Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата Вариант 6.1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко»
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
Протокол № 1
«29» августа 2025 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»
М.А.Пчелкина
Приказ № 246-од
от «29 » августа 2025 г.

Адаптированная основная
образовательная программа
начального общего образования обучающихся
с нарушением опорно-двигательного аппарата
Вариант 6.1
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко»
(МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»)
(разработана в соответствии с ФАООП НОО
(приказ Минпросвещения РФ от 24.11.2022 N 1026)
(с изменениями на 1.09.2025г.)

рп. Ныроб, 2025 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ..................................................................................................................... 4
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.1) ....................................................... 7
I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .................................................................................................................... 7

1.

Пояснительная записка .............................................................................................................. 7

2.

Общая характеристика АООП НОО обучающихся с НОДА.............................................. 7

3.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА ................................. 8

4.

Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА ........................................... 8

5.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования ........................................................................................................ 9
6.
Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного
аппарата планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования........................................ 11
7.
Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы ............................................................................................... 15
II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ............................................................................................. 16

1.

Программа формирования универсальных учебных действий ....................................... 16

2.

Рабочие программы учебных предметов .............................................................................. 16

3.

Рабочая программа воспитания .......................................................................................... 16

4.
Направление и содержание программы коррекционной работы ..................................... 16
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.......................................................................................... 18
1.

Учебный план ............................................................................................................................ 18

2.

Система условий реализации АООП НОО обучающихся с НОДА (вариант 6.1) ........ 18

3.

Общие положения и направления коррекционной работы .............................................. 27

4.

Планируемые результаты Программы коррекционной работы ..................................... 30

2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение и назначение адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) начального
общего образования (далее НОО) для обучающихся с НОДА – это образовательная программа,
адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Данная образовательная программа разработана на основе:
− Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273-Ф3;
− Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки
России от19.12.2014г. №1598);
− Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с НОДА
− (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15));
− Санитарных правилам и норм СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2020
№28;
− Устава МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»;
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
для обучающихся с НОДА определяет содержание образования, ожидаемые результаты и
условия ее реализации.
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
для обучающихся с НОДА состоит из двух частей:
- обязательной части,
- части, формируемой участниками образовательных отношений.
Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего образования
для обучающихся с НОДА.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата образовательная организация может создавать дифференцированные
адаптированные общеобразовательные программы с учетом особых образовательных
потребностей разных групп обучающихся (в соответствии с ФГОС варианты 6.2, 6.3, 6.4).
В структуре каждого варианта адаптированной программы представлены:
1. Пояснительная записка, в которой раскрыты: цель и задачи ОП, срок освоения
АООП, психолого-педагогическая характеристика обучающихся (требования к развитию
обучающихся).
2. Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
адаптированных
образовательных программ начального общего образования.
3. Содержание образования:
- Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса
(Примерный календарный учебный график).
- Рабочие программы учебных предметов.
- Программа духовно-нравственного развития.
3

- Программы коррекционных курсов.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с

НОДА на ступени начального общего образования.
- Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни.
- Программа внеурочной деятельности.
4. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
5. Условия реализации ООП:
- кадровые условия,
- финансово-экономические условия,
- материально-технические условия.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детей с НОДА
предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это
предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на
основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с
дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с НОДА требованиями
к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной программы;
- результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность
реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с
НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:
−
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
−
прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;
−
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
−
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с
НОДА на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не
только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
4

В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с НОДА положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий
его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с
учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность
образования обучающихся с НОДА;
- принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в
основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие
«образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметно- практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;

- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в
действительной жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.1)
I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка

Цель реализации АООП НОО обеспечение планируемых результатов по достижению
выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в
школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт
общения со здоровыми сверстниками.
Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с
образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании
школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники.
Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены
действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Эти специальные
условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА
5

по первому варианту ФГОС.
В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть
специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.
Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для
реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная Программа
(требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается
Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции
ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной Программы. Таким образом,
программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной
программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. Требования к структуре, условиям и
результатам коррекционной работы для каждого уровня образования задаются Стандартом
образования обучающихся с НОДА применительно к каждой категории детей в данном
варианте.
Принципы и подходы к формированию АООП НОО представлены в разделе 1. Общие
положения.
2. Общая характеристика АООП НОО обучающихся с НОДА
АООП НОО обучающихся с НОДА (вариант 6.1) предполагает, что обучающийся,
имеющий нарушения опорно-двигательного аппарата, получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию
нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки (1
- 4 классы).
Вариант 6.1 предназначается для обучающихся с лёгким дефицитом познавательных и
социальных способностей, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или
лишенные возможности самостоятельного передвижения, имеющие нейросенсорные
нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими
расстройствами разной степени выраженности.
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА коррекционных
мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы
коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО
обучающихся с НОДА являются доступность образовательной среды для обучающихся, а
также логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с
учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата МАОУ
«Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» (далее – АООП обучающихся с НОДА) разработана
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования (далее – ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ОВЗ) на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с НОДА с учетом образовательных
потребностей и запросов участников образовательного процесса.
3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по
составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений
развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной
полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и
времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного
аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько;
классификация, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и М.К. Смуглиной; Международная
классификация болезней 10–го пересмотра).
Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов
6

нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации
медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психологопедагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами
которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития,
своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности,
необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный
характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке
сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата:
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с
применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и
разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с
отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной
внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой
ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
4. Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно- двигательного
аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения
психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят
своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить
особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
− обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
− требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
− необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в
том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих
реализацию «обходных путей» обучения;
− индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально
развивающегося ребёнка;
− обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды;
Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе возможно
при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными
приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого, дети с
НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в
самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий
режим, психологическую и коррекционно- педагогическую помощь.
5.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями
опорно-двигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ.
Личностные результаты должны максимально обеспечить социализацию обучающихся
с НОДА с учетом их образовательных потребностей, формируя у них индивидуально личностные качества и социальные (жизненные) компетенции. Личностные результаты
напрямую связаны как с предметными и метапредметными результатами, так и с
результатами освоения ПКР.
К жизненным компетенциям, необходимым для повышения качества жизни лиц с
7

НОДА, можно отнести следующие:
− сформированность навыков пространственной и социально-бытовой ориентировки,
мобильность;
− сформированность реальных представлений о собственных возможностях и
ограничениях здоровья, о необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в
коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания
специальных условий для пребывания в образовательной организации, сообщать о своих
нуждах и правах в образовательной организации;
− сформированность социально-бытовых умений, необходимых в рутинной жизни
(самостоятельное посещение туалета, организация рабочего места, переодевание на урок
физкультуры и другие умения), насколько это возможно в каждом индивидуальном случае
развития обучающегося с НОДА;
− сформированность умения обращаться с просьбой к окружающим, особенно в
ситуации, когда обучающийся с НОДА лишен возможности себя самостоятельно
обслуживать, поддержать разговор, корректно выразить отказ, сочувствие, благодарность,
использовать разные варианты коммуникации для решения какой-либо проблемной ситуации;
− сформированность осмысленных представлений о реальной картине мира
(соблюдение
правил
безопасности
жизнедеятельности,
уточнение,
расширение,
упорядочивание представлений об окружающем природном и социальном мире);
− сформированность умения самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и
незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
− сформированность дифференцированных и осмысленных согласно возрасту
представлений о социальном окружении, ценностях и социальных ролях (знание правил и
норм общественного поведения, использование их, умение оценивать свое социальное
окружение, умение использовать принятые в обществе социальные ритуалы и другие умения).
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата АООП НОО дополняются результатами освоения программы
коррекционной работы.
6.
Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
освоения АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших
АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с НОДА
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы
образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее
основными функциями являются: ориентация образовательного процесса на достижение
планируемых результатов освоения ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) и
обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление
образовательным процессом.
Процедуры текущей, промежуточной и итоговой оценки результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы адаптируются в соответствии с
особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА. Адаптация предполагает
(в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума образовательной
организации с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающегося):
− организацию и проведение оценочных мероприятий в индивидуальной форме;
изменение временного режима, предусмотренного процедурой проведения оценочных,
контрольных работ;
− адаптацию предлагаемого обучающемуся тестового (контрольно-оценочного)
материала;
8

− специальную психолого-педагогическую помощь обучающимся с двигательной

патологией (на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности),
дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья обучающегося с
двигательными нарушениями и имеющихся ограничений, направленную на создание и
поддержание эмоционального комфортного климата во время проведения оценочных
мероприятий.
При организации оценочных процедур для обучающихся в соответствии с АООП НОО
для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) создаются специальные условия, обусловленные
особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА и связанными с ними
объективными трудностями. Данные условия включают:
−
специально организованную среду и рабочее место в соответствии с
особенностями ограничений здоровья обучающегося с НОДА;
−
сопровождение (помощь) обучающегося с НОДА в соответствии с особенностями
психофизического развития и имеющихся ограничений обучающихся с НОДА (при необходимости);

−
−

использование ассистивных средств и технологий;
возможность организации короткого перерыва (10 - 15 мин.) при нарастании в
поведении обучающегося проявлений утомления, истощения.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной
организации являются:
−
оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах
обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур
внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований
муниципального, регионального и федерального уровней; оценка результатов деятельности
педагогических работников как основа аттестационных процедур;

