1
Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова (4ч.)
Развивать фонематический слух
Учить дифференцировать звуки
речи, сходные по месту или
способу образования.
Уметь вслух и при письме выделять
мягкие согласные на конце и в
середине слова и обозначать их ь
Уметь объяснять написания слов с ь
Уметь объяснять написание слов с
мягкими согласными
Воспитывать устойчивое
внимание.
Гласные после шипящих (6ч.)
Закрепить знание ранее
пройденных правил
Развивать функции
фонематического анализа.
Уметь грамотно списывать с
печатного текста
Знать правила.
Уметь грамотно писать слова с
сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
Уметь грамотно писать под диктовку
Контролировать правильность
письма
Уметь располагать предложения
последовательно, по смыслу.
Парные звонкие и глухие согласные (6 ч.)
53
54
55
56
57
58
Парные звонкие и глухие
согласные.
Написание
звонких
и
глухих согласных на конце
слова.
Проверка написания путём
изменения формы слова
(гриб – грибы).
Слова
с
«опасными»
согласными
на
конце.
Выборочный диктант.
Написание
рассказа
о
своём друге по вопросам.
Диктант №5 на тему:
«Парные
звонкие
и
глухие
согласные».
Работа над ошибками.
1
1
1
1
Развивать память, понятийный
аппарат, логическое мышление.
1
Развивать связную, грамотную
Уметь писать рассказ с опорой на
речь, мелкую моторику рук
вопросы
Проверка знания и применения на практике пройденного материала
1
59
Написание звонких и
глухих согласных на конце
слова.
60
Слова с пропущенными 1
буквамиСлова
Слова с пропущенными 1
буквами
Разделительный
мягкий
знак перед гласными е, ё, я,
ю, и.
Составление предложений 1
по картинке.
61
62
Развивать мыслительные
операции, внимание, мелкую
моторику рук
Развивать понятийный аппарат,
мелкую моторику рук, внимание.
Знать парные звонкие и глухие
согласные
Знать правило написания звонких и
глухих согласных на конце слова.
Уметь правильно определять
звонкую или глухую согласную на
конце слова, пользоваться проверкой
написания согласных на конце слова.
Знать слова с «опасными»
согласными на конце
1
Разделительный мягкий знак (ь) (4 ч.)
Воспитывать положительную
мотивацию к обучению
Развивать грамматический строй
речи, мышление
Развивать фонематический слух,
понятийный аппарат
Развивать связную речь,
словарный запас
СЛОВО
Знать понятие знак
«разделительный» мягкий.
Уметь выделять слоги с
разделительным мягким знаком.
Уметь правильно вставлять
пропущенные буквы
Знать особенности разделительного
мягкого знака перед гласными 2 ряда
Уметь составлять рассказ с опорой
на картинки
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
Названия предметов (8 ч.)
Слова,
обозначающие 1
Развивать мышление, память,
Знать и уметь выделять слова,
названия предметов.
мелкую моторику рук
обозначающие названия предметов
Умение выделять слова в 1
Развивать логическое мышление,
Уметь выделять слова в тексте,
тексте,
различать
по
фонематический слух
различать по вопросам кто? что?
вопросам кто? что?
Употребление
в
речи 1
названий предметов.
Обучение изложению.
1
Уметь писать изложение
Обозначение
названий 1
Развивать графомоторные навыки, Уметь обозначать названия
предметов на письме в
глазомер, умение пользоваться
предметов на письме в предложении
предложении (―).
линейкой
Выполнение упражнений 1
Уметь применять пройденное на
на закрепление.
практике
Диктант№6
2
Проверка усвоенного материала
Работа над ошибками
Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, деревень, улиц (3 ч.)
Большая буква в именах 1
Развивать память, мыслительные
Знать правило написания большой
людей, кличках животных.
операции
буквы в именах людей, кличках
животных
Большая буква в названиях 1
Развивать словарный запас слов,
Знать правило написания большой
населённых пунктов, улиц.
мелкую моторику рук
буквы в названиях населенных
пунктов и улиц.
Упражнения в написании 1
Развивать мелкую моторику рук,
Уметь писать свой домашний адрес и
своего домашнего адреса,
память, понятийный аппарат
адрес своей школы
адреса школы.
Названия действий (8 ч.)
Слова,
обозначающие 1
Развивать внимательность,
Знать, какие слова обозначают
действия.
мыслительные операции, мелкую
действия.
моторику рук
Уметь находить их в тексте и
различать по вопросам.
Изменение
слов
по 1
Развивать грамматический строй
Уметь изменять слова-действия по
вопросам Что делал? Что
речи, фонематический слух
вопросам
делает?
