Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко»
Согласовано
на заседании
методического объединения
от 29.08.2025
Принято
решением
Педагогического совета
протокол от 29.08.2025 № 1
Утверждено
МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»
____________М.А.Пчелкина
Приказ № 246-од
от «29 » августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности. Финансовая культура»
для обучающихся 7 класса
рп. Ныроб, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности. Финансовая культура»
для основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, рабочей программы воспитания, а также с учетом
Методических рекомендаций по разработке региональных программ по повышению финансовой грамотности
(или региональных программ (подпрограмм) с иным наименованием, направленных на повышение финансовой
грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг) для органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, одобренной
межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой
грамотности и формирования финансовой культуры в Российской Федерации на 2023-2030 гг.
Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и
формируются в процессе разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и
личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик
рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного
использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о
национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом
планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах,
ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников.
В программе делается акцент на последовательное освоение обучающимися элементов финансовой
компетентности, которые преобразуются в финансовую культуру личности. Они включаются в следующие
содержательные блоки: «Деньги в цифровом обществе», «Личность и экономические отношения», «Культура
потребления», «Услуги в сфере финансов», «Риски и финансовая безопасность» и образуют тематическую
основу курса.
Программа курса «Основы финансовой грамотности. Финансовая культура» преемственна с программой
для начального общего образования, основные положения которой предполагают формирование элементов
финансовой культуры у современных подростков с использованием активных методов обучения.
Программа и учебно-методический комплекс по финансовой культуре позволяют учителю реализовать
образовательную технологию, в основе которой лежит системно-деятельностный подход,
возможности
информационно-коммуникационных технологий, применяемых как для организации процесса обучения и
воспитания в основной школе, так и практикоориентированного функционального использования знаний о
финансах в повседневной жизни.
Содержание программы учитывает возрастные особенности обучающихся и направлено на постепенное
освоение всего комплекса метапредметных и предметных умений в контексте формирования финансовой
культуры. Учебный материал для 5-6 классов носит вводный характер. Он включает вопросы основ
финансового планирования и роли денег в жизни семьи и общества, а также обращение к ценностным основам
финансового поведения школьников. Следует отмстить, что содержание курса по финансовой культуре
опирается на систему традиционных российских духовно-нравственных ценностей, таких как созидательный
труд, крепкая семья, гражданственность, права и свободы человека, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, милосердие. В 7-9 классах рассматриваются содержательные блоки о роли
труда в жизни человека и общества, основы финансовой безопасности, противодействия мошенничеству, в том
числе в цифровой среде, направления цифровизации, связанные с финансовыми отношениями, потребности
подростков, реализуемые в сфере финансов, страхование, банки и их услуги. Особое место занимают вопросы
о роли государства в обеспечении общественных благ, социальной помощи на современном этапе.
Планируемые личностные и метапредметные результаты представлены с учетом особенностей
преподавания тем по формированию финансовой культуры на уровне основного общего образования.
Планируемые предметные результаты и содержание курса «Основы финансовой грамотности.
Финансовая культура» распределены по годам обучения с учетом входящих в курс содержательных модулей
(разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в
федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учетом
рабочей программы воспитания, рамки финансовой компетентности школьников, Методических рекомендаций
по разработке региональных программ по повышению финансовой грамотности (или региональных программ
(подпрограмм) с иным наименованием, направленных на повышение финансовой грамотности населения и
защиту прав потребителей финансовых услуг) для органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Задачи реализации курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности.
Финансовая культура»:
формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся подросткового возраста с опорой на
прочные знания в области финансового планирования, о роли денег в современном мире, осуществления
банковских операций, роли государства в обеспечении финансовых отношений, социальной защиты,
налогообложения, возможностей инвестирования, страхования, будущего пенсионного обеспечения;
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации -в младшем и среднем подростковом
возрасте, становление се финансовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка; развитие интереса к финансовым технологиям, особенностям финансового планирования;
способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых
сбережений; мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности, ориентированной на
получение доходов;
освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности, защите персональных данных
при использовании интернет-сервисов, антикоррупционного поведения;
развитие компетентностей функционально грамотного человека в области финансово-экономических
отношений: получать из разнообразных источников и критически осмысливать финансовую информацию,
систематизировать, анализировать полученных данных о деньгах, банковских услугах; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для активного участия в
экономической жизни общества, семьи;
создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными
политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для выстраивания
отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейнобытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и
нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
Курс «Основы финансовой грамотности. Финансовая культура» позволяет реализовать межпредметные
связи с учебными предметами, «Обществознание», «История», Математика», «География».