−
оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой
выступают требования ФГОС НОО, которые конкретизируются в планируемых результатах
освоения обучающимися АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1).
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает: стартовую диагностику; текущую и тематическую
оценку; психолого-педагогическое наблюдение; внутренний мониторинг образовательных
достижений обучающихся.
Внешняя оценка включает:
− независимую оценку качества образования;
− мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального
уровней.
В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ система оценки образовательной организации
реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке
образовательных достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся
проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно- познавательных и
учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся. Он обеспечивается содержанием и
критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения,
выраженные в деятельностной форме.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной
работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к
представлению и интерпретации результатов измерений.
Уровневый подход реализуется за счет фиксации различных уровней достижения
обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже базового.
Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые
учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного
9

процесса. Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей знание от незнания,
выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего учебного
материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:
−
оценку предметных и метапредметных результатов;
−
использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики
индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки;
использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе
обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством
образования;
−
использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих
друг друга: стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том
числе исследовательских) и творческих работ;
−
использование форм работы, обеспечивающих возможность включения
обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка,
взаимооценка); использование мониторинга динамических показателей освоения умений и
знаний, в том числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных
(цифровых) технологий.
Оценка личностных результатов обучающихся осуществляется через оценку
достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, которые
устанавливаются требованиями ФГОС НОО и дополняются требованиями по формированию
жизненных компетенций обучающихся с НОДА.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех
компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.
Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности отдельных
личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения, принятых в
образовательной организации; участии в общественной жизни образовательной организации,
ближайшего социального окружения, Российской Федерации, общественно- полезной
деятельности; ответственности за результаты обучения; способности делать осознанный
выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии; ценностносмысловых установках обучающихся, формируемых средствами учебных предметов, в
сформированности жизненных компетенций.
Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних мониторингов,
допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1),
которые отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных
универсальных учебных действий, а также систему междисциплинарных (межпредметных)
понятий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения
программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является овладение:
− познавательными
универсальными
учебными
действиями
(замещение,
моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая
общие приемы решения задач);
− коммуникативными универсальными учебными действиями (приобретение умения
учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество,
взаимодействие с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать
информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать
разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером);
− регулятивными универсальными учебными действиями (способность принимать и
сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать
свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые
10

учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания).
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией
образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга. Содержание и периодичность
внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета образовательной
организации. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать
диагностические материалы по оценке читательской и цифровой грамотности,
сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных
учебных действий.
Рекомендуемые формы оценки
− для проверки читательской грамотности - письменная работа на межпредметной
основе; для проверки цифровой грамотности - практическая работа в сочетании с письменной
(компьютеризованной) частью;
− для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий - экспертная оценка процесса и результатов выполнения
групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов.
Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не менее
чем один раз в два года.
Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее - проект)
выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной
основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении
содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность
проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие).
Выбор темы проекта осуществляется обучающимися. Предметные результаты освоения
АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) с учетом специфики содержания
предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на
применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях, а также на успешное обучение.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
Основным предметом оценки является способность к решению учебно- познавательных
и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием
способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе
метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также
компетентностей,
релевантных
соответствующим
направлениям
функциональной
грамотности.
Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и понимание,
применение, функциональность.
1) Обобщенный критерий "знание и понимание" включает знание и понимание роли
изучаемой области знания и (или) вида деятельности в различных контекстах, знание и
понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов.
2) Обобщенный критерий "применение" включает:
− использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся
сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий и
операций, степенью проработанности в учебном процессе;
− использование специфических для предмета способов действий и видов
деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и
преобразованию при решении учебных задач или проблем, в том числе в ходе поисковой
деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности.
3) Обобщенный критерий "функциональность" включает осознанное использование
приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем,
различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а
11

