Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко»
Согласовано
Принято
на заседании
методического объединения
от 29.08.2025
решением
Педагогического совета
протокол от 29.08.2025 № 1
Утверждено
МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»
____________М.А.Пчелкина
Приказ № 246-од
от «29 » августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Финансовая грамотность» (Базовый уровень)
для обучающихся 5, 6, 8 классов
Рабочая программа является частью ООП ООО
МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»
рп.Ныроб, 2025
Рабочая программа по Финансовой грамотности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования – ФГОС ООО);
3. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;
4. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения Российской Федерации.
5. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 года № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования».
6. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт- Петербурга от
21.05.2015 №03-20-20-57/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования в образовательных организациях Санкт- Петербурга».
7. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ лицей №373;
8. Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для 5-8 классов
общеобразовательных организаций составлена на основе программы «Финансовая грамотность» / Е.
А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015) в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 5 – 8 классов в сфере экономики семьи. Курс реализуется в 5 – 8 классах: 5 класс –
34 часа в год, 8 класс – 34 часа в год.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
 удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов,
формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и
способах финансово грамотного поведения;
 приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие
собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также
способов поиска и изучения информации в этой области;
 воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой
грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
 деньги, их история, виды, функции;
 семейный бюджет;
 экономические отношения семьи и государства;
 человек и финансовые организации;
 собственный бизнес.
Описание места учебного курса в учебном плане
Программа курса «Финансовая грамотность рассчитана на 3 года. Общее количество часов за
уровень основного общего образования составляет 102часа со следующим распределением часов
по классам: 5 класс «Азбука финансовой грамотности» - 34 часа;
6 класс «Финансовая грамотность» – 34 часа, 8 класс «Финансовая грамотность» – 34часов
Учебно-методический
комплекс
Учебник
И.В. Липсиц «Финансовая грамотность» 5-7 класс, Издательство «Вита-Пресс, 2018г. Н.В.
Новожилова Экономика: моя семья» 5 класс . Издательство «Вита-Пресс», 2018г. Т.С.
Терюкова, Е.А. Артемьева, М.В. Головин Экономика: моя школа» 6 класс,, 2018г. И.В. Липсиц
2
Экономика История и современная организация хозяйственной деятельности 7-8 класс, 2018 г.
Методические пособия для учителя
Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное
образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) Бойко М. Азы экономики. М.:
Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru
Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. М.:
Аспект Пресс, 1995.
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая
школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru
Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред.
Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.
Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины
«Прикладная экономика») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105. Игровые виды и
формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.iro.yar.ru
Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим доступа:
http://festival.1september.ru
Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: контрольные
измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное
образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) Протасевич Т.А. Начала
экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе. Режим доступа:
http://www.hse.ru 27. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? Режим доступа:
http://project.1september.ru
Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных
проблем. М.: Форус, 2009.
Антипова М.В. Метод кейсов: методич. пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО
«Мар.ГТУ», 2011
Н.Н. Думная.Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под
руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010
Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред.
Н.Н. Думной. — М.: ИнтеллектЦентр, 2010.
Карасев Д. Менялы. История банковского дела // Мир денег. Март — апрель, 2002
Электронные
образовательные
ресурсы
Интернет ресурсы
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» —
http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html
Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru
Раздел «Игротека» http://basic.economicus.ru/igroteka/содержит большое количество ролевых игр
и моделирующих упражнений для учащихся средней и старшей школы.
Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/
Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — http://festival.1september.ru/ Сайт
«Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления» — http://www.mind-map.ru Метод
«дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/ finrisk/46-uprrisk/186- metodderres
Портал для счастливых нижегородских родителей «НН Мама». Тренинг мозгового штурма —
http://www.nnmama.ru/content/evolution/ Methods/tamberg
Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru
Сайт «Всё о пособиях» — http://subsidii.net/Сайт «Всё о страховании» — http://www.ostrahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
Сайт «Деловая жизнь» — http://bs-life.ru/
Сайт «Краткий справочник бухгалтера» /Налоги и ставки — http://kcbux.ru/Nalogi/06_ctawka_nds3
10.html
Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. — http://www.taxru.com/blog/2013-0210-10585
Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)
http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
http://www.banki.ru/products/deposits/
http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html
http://www.sravni.ru/vklady/
Литература для учащихся
Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для учащихся.- М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: контрольные
измерительные материалы.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Ермакова И.В. Протасевич Т.А. Начала экономики. 5-6 классы: учебное пособие.- М.: ВИТАПРЕСС, 2015.