Что
будет
делать?
75
76
Согласование в речи со 1
словами, обозначающими
предметы.
Подбор к данному
1
предмету ряда действий
77
Определение предмета по
ряду действий.
78
Обозначение
действий 1
предметов в предложении
на письме ( ═ ).
Контрольный
диктант 1
№7 за 3 четверть.
Работа над ошибками
1
79
80
Развивать грамматический строй
речи, связную речи, мелкую
моторику рук
Развивать логическое мышление,
понятийный аппарат
1
Уметь согласовывать слова-действия
со словами, обозначающими
предметы
Уметь подбирать ряд действий к
данному предмету
Уметь определять предмет по ряду
действий
Развивать графомоторные навыки,
мелкую моторику рук
Знать обозначение действий на
письме
Проверка усвоенных знаний
Названия признаков (5 ч.)
81
82
83
84
Слова,
обозначающие 1
признаки
предметов.
Название
признака
(качества)
данного
предмета по вопросам:
Какой? Какая? Какое?
Какие?
Обозначение
признаков 1
предметов на письме ( ≈ ).
Развивать словарный запас по
теме, мелкую моторику рук
Знать признаки действий и уметь
определять их по вопросам
Знать обозначение признаков
предметов на письме
Сравнение двух предметов 1
по их качествам.
Развивать графомоторные навыки,
понятийный аппарат,
мелкую моторику рук
Развивать мыслительные
процессы, словарный запас
Подбор и название ряда 1
признаков
одного
Обогащать словарный запас по
теме, логическое мышление,
Уметь подбирать и называть ряд
признаков одного предмета
Уметь сравнивать два предмета по
их качествам
85
предмета.
Определение предмета по 1
ряду признаков.
мелкую моторику
Развивать логическое мышление,
понятийный аппарат.
Уметь определять предмет по ряду
признаков
Предлоги (3 ч.)
86
87
Предлог. Умение находить 1
предлоги в тексте.
Написание предлогов.
1
Развивать понятийный аппарат,
мелкую моторику рук
Развивать внимательность,
мелкую моторику рук, память
Развивать грамматический строй
речи, связную речь,
мыслительные операции.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение (8 ч.)
Знать определение предлога.
Уметь находить предлоги в тексте.
Знать правописание предлогов
88
Умение
использовать 1
предлоги в речи.
89
Построение
предложения.
простого 1
Развивать грамматический строй
речи
Уметь составлять простые
предложения
90
Предложения
из
слов, 1
данных в начальной форме
Составление рассказа по
картинке. Запись текста..
Предложения с
1
употреблением
винительного падежа.
Предложения с
1
употреблением
родительного падежа.
Развивать понятийный аппарат ,
мелкую моторику,
грамматический строй речи.
Уметь составлять предложения из
данных слов
Развивать мелкую моторику рук,
умение работать в коллективе
Уметь составлять предложения с
употреблением винительного падежа
Обогащать словарный запас слов,
развивать общую и мелкую
моторику
Уметь составлять предложения с
употреблением родительного падежа
Предложения с
употреблением дательного
падежа.
Предложения с
употреблением
творительного падежа.
1
Развивать понятийный аппарат,
логическое мышление
Уметь составлять предложения с
употреблением дательного падежа
1
Развивать мышление, память,
внимание
Уметь составлять предложения с
употреблением творительного
падежа
91
92
93
94
Уметь использовать предлоги в речи
95
96
97
Контрольный
диктант 2
№8 за 4 четверть. Работа
над
ошибками.
Составление предложений
на заданную тему.
Правописание
слов
с
непроверяемыми
написаниями
в
корне.
Словарный диктант
98
Обучение изложению.
99
Запись
рассказа
по
вопросам.
Имена
собственные
20р/я Правописание
слов
с
непроверяемыми
написаниями в корне.
100
Контрольный
диктант
№9 за год
101
Работа
над
ошибками
Списывание
слов
и
предложений со вставкой в
них пропущенных букв или
слов.
102
Подведение итогов за год.
1
Проверка знаний и умений учащихся
ПОВТОРЕНИЕ
Повторение пройденного (5 ч.)
Развивать память, понятийный
аппарат, мыслительные процессы
1
1
Знать о правописании слов с
непроверяемыми буквами.
Знать, как писать изложение
Уметь записывать рассказ по
вопросам
1
1
Проверка знаний и умений учащихся
1
Обогащать словарный запас слов,
развивать грамматический строй
речи, мелкую моторику рук
.
1
Уметь вставлять пропущенные
буквы в слова и слова в
предложения
Знать пройденный материал
Приложение 1.