также сочетанием когнитивных операций.
4) Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности
обучающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в реальной
жизни.
− Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником в
ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.
− Особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются в
приложении к АООП НОО.
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету
включает:
− список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и
способов оценки (например, текущая (тематическая), устно (письменно), практика);
− требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при
необходимости с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
− график контрольных мероприятий.
При оценке предметных результатов обучающихся с НОДА педагогический работник
учитывает особенности их психофизического развития и имеющиеся ограничения.
При оценке устного ответа учитываются речевые особенности обучающихся с
двигательными нарушениями и не снижаются отметки за недостаточную интонационную
выразительность, замедленный темп и отсутствие плавности, скандированность речи и другие
особенности.
При оценке результатов письменных работ не снижается отметка за:
−
неправильное написание строк (зубчатость, выгнутость, вогнутость, косое
расположение букв, несоблюдение и пропуск строки, несоблюдение полей);
−
выпадение элементов букв или их незаконченность, лишние дополнения букв,
неодинаковый их наклон и другие особенности;
−
нарушения размеров букв и соотношения их по высоте и ширине;
−
смешение сходных по начертанию букв;
−
прерывистость письма или повторение отдельных его элементов за счет
насильственных движений.
При оценке знаний осуществляется учет ошибок, связанных с фонетикофонематическим и общим недоразвитием речи. В таких случаях рекомендуется осуществлять
оценку совместно с учителем-логопедом.
Текущий контроль в форме устного опроса при низком качестве устной экспрессивной
речи обучающихся с НОДА необходимо заменять письменными работами в разных
доступных им форматах.
Контрольные, самостоятельные и практические работы при необходимости могут
предлагаться с использованием электронных систем тестирования, иного программного
обеспечения, дающих возможность вести персонифицированный учет учебных достижений
обучающихся с двигательными нарушениями.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
освоения ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) должна предусматривать
оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения ПКР.

7. Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы
Применительно к варианту 6.1. ФГОС для детей с НОДА задачей экспертной группы
является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненной
компетенции. Основой служит анализ изменений поведения ребёнка в повседневной жизни по
следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы с ребенком в
условиях инклюзии:
12

−

адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
− способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского
сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и
правах в организации обучения;
− владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
− владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
− осмысление и дифференциация картины мира, ее временно- пространственной
организации;
− осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Результаты анализа изменений в повседневном поведении ребенка в варианте 6.1.
ФГОС должны быть представлены также в форме удобных и понятных всем членам
экспертной группы условных единиц (0 – 3 балла), характеризующих достигнутый уровень
жизненной компетенции ребенка в условиях инклюзии.
II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1. Программа формирования универсальных учебных действий
Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных
учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного
развития, воспитания обучающихся с НОДА (вариант 6.1), программа формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной
деятельности соответствуют ФГОС НОО.
Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы.
2. Рабочие программы учебных предметов
При реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) используются
федеральные рабочие программы учебных предметов, предусмотренные федеральной
образовательной программы начального общего образования (далее - ФОП НОО).
Программы по отдельным учебным дисциплинам могут быть адаптированы с учётом
особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей и ограничений,
обусловленных двигательными нарушениями.
Адаптированные рабочие программы по предметам являются приложением к настоящей
АООП и размещаются на официальном сайте МАОУ «Ныробская СОШ имени
А.В.Флоренко» в разделе «Образование».
3. Рабочая программа воспитания
Программа воспитания обучающихся с НОДА на уровне НОО по содержанию
соответствует Программе воспитания МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» на
уровне начального общего образования с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4. Направление и содержание программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы для обучающихся с НОДА должна
соответствовать структуре данного вида программы, представленной в ФГОС
начального общего образования.
Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной
помощи для всех категорий детей с НОДА, осваивающих вариант 6.1. ФГОС НОО. Эти
направления образуют структуру программы коррекционной работы, дополняющей
основную образовательную программу:
− медицинская
коррекция
и абилитация
(лечебно-воспитательные
13

мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);
− психологическая коррекция познавательных процессов;
− психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
− психологическая коррекция социально-психологических проявлений;
− коррекция нарушений речи;
− коррекция нарушений чтения и письма.
Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо
организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи.
Обязательным условием усвоения варианта 6,1. стандарта является систематическая
специальная
психолого-педагогическая
поддержка
коллектива учителей,
родителей,
детского
коллектива
и
самого
ребенка
с
двигательными
нарушениями. Психолого-педагогическая поддержка предполагает:
− помощь в формировании адекватных отношений между ребенком,
одноклассниками, родителями, учителями;
− работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в
классе/школе;
− поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
− обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью
предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного
обучения в целом.
−
III.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют
ФГОС
НОО.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов.
Программа коррекционной работы разрабатывается образовательной организацией в
зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся.
2.