Ермакова И.В. Протасевич Т.А. Начала экономики. 5-6 классы: рабочая тетрадь.- М.: ВИТАПРЕСС, 2015.
Липсиц И.В. Экономика: учебник для 7-8 классов.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Матвеев Э. Финансовая грамотность для школьников.
Горяев А. Чумаченко В.Финансовая грамота для школьников. Изд: Баккара-Принт,2010.
Новожилова Н.В. Экономика семьи.5 класс.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
Антонова Ю. Обсуждаем, рассуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой
грамотности.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.
Средства обучения.
Технические средства обучения:
1. компьютер;
2. мультимедийный проектор;
3. интерактивная доска.
Планируемые результаты освоения курса «Финансовая грамотность
Личностные результаты
Личностными результатами освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность» в 5-7 классах являются:
осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и
государства;
владение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение,
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических
ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести
диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и
достигать обоюдного взаимопонимания;
понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
4
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами освоения курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность» в 5-8 классах являются:
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на
специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения
простых опросов и интервью;
умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,
диаграммы, в том числе диаграммы связей;
выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов
денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного
бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания,
об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне
безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных
курсах;
установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием
интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного
налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными
курсами;
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая
информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование
экономических отношений в семье и обществе);
анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой
проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и
существующих возможностей;
самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе;
проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний
и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по
изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их
результатов на основе выработанных критериев;
применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации;
умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным
вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье
и обществе;
работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в
совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов сторон;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять
результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических
5
отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар,
услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное
пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес,
валюта, валютный курс;
понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её
осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой
семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения
результатов на простых примерах;
умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на
простых примерах;
Содержание курса 5–6
классы
Введение в курс «Финансовая грамотность»
Базовые понятия: экономика семьи, основные проблемы экономики, семья глазами экономиста,
финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной
финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей
семье.
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
 определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы
их достижения;
 осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми
(учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития
собственной финансовой грамотности;
 выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и
общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; находить
актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
 обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
 приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные
варианты поведения в аналогичных ситуациях;
 актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;
 в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
¸объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
 понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том
числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся
финансовых знаний и навыков;
 обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
 описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой
грамотности.
6
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
 поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;
 самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой
грамотности в конкретных жизненных ситуациях;
 оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;
 оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в
решении повседневных финансовых задач;
Темы занятий.
1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
2. От чего зависит благосостояние семьи.
3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.
4. Учимся оценивать своё финансовое поведение.
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
Базовые понятия:
потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные
деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы,
источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по
вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего
потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход,
личные расходы, сбережения, денежный долг.
Личностные характеристики и установки —
понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности
принимаемых в семье финансовых решений.
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
 называть основные источники доходов семьи; ¸ составлять задачи, требующие денежных
расчётов;
 считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его
сбалансированности;
 в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
 объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
 описывать свойства предмета, играющего роль денег;
 объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
 называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;
 называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи,
указывать их примерную величину с учётом региона проживания;
 объяснять, как формируется семейный бюджет;
 подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой
необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);
 подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
 объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы
семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
 анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых
решений о расходах;
 понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.
Темы занятий
7
5. Деньги: что это такое
6. Учебные мини-проекты «Деньги».
7. Из чего складываются доходы семьи.
8. Учимся считать семейные доходы.
9. Исследуем доходы семьи.
10. Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
11. Как появляются расходы семьи.
12. Учимся считать семейные расходы.
13. Исследуем расходы семьи
14. Учебные мини-проекты «Расходы семьи».
15. Как сформировать семейный бюджет.
16. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».
17. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».
18. Обобщение результатов изучения модуля 1.
19. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»
Модуль 2.Риски потери денег и имущества. И как человек может от этого защититься.
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой
полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
 осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка,
потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут
привести к снижению личного благосостояния;
 понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в
особых жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоенияметапредметных УУД):
 анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
 соотносить вид страхования и его цель;
 рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с
помощью калькулятора на сайте страховой компании;
 находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
 описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению
благосостояния семьи; ¸
 объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных
ситуаций;
 объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
 описывать виды страхования;
 приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость
страховки;
 высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
 устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными
ситуациями и изменением благосостояния семьи;
 оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения
финансовых потерь.
Темы занятий
20. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.
21. Что такое страхование и для чего оно необходимо.
22. Что и как можно страховать.
8
23. Ролевая игра «Страхование».
24. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
25. Как определить надёжность страховых компаний.
26. Как работает страховая компания
27. Учебные мини-проекты «Страхование».
28. Обобщение результатов изучения модуля 2.
29. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься».
Резервные часы – 5 ч.
8 КЛАСС
Модуль 3. Человек и государство
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на
прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
 понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
 осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния
общества и государства;
 оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных
жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
 различать прямые и косвенные налоги;
считать сумму налога;
проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов
семьи;
высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
находить нужную информацию на социальных порталах;
в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
 объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
 называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на
прибыль, косвенные налоги);
 приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей и указывать их примерную
величину;
 перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской
федерации;
 называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;
 приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;
 высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
 самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой
налогов и созданием общественных благ;
 рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
 оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определенных
жизненных ситуациях;
Темы занятий
1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
2. Что такое налоги и почему их надо платить.
3. Какие бывают налоги.
4. Учимся считать налоги.
5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
9
6. Сравниваем налоги граждан разных стран.
7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства8. Как работает налоговая служба.
9. Учебные мини-проекты «Налоги».
10. Что такое социальные пособия и какие они бывают.
11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ
12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
15. Обобщение результатов изучения модуля 3.
16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они
взаимодействуют».
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес.
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, кредит,
залог, бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный
вклад.
Личностные характеристики и установки:
 понимание значения банковских услуг для увеличения (со хранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных
 жизненных ситуаций;
 осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт
потребитель этих услуг;
 услуг банка несёт потребитель этих услуг;
 осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;
 понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
 понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса
может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
 отличать инвестирование от сбережения и кредитования;
 знать свои основные права и обязанности как потребителя;
 находить актуальную информацию об услугах банков;
 пользоваться пластиковой картой в банкомате;
 считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;
 планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;
 сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса находить и
анализировать информацию о курсе валют;
 проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
 перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);
 объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения
(сохранения) доходов семьи;
 объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена;
 называть необходимые условия для открытия своей фирмы;
 объяснять причины существования различных валют;
 называть основные мировые валюты и страны их использования;
 объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса
валют.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
 соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность;
10
сравнивать различные финансовые предложения;
 оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения или
сохранения семейных доходов;
 брать на себя ответственность;
 оценивать возможности и финансовые преимущества создания или ведения
семейного бизнеса;
 оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для
увеличения или сохранения семейных доходов.
Темы занятий
17. Для чего нужны банки.
18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
19. Какие бывают вклады.
20. Что такое кредиты и надо ли их брать.
21. Изучаем сайт Центрального банка РФ.
22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
24. Как работает банк.
25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
26. Что мы знаем о бизнесе.
27. Как открыть фирму.
28. Для чего нужны бизнес-инкубаторы.
29. Ролевая игра «Открываем фирму».
30. Что такое валюта и для чего она нужна.
31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
32. Обобщение результатов изучения модуля 4.
