Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко»
Согласовано
Принято
на заседании
методического объединенияот
29.08.2025
решением
Педагогического совета
протокол от 29.08.2025 № 1
Утверждено
МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»
____________М.А.Пчелкина
Приказ № 246-од
от «29 » августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Трудные вопросы русского языка»
для обучающихся 8 класса
Рабочая программа является частью ООП ООО
МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»
Ныроб, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса разработана в соответствии с
федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации».
Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса, которым предстоит сдавать экзамен по
русскому языку в формате ОГЭ. Программа составлена на основе Федерального компонента
государственного стандарта, рассчитана на 34 часа (1час в неделю).
Элективный курс поможет обучающимся комплексно использовать знания по орфографии,
синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, научит избежать грамматических и речевых
ошибок, построить высказывания с соблюдением норм, составить тексты и сообщения,
отредактировать их.
Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены школьниками в
процессе изучения базового курса русского языка.
Цель изучения курса
Данный элективный курс направлен на обеспечение качественной подготовки обучающихся по
предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида
компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования
коммуникативной личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и
пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения
конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к
успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
Задачи изучения курса
Основные образовательные задачи курса:
расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого
интереса к предмету;
повысить уровень логического мышления обучающихся;
создать условия для формирования языковой компетенции ;
восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики;
выработать навык комплексного анализа текста;
совершенствовать навыки работы над изложением.
Развивающие задачи курса:
развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;
способствовать развитию речи обучающихся;
совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);
способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.
Воспитательные задачи курса:
формировать ключевые компетенции;
повышать интерес к гуманитарному образованию;
воспитывать грамотного гражданина РФ.
По окончании курса обучающиеся должны знать:
принципы русской орфографии и пунктуации;
основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную
трудность;
алгоритм написания сжатого изложения.
По окончании курса обучающиеся должны уметь:
использовать основные приемы информационной переработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования
орфографической и пунктуационной грамотности;
применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике;
применять алгоритм написания сжатого изложения;
уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;
грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;
владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой).
Основные формы организации занятий - семинары и практические занятия. Формами контроля за
достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения, презентации,
письменные работы и тесты в формате ОГЭ.
Планируемые результаты
Главным результатом освоения курса является готовность обучающихся к участию в ОГЭ. К концу
данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают
определенные умения и навыки по всем разделам.
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова,
русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития
творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
строить жизненные планы во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого
расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для
оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в
сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента
Предметные:
Ученик 8 класса научится:
владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность,
уместность, богатство);
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и
речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
работать над расширением словарного запаса;
применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и
письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
иметь представление:
о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения
и развития творческих способностей;
о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета;
о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
определять:
основные понятия культуры речи, основные качества речи;
показатели индивидуальной культуры человека;
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные
монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов
речи и ситуаций общения;
изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и
фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
основные нормы литературного языка;
назначение речевого этикета;
значение различных видов словарей в жизни человека.
качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность,
богатство).
Содержание программы
Раздел 1. Введение. (1 час)
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания.
Тренировочные задания по оформлению бланков.
Раздел 2. Построение сжатого изложения. (5 часов)
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого
изложения. Редактирование изложения.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Раздел 3. Орфография. (14 часов)
Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Правописание производных предлогов, союзов, частиц.
Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Раздел 4. Пунктуация. (10 часов)
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Однородные и неоднородные
члены предложения. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом
предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в
сложноподчинённом предложении, в предложениях с обособленными обстоятельствами и
определениями. Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. Тире и
двоеточие в предложениях. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; тестовые задания в форме ОГЭ.
Раздел 5. Тестирование. (4 часа)
Систематизация знаний, умений, навыков по русскому языку при сдаче Государственной итоговой
аттестации.
Тематическое планирование
№ Наименование разделов, тем
Ко-во часов Теоретическая часть Практическая часть
1
Введение.
1
1
2
Построение сжатого изложения.
5
4
1
3
Орфография.
14
11
3
4
Пунктуация.
10
8
2
5
Тестирование.
4
Итого
34
4
24
10
Календарно-тематическое планирование спецкурса
34 часа (1 час в неделю)
№ Тема занятия
1
2
3
I. Введение
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой
форме и критерии её оценивания.
II. Построение сжатого изложения
«Определение, признаки и характеристика текста как единицы
языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и
формулирования».
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Кол-во
часов
1
Систематизация
знаний
1
Систематизация
знаний
Систематизация
знаний
1
1
8
III. Орфография
Орфография как система обязательных норм письменной речи
(орфографическая норма).
Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения.
9
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне.
1
10 Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после шипящих в
корне.
11 Чередующиеся гласные.
1
12 Практическая работа №2. «Орфограммы в корнях слов».
1
13 Практическая работа № 3. Правописание
Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме
1
5
6
7
приставок.
приставки.
Вводное занятие
1
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного
строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном
знаке.
Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова
и их роль в определении границ главной информации. Способы
сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения».
4
Форма занятия
1
Систематизация
знаний
1
Контроль знаний и
умений
Систематизация
знаний
1
1
Систематизация
знаний
Систематизация
знаний
Систематизация
знаний
Систематизация
знаний
Контроль знаний и
умений
Контроль знаний и
умений
Написание приставок, зависящих от значения.
14 Правописание Н, НН в разных частях речи.
1
15 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
1
16 Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания.
1
17 Правописание производных предлогов.
1
18 Правописание союзов.
1
19 Правописание частиц.
1
20 Тестовая работа по разделу «Орфография» .
1
21 IV. Пунктуация
Пунктуация как система обязательных норм письменной речи
(пунктуационная норма).
22 Знаки препинания в сложном предложении. Сочинительные и
подчинительные союзы. Сложное предложение: союзное и
бессоюзное.
23 Знаки препинания в ССП.
1
24 Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП.
Практическая работа № 7.
25 Знаки препинания при однородных и неоднородных членах
предложения.
26 Трудные
случаи
употребления знаков
препинания в
предложениях
с
обособленными
обстоятельствами
и
определениями.
27 Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении
цитат.
28 Тире в предложении.
1
29 Двоеточие в предложении.
1
30 Тестовая работа по разделу «Пунктуация».
1
31 V. Тестирование
Пробный тест в формате ОГЭ.
32 Пробный тест в формате ОГЭ.
1
33 Работа над ошибками.
1
34 Работа над ошибками.
1
Систематизация
знаний
Систематизация
знаний
Систематизация
знаний
Систематизация
знаний
Систематизация
знаний
Систематизация
знаний
Контроль знаний и
умений
Систематизация
знаний
1
Систематизация
знаний
1
Систематизация
знаний
Контроль знаний и
умений
Систематизация
знаний
Систематизация
знаний
1
1
1
1
1
Систематизация
знаний
Систематизация
знаний
Систематизация
знаний
Контроль знаний и
умений
Контроль знаний и
умений
Контроль знаний и
умений
Контроль знаний и
умений
Контроль знаний и
умений