Система условий реализации АООП НОО обучающихся с НОДА (вариант 6.1)

Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной
образовательной программы школы должно быть создание и поддержание развивающей
образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального,
познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического,
трудового развития обучающихся.
Созданные в МАОУ «Ныробская СОШ имени АВ.Флоренко» реализующем основную
образовательную программу основного общего образования, условия:
• соответствуют требованиям Стандарта;
•
обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы образовательного учреждения и реализацию предусмотренных в
ней образовательных программ;
•
учитывают особенности образовательного учреждения, его организационную
структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании;
•
предоставляют возможность взаимодействия с социальными партнёрами,
использования ресурсов социума.
В соответствии с требованиями Стандарта раздел основной образовательной
программы образовательного учреждения, характеризующий систему условий, содержит:
•
описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материальнотехнических, информационно-методических условий и ресурсов;
•
обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с
целями и приоритетами основной образовательной программы основного общего образования
14

образовательного учреждения;
• механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
• сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы
условий;
• систему оценки условий.
Результатом указанных требований является создание образовательной среды:
•
обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое
качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся;
•
гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и
социального здоровья обучающихся;
•
преемственной по отношению к начальному общему образованию и
учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику
возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования.
Условия реализации основной образовательной программы основного общего
образования должны обеспечивают для участников образовательного процесса возможность:
•
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования всеми обучающимся, в том числе обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья;
• развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов,
самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию
учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной
деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей
учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;
•
овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу
дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
•
формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской
идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
•
индивидуализации процесса образования посредством проектирования и
реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их
эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов;
• участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии основной образовательной
программы основногообщего образования и условий ее реализации;
•
организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений,
направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
•
включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды
населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности,
реализации социальных проектов и программ;
•
формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной,
общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
•
формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
•
использования в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
•
обновления содержания основной образовательной программы основного общего
образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития
системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с
учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;
•
эффективного использования профессионального и творческого потенциала
педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их
профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
•
эффективного управления образовательным учреждением с использованием
информационно - коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
Система условий реализации основной образовательной программы школы базируется
15

на результатах проведённой в ходе разработки программы комплексной аналитикообобщающей и прогностической работы, включающей:
•
анализ имеющихся в образовательном учреждении условий и ресурсов реализации
основной образовательной программы основного общего образования;
•
установление степени их соответствия требованиям Стандарта, а также целям и
задачам
основной
образовательной
программы
образовательного
учреждения,
сформированным с учётом потребностей всех участников образовательного процесса;
•
выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся
условиях для приведения их в соответствие с требованиями Стандарта;
•
разработку с привлечением всех участников образовательного процесса и
возможных партнёров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;
• разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы
условий;
•
разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации
промежуточных
этапов
разработанного
графика
(дорожной
карты).
Кадровые условия реализации АОП НОО обучающихся с НОДА (вариант 6.1)
В штат специалистов, реализующей АООП НОО обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата входят: учителя учебных предметов, педагог-психолог, логопед,
дефектолог, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе,
заместитель директора, курирующих вопросы инклюзивного образования детей с ОВЗ и/или
инвалидов. Педагоги, которые реализуют предметные области АООП НОО обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеют высшее профессиональное образование.
Для этих категорий специалистов обязательным требованием является прохождение
профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в области
инклюзивного образования, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке
или удостоверением о повышении квалификации установленного образца.
В системе образования созданы условия для комплексного взаимодействия
образовательных организаций, обеспечивающие возможность восполнения недостающих
кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных
консультаций по вопросам реализации АООП НОО, использования инновационного опыта
других образовательных организаций, проведения комплексных мониторинговых
исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций.
Педагог-психолог, педагог-логопед должны имеет высшее профессиональное
образование по педагогической специальности и по направлению «Психолого- педагогическое
образование», «Логопедическое образование».
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без
предъявления требований к стажу работы; либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Классное руководство в классе, где получают образование обучающиеся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (или другими ограниченными возможностями
здоровья, уровень развития которых позволяет осваивать АОП НОО) может осуществлять
педагог, прошедший подготовку или повышение квалификации в области психологических
особенностей и особых образовательных потребностей учащихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Психолого­педагогические условия реализации АООП НОО обучающихся с НОДА
(вариант 6.1)

16

Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом
на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения ФГОС и
потребностями всех субъектов учебно-воспитательного
процесса.
Приоритетным
направлением федерального образовательного стандарта является реализация развивающего
потенциала основного общего образования. В связи с этим актуальной задачей становится
обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей
фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного
содержания конкретных дисциплин.
Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной
ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей
психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других
участников образовательного процесса.
Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:
- психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных
учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и
средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социальнопсихологического климата в образовательных учреждениях;
мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его
психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации
образовательного маршрута;
содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного
образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
- разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на
преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику
асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей

17

в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в
развитии обучающихся, воспитанников;
- содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как
способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося,
обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность,
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию
этого процесса;
содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в
воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи,
толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному
социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной
деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и
проектов, учебно- методических пособий, проводимой по инициативе органов управления
образованием или отдельных образовательных учреждений;
распространение и внедрение в практику образовательных учреждений достижений
в области отечественной и зарубежной психологии;
взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (ППк, Совет
профилактики и др.), с образовательными учреждениями, учреждениями и организациями
здравоохранения и социальной защитынаселения.
Принципы психолого-педагогического сопровождения:
- принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов,
всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных
руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда,
администрации и др.;
- принцип системности – существование алгоритма работы и использование
возможностей всехосновных направлений деятельности психолога;
- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития,
заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором
обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот
принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное,
духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с
учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность
необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных,
мотивационных,эмоциональных и др. проявлений;
- принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психологическое
воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен
осознавать, почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия. Воздействие должно
быть направлено на причину явления, а не на его следствие;
- принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть
проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;
- принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической
педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной
позиции;
- принцип практической направленности – формирование универсальных учебных
действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни.
Этому способствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве (в
малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности);
самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа
по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);
- принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка
базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности,
18

соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения
психологической помощи в сложной жизненной ситуации.
Содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения
Психологическое просвещение – формирование у обучающихся и их родителей
(законных представителей), педагогических работников и руководителей общеобразовательных
учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах
собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в
становлении личности.
Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы,
подборка литературы, выступления на родительских собраниях, рекомендации и пр.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации
обучающихся, профессионального выгорания педагогов; выявление и нейтрализация факторов,
негативно влияющих на здоровье педагогов и обучающихся; формирование у всех участников
образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни; разработка конкретных
рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию
помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Работа с педагогическим коллективом: проведение круглых столов, семинаров,
педагогических советов, консультаций и других мероприятий по проблемам адаптации ребенка
в образовательном учреждении, оптимизации системы взаимодействия «ученик-учитель»,
повышению правовой грамотности педагогов в области Прав ребенка.
Работа с обучающимися:
- оптимизация взаимодействия учащихся с педагогами;
- организация условий для возможности подросткам прибегнуть к помощи в трудной
жизненной ситуации;
- знакомство учащихся с основами самопознания и саморазвития;
- формирование социально направленных ценностных ориентаций и устойчивой
жизненной позиции;
- формирование навыков по предупреждению психологической перегрузки и
невротических срывов;
- формирование коммуникативных навыков для психологически безопасного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми и толерантного поведения;
- развитие познавательной активности и интереса
к школе у неуспевающих
школьников, через привлечение их к участию в школьных мероприятиях, работе кружков,
секций, социальных проектах;
- социально-педагогическая поддержка учащихся, не получающих достаточного ухода
и контроля со стороны родителей.
Работа с родителями:
- профилактическая работа с родителями с целью обеспечения выполнения Прав
ребенка;
- система просветительской деятельности по повышению психологической культуры
родителей в вопросах воспитания и оптимизации детско-родительских отношений;
- Диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебновоспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится
как индивидуально, так и с группами обучающихся.
Диагностика подразумевает комплексное, всестороннее психолого-педагогическое
изучение процесса личностного развития учащихся (детей) на протяжении всего периода
обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее
потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном
самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии,
социальной адаптации.
Главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по
преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его
социальной адаптации в коллективе.
Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга
дает возможность:
19

- определить относительное место учащегося в классе и параллели;
- провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;
- выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;
- отследить динамику изменений результатов от года к году;
- провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам;
- получить сравнительную оценку качества работы учителей.
Коррекционно-развивающая работа направлена на создание социально-психологических
условий для развития личности каждого ученика
Задачи:
- оказание психологической поддержки;
- формирование позитивной самооценки;
- помощь в осознании своих возможностей;
- формирование универсальных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя
позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и
познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми
типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном
учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать
свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся
воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты,
использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием
моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие
приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут
умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и
передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в
сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной
психодиагностики по запросу родителей, педагогов и обучающихся.
Содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения,
направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков
адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий –
психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание
благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского
коллектива.
Консультирование (индивидуальное и групповое)
– помощь
участникам
образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении
психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенностей;
содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в
формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода
психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях,
самосознании и саморазвитии.
Психологическое консультирование проводится по следующим направлениям:
- по результатам индивидуальной психологической диагностики учащихся детей,
родителей и учителей;
- по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания;
- по вопросам возрастных особенностей детей;
- по проблемам адаптации;
- по поводу проблем обучения, поведения, межличностного взаимодействия
конкретных учащихся или групп учащихся;
- оказание психологической помощи и поддержки учащимся, находящимся в
20

состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
- помощь в организации эффективного детско-родительского общения.
- Организационно – методическое направление
Анализ документации, методических рекомендаций, психолого-педагогической
литературы по требованиям внедрения ФГОС.
Обсуждение возможных путей реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Участие в ШМО по разработке инструментария оценки УДД.
Совместный анализ мониторинга УДД.
Участие в оформлении документации классов по результатам осуществления ФГОС.
Совместный анализ процесса и результатов формирования УУД у школьников.
Размещение информации на школьном сайте
Экспертиза – психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов,
пособий,
образовательной
среды,
профессиональной
деятельности
специалистов
образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение наиболее
предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.
Учитывая
основные
положения
Федерального
государственного
стандарта
приоритетными видами работы при организации сопровождения становятся просвещение,
диагностика (мониторинговые исследования), коррекция и экспертиза.
Критерии
эффективности
реализации
модели
психолого-педагогического
сопровождения
Эффективность сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием
личности учащихся и формированием у них навыков компетентности.
В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:
Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности
школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях
внедрения ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:
- отсутствие неуспевающих учащихся;
- профессиональное самоопределение;
активное участие школьника в общественной жизни школы, инициативность,
творческое отношение к делу;
- отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;
- бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;
- отсутствие конфликтов с педагогами.
Психологическая эффективность:
- оптимизация психолого-педагогических условий образовательного процесса,
повышение оперативности реагирования на запросы участников образовательного процесса;
- повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей
обучающихся;
- повышение психологической культуры учащихся;
- субъективное ощущение у ученика комфорта и уверенности в школе;
- создание системы психологического сопровождения по организации психологически
безопасной образовательной среды.
- повышение толерантности в отношениях между участниками образовательного
процесса, благоприятный психологический климат в ОУ;
Медицинская эффективность связывается с сохранением психического и физического
здоровья детей и определяется как динамика хронических заболеваний школьников,
представленная в отчетах медицинской службы школы.

21

Материально-технические условия реализации АООП ОО обучающихся с НОДА (вариант
6.1)
Материально-техническое обеспечение основного общего образования обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата отвечает не только общим, но и их особым
образовательным потребностям.
В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса
образования отражена специфика требований к: организации пространства, в котором
обучается ребёнок с нарушениями опорно-двигательного аппарата; организации временного
режима обучения; техническим средствам обучения обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата; учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам,
компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и позволяющих реализовывать
выбранный вариант программы.
Требования к организации пространства
В школе существуют помещения для проведения занятий с педагогом-психологом,
медицинским работником, социальным педагогом, учителем-логопедом, учителемдефектологом.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется в 3-х этажном здании.
Школа имеет необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей инвалидов и детей с ОВЗ), административной и хозяйственной деятельности:
учебные кабинеты с рабочими местами обучающихся и педагогических работников;
информационно-библиотечный центр с рабочими зонами, книгохранилищем,
обеспечивающим сохранность книжного фонда;
актовый зал, спортивные сооружения (спортивный зал, спортивную площадку) с
игровым, спортивным оборудованием и инвентарем;
помещения для питания обучающихся (180 – посадочных мест), а также для
хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного
горячего питания, в том числе горячих завтраков;
помещения медицинского назначения;
административные и иные помещения;
гардеробы, санузлы, места личной гигиены;
комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и
внеурочной деятельности, включая расходные материалы, принадлежности (инструменты
письма (на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования,
химические реактивы, носители цифровой информации);
мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь.
Информационно-методические условия
При освоении АООП НОО обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
обучаются по учебным программам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, но по
учебникам и учебным пособиям, имеющим увеличенный шрифт текст и размер иллюстраций,
со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями и
дидактическими материалами (преимущественное использование натуральной или
увеличенного масштаба наглядности), рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или
электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы,
направленную на специальную поддержку освоения АООП НОО.
Финансовое обеспечение реализации АОП НОО обучающихся с НОДА, вариант 6.1
Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п.2 ст. 99
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Финансовые условия реализации адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
вариант 6.1 должны:
обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований
22