33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и и собственный
бизнес».
34. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность».
Итоговая проверочная работа по курсу.
Формы занятий.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Азбука финансовой
грамотности 5 класс
Содержание
Тематическое планирование
Характеристика видов
курса
деятельности
Введение в курс экономики семьи: азбука финансовой грамотности 7 ч.
Введение в
Экономика семьи, основные проблемы
Работа с учебником, с
курс
экономики, семья глазами экономиста,
рабочей тетрадью, работа в
экономики
финансовая грамотность, благосостояние,
группах по составлению
семьи: азбука
финансовое
поведение,
осознание
кроссворда
с
финансовой
необходимости
развития
собственной
экономическими
грамотности
финансовой грамотности для участия в
понятиями, понятиями
повседневном принятии финансовых решений
финансовой грамотности,
в своей семье.
мастерская портфолио,
Знакомство с понятиями «экономика»,
постановка учебной задачи,
«семья», «общество», «хозяйство»; с
защита проектов, миниосновными проблемами экономики:
исследования
«Ограниченность ресурсов, безграничность
потребностей, как правильно сделать выбор в
условиях
Доходы и расходы семьи 15ч.
Доходы и
Потребности, деньги, бартер, товарные
Практикумы, защита
расходы
и символические деньги, наличные и
проектов,
минисемьи
безналичные деньги, купюры, монеты,
исследования,
11
фальшивые деньги, товары, услуги, семейный
, занятие-игра, выставка
бюджет,
доходы,
источники
доходов
портфолио.
(заработная плата, собственность, пенсия,
Составлять задачи, решение
стипендия, пособие, проценты по вкладам),
задач, требующие денежных
расходы, направления расходов (предметы
расчётов; считать доходы и
первой необходимости, товары текущего
расходы семейного бюджета
потребления,
товары
длительного
и делать выводы о его
пользования, услуги, коммунальные услуги),
сбалансированности;
личный доход, личные расходы, сбережения,
денежный долг.
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 10ч.
Риски потери
Страхование, цели и функции
Практикумы, Занятие-игра
денег и
страхования, виды страхования, страховой
в семье и сколько это стоит,
имущества и
полис, страховая компания, больничный лист,
Мини-исследование,
как человек
осознание возможности возникновения особых
портфолио, учебная
может
от
жизненных ситуаций (рождение ребенка,
экскурсия, защита проектов,
этого
потеря работы, болезнь, несчастные случаи,
анализ финансовых
защититься
форс-мажорные ситуации), которые могут
последствий, особых
привести
к
снижению
личного
жизненных ситуаций для
благосостояния; понимание роли страхования
семьи; соотносят вид
и сбережений для решения финансовых
страхования и его цель.
проблем семьи в особых жизненных ситуаций
Всего:32ч.
Всего 34 ч по плану Резерв 2 ч.
(подготовка к
олимпиадам)
6 класс
Тематическое планирование
Содержание
Характеристика видов
курса
деятельности
Введение в курс экономики семьи: финансовая грамотность 7 ч.
Введение в
Практическое умение определять виды
Определение
цели
развития
курс
ресурсов в семье, знать заменимость
собственной
финансовой
экономики
ресурсов
и
их
эффективность
грамотности
и
планировать
семьи:
использования,
альтернативные
способы их достижения; учебное
финансовая
возможности использования ресурсов в
сотрудничество и совместную
грамотность
семейном хозяйстве, с альтернативной
деятельность
со
взрослыми
стоимостью в ситуации выбора
(учителем
12
ресурсов, лесенка принятия решений.
Почему важно развивать свою
финансовую грамотность, от чего
зависит благосостояние семьи, учимся
оценивать свое финансовое
поведение.
Доходы и
расходы
семьи
Доходы и расходы семьи 15 ч
Деньги: их функции и виды.