Примерные тексты для контрольного списывания после прохождения тем в 3 классе
по русскому языку.
Повторение.
1.Прочитай, для чего нужны хвосты.
− Лошади и коровы хвостом мух отгоняют. У птиц и рыб хвост вместо руля. А лиса хвостом след заметает.
2. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Звуки и буквы.
1.Прочитай, у кого ещё кроме птиц, есть гнёзда.
− У белочки гнездо в дупле. Мышка строит гнёздышко в норке. Ёжик делает себе гнездо в ямке.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Порядок букв в русской азбуке.
1.Прочитай, как правильно начать разговор по телефону.
− Сначала вежливо поздоровайся. Назови своё имя. Попроси к телефону того, с кем хочешь поговорить.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
4. Постарайся соблюдать правила разговора по телефону.
Диктант №1 « Звуки и буквы».
Осень.
Вот и осень. Лес голый. Идет дождь. Всюду грязь. Стал дуть холодный ветер. По улицам трудно ходить. Можно упасть. (19 слов)
Гласные и согласные звуки и буквы.
1. Прочитай и запомни правила беседы.
− Учись говорить спокойно. Умей слушать собеседника. Не доводи спор до ссоры.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Твёрдые и мягкие согласные.
1.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
− На рябине птицы клевали ягоды. Ягоды падали на землю. Катя собрала их на нитку. Получились красные бусы.
2.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Диктант №2 Кисель.
Мама ставит воду на огонь. Она будет варить кисель. Нужно мыть фрукты, класть сахар. Кисель готов. Ко мне идёт Игорь. Мы будем пить
кисель и есть вафли. (27 слов)
Ударение в слове.
1. Рассмотри картинки. Прочитай названия птиц.
снегирь
синица
зяблик
дятел
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
4.Скажи, чем кормятся птицы в лесу.
Слог как часть слова
1.Прочитай, чем можно и чем нельзя кормить птиц.
− Птиц кормят разными семечками. Семена дробят, но не жарят. Любят птицы белый хлеб. А чёрный хлеб им вреден.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Перенос слов при письме
1.Рассмотри картинки и прочитай.
Чудо-птичка.
Был мороз. Маленькая птичка ныряла в прорубь. Там она искала пищу. Это была оляпка.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Мягкий знак на конце и в середине слова
1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
− Принесла крольчиха деткам – крольчатам сладкую морковь. Быстро съели крольчата угощение. А как оно называется, спросить
забыли.
2. Написал? А теперь всё внимательно проверь.
Диктинт№3
Собака.
У Димы была собака Капелька. Теперь ее нет. Плачет маленький Дима. Ищет целый день собаку. Пришла мама с работы. Нашла Капельку
под крыльцом. (23 слова)
Гласные после шипящих
1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
− У гадюки родились детки. Маленьким змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть, и очень ядовиты.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь.
3. Поставь себе отметку.
Диктант №4
Юра – школьник. Отец дал мальчику альбом. Юра взял кисть и краски. Он рисует зимний день. Бульвар белый от снега. Вдоль бульвара
елочки. Они тоже в снегу. (27 слов)
Парные звонкие и глухие согласные
1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
− Жила коза с козлятами. Она часто уходила в лес за кормом. Козлята были дома одни.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь.
3. Из какой сказки эти предложения? Какой у сказки конец?
Звонкие и глухие согласные на конце слова
1.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
− Сидит волк у проруби. Опустил в воду хвост. Ждёт, когда рыба клюнет. А хвост примёрз.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь. Поставь себе отметку.
3. Скажи, из какой сказки эти предложения? Кто обманул волка?
Разделительный мягкий знак
1.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
− Бежит речка через рощу. Мчатся к ней навстречу ручьи. Пьют из речки воду растения и животные.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь. Поставь себе отметку.
Слово
1.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
− Стоит на поляне дуб. Он весь в снегу. А вокруг следы зайца. Это он спал под дубом.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь. Поставь себе отметку.
Большая буква в именах собственных
1.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
− В наш класс пришёл новый ученик. Его зовут Костя Дёмин. Он приехал из Тулы.
2.Проверьте друг у друга написанное. Поставьте отметки.
Приложение 2.
Примерные годовые контрольные работы по русскому языку (программа специальных (коррекционных) учреждений YIII вида)
Контрольный диктант
3 класс
Кончился учебный год. Наступило жаркое лето. Каждый день ходим на берег ручья. Мы плаваем в прохладной воде, лежим на
песке. Хорошо полежать у ручья в тени деревьев. (27 слов)
Примечание: грамматические задания подбирает учитель в соответствии с программой по русскому языку и подготовленности учащихся.