стандарта;
обеспечивать реализацию обязательной части адаптированной основной
образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса
вне зависимости от количества учебных дней в неделю;
отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации
адаптированной программы и достижения планируемых результатов, а также механизм их
формирования.
В рамках ФГОС НОО в МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» разработаны
локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников, в том числе
стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования.
Для обеспечения требований Стандарта на основе проведённого анализа материальнотехнических условий реализации основной образовательной программы основного общего
образования проделана следующая работа:
1)
проведен экономический расчёт стоимости обеспечения требований Стандарта
по каждой позиции;
2)
установлен предмет закупок, количество и стоимость пополняемого
оборудования, а также работ для обеспечения требований к условиям реализации ООП;
3) определена величина затрат на обеспечение требований к условиям реализации
ООП;
4)
определены объёмы финансирования, обеспечивающий реализацию внеурочной
деятельности обучающихся, включенной в основную образовательную программу.
3. Общие положения и направления коррекционной работы
Структура АООП НОО (варианта 6.1) предполагает введение программы коррекционной
работы. Цель программы коррекционно-развивающей работы − оказание комплексной
психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, в коррекции
недостатков в общем и речевом развитии, в их социальной адаптации.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий
обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности
обучающихся с НОДА (вариант 6.1) посредством индивидуализации и дифференциации
образовательной деятельности.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося
определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации.
Программа коррекционной работы обеспечивает осуществление специальной поддержки
освоения АООП НОО обучающихся с НОДА.
Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всего учебнообразовательного процесса.
Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения
АООП НОО являются:
−
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
−
коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения
и письма;
−
развитие сознательного использования языковых средств в различных
коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с
окружающими;
−
обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом,
повышения мотивации к школьному обучению.
ПКР должна обеспечивать:
−
выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с
НОДА, направленности личности, профессиональных склонностей;
23

−

систему комплексного психолого-педагогического сопровождения в условиях
образовательной деятельности, включающего психолого-педагогическое обследование
обучающихся с НОДА и мониторинг динамики их развития, личностного становления,
проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
−
успешное освоение АООП НОО (вариант 6.1), достижение обучающимися с
НОДА предметных, метапредметных и личностных результатов с учетом их особых
образовательных потребностей.
ПКР должна содержать:
−
план
диагностических
и
коррекционно-развивающих
мероприятий,
обеспечивающих
удовлетворение
индивидуальных
образовательных
потребностей
обучающихся с НОДА, освоение ими АООП НОО (вариант 6.1);
−
описание условий обучения и воспитания обучающихся (с учетом их особых
образовательных потребностей), методы их обучения и воспитания, применение, при
необходимости, учебных пособий и дидактических материалов, специализированных
компьютерных программ, используемые технические средства обучения, ассистивные
технологии, особенности проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий
(при наличии);
−
описание основного содержания рабочих программ логопеда, психолога, других
специалистов;
−
перечень дополнительных коррекционно-развивающих занятий (при наличии);
−
планируемые результаты коррекционной работы и подходы к их оценке.
ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от особых образовательных
потребностей, характера имеющихся трудностей и особенностей социальной адаптации
обучающихся с НОДА, региональной специфики и особенностей образовательнокоррекционного процесса в образовательной организации.
ПКР предусматривает создание условий обучения и воспитания, позволяющих
учитывать индивидуальные образовательные потребности обучающихся посредством
дифференцированного психолого-педагогического сопровождения, индивидуализации и
дифференциации образовательно-коррекционного процесса.
ПКР предусматривает организацию индивидуально-ориентированных коррекционноразвивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с НОДА в освоении АООП НОО.
ПКР может быть реализована при разных формах получения образования
обучающимися, в том числе включая обучение на дому и с применением дистанционных
технологий. Степень включенности специалистов в программу коррекционной работы
устанавливается образовательной организацией самостоятельно. Программа коррекционной
работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения обучающихся с
НОДА. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия
специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших
потенциальных возможностей обучающихся с НОДА и удовлетворению их особых
образовательных потребностей. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебновоспитательного процесса. Объем помощи, направления и содержание коррекционноразвивающей работы с обучающимся определяются на основании заключения психологопедагогического консилиума образовательной организации и рекомендаций и психологомедико-педагогической комиссии.

24

4. Планируемые результаты Программы коррекционной работы
Развивающий и коррекционный эффект программы проявляется прежде всего в интересе
детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив
деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и
возможностях на других занятиях. К концу года улучшаются графические навыки и зрительномоторные координации, формируется произвольность, улучшаются познавательные процессы,
речь, развиваются такие качества как коммуникативность, умение понимать себя и других,
сотрудничать, не конфликтовать. Дети становятся менее застенчивыми и менее тревожными.
Формируются навыки социального поведения и способность к эмпатии. Параллельно с
коррекцией видимых и диагностируемых нарушений происходит коррекция личности.
Компенсируются психологические и физические недостатки, происходит социализация
личности ребёнка, что позволит ребенку освоить АООП НОО на базовом уровне.
Результаты внедрения программы коррекционной работы отслеживаются через систему
оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, которая предполагает
комплексный подход к оценке результатов образования. Ведется оценка достижений
обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и
предметных.
Результатом коррекционной работы является достижение ребенком с НОДА
планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 6.1) Школы.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».