Учебные мини-проекты «Деньги»
потребности,
деньги,
бартер,
товарные и символические деньги,
наличные и безналичные деньги,
купюры, монеты, фальшивые деньги,
товары, услуги, семейный бюджет,
доходы,
источники
доходов
(заработная плата, собственность,
пенсия, стипендия, пособие, проценты
по вкладам), расходы, направления
расходов
(предметы
первой
необходимости, товары текущего
потребления, товары длительного
пользования, услуги, коммунальные
услуги), личный доход, личные
расходы, сбережения, денежный долг.
членами
своей
семьи)
и
сверстниками для достижения целей
развития собственной финансовой
грамотности; находить актуальную
финансовую информацию в сети
Интернет;
обосновывать
свою
оценку финансового
поведения
людей в конкретных ситуациях;
приводить примеры неграмотного
финансового
поведения
и
моделировать
иные
варианты
поведения в аналогичных ситуациях;
актуализировать имеющиеся знания
и
практические
навыки
по
финансовой грамотности.
Мастерская портфолио, решение
учебных задач, кроссвордов, работа
с рабочими листами.
Практикумы, миниисследование, защита проектов,
применение навыков и умений
решения типичных задач в области
семейной
экономики:
знание
источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять
простой семейный бюджет, знание
направлений
инвестирования
и
способов сравнения результатов на
простых примерах;
использование приёмов работы с
простой
финансовой
и
статистической информацией, её
осмысление, проведение простых
финансовых расчётов; осуществляют
учебное
сотрудничество
и
совместную деятельность с учителем
и сверстниками при подготовке
учебных проектов, решении кейсов
по
элементарным
вопросам
экономики.
13
Семьи, проведении
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 10 ч.
Риски и потери Страхование, цели и функции
Практикумы - рассчитывать
денег и
страхования, виды страхования, страховой стоимость страховки жилья,
имущества и полис, страховая компания, больничный лист.
имущества,
автомобиля,
как
человек Финансовые последствия особых жизненных
жизни, здоровья с помощью
может от этого ситуаций для семьи. Страхования и его цель;
калькулятора
на
сайте
защититься
особые жизненные ситуации, которые могут страховой компании;
приводить к снижению благосостояния семьи;
находить актуальную
Как сбережение и страхование могут смягчить информацию о страховых
последствия особых жизненных ситуаций;
компаниях и их услугах;
Что такое страхование и для чего оно Занятие-игра.
необходимо;
Мини-исследование, учебная
виды
страхования; примеры добровольного экскурсии.
страхования и примерная стоимость страховки. Защита проектов.
По плану 34ч.
Всего 32ч.
Резерв 2 ч. подготовка к олимпиаде
Содержан
ие
курса
8 класс
Тематическое
планирование
Характеристика видов
деятельности
Человек и государство: как они взаимодействуют 16ч
Человек и
Налог,
налоговая
инспекция, Учебные практикумы: учатся различать
государство:
подоходный
налог,
налоговая прямые и косвенные налоги; считать
как они
ставка,
налог
на
прибыль, сумму налога, высчитывать долю
взаимодейству
физические
лица,
социальное годовых налоговых выплат в семейном
ют
пособие, пособие по безработице, бюджете, перечислять условия
получения различных видов социальных
пенсия, стипендия.
пособий в Российской Федерации
Определяют виды социальных пособий
и их примерную величину на занятиях в
игровой форме.
Мини-исследование, учебная экскурсия,
(встреча с работниками налоговой
службы), защита проектов.
Услуги финансовых организаций и собственный бизнес 17ч.
Содержан
Тематическое
Характеристика видов
ие
планирование
деятельности
курса
Услуги
Банки, вклады (депозиты),
Занятия-практикумы:
финансов
процентная ставка, страхование
Учатся перечислять основные
ых
вкладов,
банковские услуги
организаций и
Агентство по страхованию вкладов,
14
собственный
бизнес
Заключение
кредит, залог, бизнес, малый бизнес, (сбережения, вклад, кредит,
бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, инвестиции);
давать
валютный курс, обменный пункт, определения, объяснять, как
валютный вклад.
можно
пользоваться
основными
банковскими
услугами для увеличения
(сохранения) доходов семьи;
объяснять, чем труд наёмного
работника отличается от
труда
бизнесмена.
Соотносить
рискованность
использования финансовых
операций и их доходность;
сравнивать
различные
финансовые
предложения;
оценивать
финансовые
преимущества использования
услуг банков для увеличения
и/или сохранения семейных
доходов.
Мини-исследования, защита
проектов, занятия- игра.
Заключение 1ч.
Обобщение результатов изучения
курса «Финансовая грамотность»
Итого
Итоговый контроль
34ч
15
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
24
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема занятий
Дата
занятий
5 класс
Экономика семьи
Основные проблемы экономики
Семья глазами экономиста
Почему важно развивать свою финансовую грамотность
От чего зависит благосостояние семьи
Учимся оценивать финансовое поведение людей
Учимся оценивать своё финансовое поведение
Деньги: что это такое
Учебные мини-проекты «Деньги»
Из чего складываются доходы семьи
Учимся считать семейные доходы
Исследуем доходы семьи
Учебные мини-проекты «Доходы семьи»
Как появляются расходы семьи
Учимся считать семейные расходы
Викторина «Предметы первой необходимости».
Викторина «Товары длительного пользования».
Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».
Исследуем расходы семьи
Учебные мини-проекты «Расходы семьи»
Как сформировать семейный бюджет
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»
Обобщение результатов изучения модуля
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься
Что такое страхование и для чего оно необходимо
Что и как можно страховать
Ролевая игра «Страхование»
Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит
Как определить надёжность страховых компаний
Как работает страховая компания
Учебные мини-проекты «Страхование»
Обобщение результатов изучения модуля 2
Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как
человек может от этого защититься»
6 класс
№
1
2
3
4
5
6
Тема занятий
Дата
занятий
Введение в экономику. Выбор. Альтернативная стоимость
Сетка принятия решений
Типы экономических систем
Экономические ресурсы и факторы производства
Доходы на факторы производства
Эффективное использование ресурсов, потребляемых семьей
16
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Деньги: что это такое. Практикум
Свойства денег. Виды денег. Функции
Конкурс рисунков «Моя национальная валюта
Учебные мини-проекты «Деньги»
Из чего складываются доходы семьи
Учимся считать семейные доходы
Исследуем доходы семьи
Учебные мини-проекты «Доходы семьи»
Как появляются расходы семьи
Учимся считать семейные расходы
Исследуем расходы семьи
Учебные мини-проекты «Расходы семьи»
Как сформировать семейный бюджет
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»
Обобщение результатов изучения модуля 1 (доходы и расходы)
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого
защититься
Что такое страхование и для чего оно необходимо
Что и как можно страховать
Ролевая игра «Страхование»
Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит
Как определить надёжность страховых компаний
Как работает страховая компания
Учебные мини-проекты «Страхование»
Обобщение результатов изучения модуля 2
Кейс Страхование жизни
Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как
человек может от этого защититься»
8 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
Тема занятий
Дата
занятий
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства
Что такое налоги и почему их надо платить
Какие бывают налоги
Учимся считать налоги
Ролевая игра «Считаем налоги семьи»
Сравниваем налоги граждан разных стран
Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства
17
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Как работает налоговая служба
Учебные мини-проекты «Налоги»
Что такое социальные пособия и какие они бывают
Учимся находить информацию на сайте Фонда социального
страхования РФ
Ролевая игра «Оформляем социальное пособие»
Исследуем, какие социальные пособия получают люди
Учебные мини-проекты «Социальные пособия»
Обобщение результатов изучения модуля 3
Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют»
Для чего нужны банки
Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома
Какие бывают вклады
Что такое кредиты и надо ли их брать
Изучаем сайт Центрального банка РФ
Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья
Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы
Как работает банк
Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи»
Что мы знаем о бизнесе
Как открыть фирму
Для чего нужны бизнес-инкубаторы
Ролевая игра «Открываем фирму»
Что такое валюта и для чего она нужна
Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях
Обобщение результатов изучения
Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и
собственный бизнес»
Обобщение результатов изучения курса «Финансовая
грамотность»
18