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Общее число часов, отведенных на изучение курса внеурочной деятельности «Основы финансовой
грамотности. Финансовая культура», - 136 ч (один час в неделю в каждом классе): 5-6 классы - 34 ч (курс может
быть реализован в любом из классов); 7 класс - 34 ч; 8 класс - 34 ч; 9 класс - 34 ч.
Курс реализуется в зависимости от возможностей образовательных организаций.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 7 КЛАСС
Раздел 1. Труд, предпринимательство и деньги
Трудовые ресурсы. Разделение и специализация груда. Наемный труд. Заработная плата. Самозанятость.
Виды предпринимательской деятельности. Доходы и расходы предпринимателя. Налоги. Предпринимательские
проекты и их цели. Формы предпринимательства. Ответственность предпринимателей. Выбор профессии.
Раздел 2. О деньгах, климате и повседневности
Зеленые технологии и семейный бюджет. Зеленые финансы. Энергоэффективность. Сбор и утилизация
мусора. Деньги и защита окружающей среды. Многоквартирный дом. Расходы на жилище. Жилищно коммунальные услуги.
Раздел 3. Потребитель. Финансовые инструменты и услуги
Потребитель финансовых услуг. Финансовая услуга. Финансовые потребности личности. Управление
личным временем и финансами. Финансовый рынок и его участники. Финансовые инструменты. Финансовый
договор. Конкуренция на рынке финансовых услуг. Хозяйствующие субъекты. Финансовые организации.
Финансовая реклама. Защита от финансовых манипуляций. Защита прав потребителей финансовых услуг.
Эмоциональный интеллект.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА» НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Финансовая культура» для
основного общего образования (5-9 классы):
1) Гражданское воспитание: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия
коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
2) Патриотическое воспитание : осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение
к символам России, государственным праздникам; и спори чес ком у, природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3) Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
4) Эстетическое воспитание: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению
в разных видах искусства.
5) Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и не осуждая других; сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же нрава другого человека.
6) Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов и потребностей.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся
взаимодействовать в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, оперировать терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию
стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение познавательным и универсальными учебными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки финансовых отношений; устанавливать
существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа с опорой на финансовую информацию;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации,
данных, необходимых для решения поставленной задачи в сфере финансовой грамотности;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы,
фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надежность
информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно, эффективно запоминать и систематизировать информацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения рабочей программы курса внеурочной деятельности ««Основы
финансовой грамотности. Финансовая культура»» на уровне основного общего образования:
1) освоение и применение системы знаний о роли и формах денег в цифровом обществе; личном
финансовом планировании, жизненных целях, семейном и личном бюджете; российской национальной валюте,
национальной платежной системе; государственном бюджете, налогах, правомерном налоговом поведении,
государственных гарантиях социальной защиты и помощи российским семьям; банках и их функциях,
банковских вкладах; инфляции и ее последствиях; человеческом капитале; роли наемного груда; роли
предпринимательства и его видах; основах инвестирования, страхования, пенсионного обеспечения; цифровых
услугах, рисках и способах защиты и обеспечения безопасности при использовании цифровых финансовых
услуг; видах финансового мошенничества; защите прав потребителей финансовых услуг;
2) умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе
защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд. Служение Отечеству, нормы
морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое
единство народов России, преемственность истории нашей Родины);
3) умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) действий участников финансовых
отношений; государственной социальной помощи российским семьям; использования сбережений, изменения
стоимости активов: способов защиты персональных данных, использования банковских карт; налогов; выбора
депозитов и иных финансовых инструментов; кредитов; государственных электронных услуг;
4) обладать умениями, раскрывающими грамотное и ответственное поведение в сфере финансов:
составлять личный финансовый план, связанный с конкретными финансовыми целями, определять нуги
достижения этих целей и прогнозировать сроки их достижения; предпринимать меры предосторожности при
использовании различных видов денег и операциях с ними; оценивать полезность приобретаемого товара или
услуги с его ценой; участвовать в составлении семейного бюджета; выделять плюсы и минусы использования
заемных средств; обладать навыками обеспечения своей финансовой безопасности (в том числе при
пользовании наличными деньгами, банковскими картами, банкоматами, обменом валют и др.);
5) умение устанавливать и объяснять взаимосвязи между личными целями и финансовым
планированием, инвестированием; формированием семейного и личного бюджета, бюджетной дисциплиной
личности; роли финансов в обеспечении рационального и ответственного потребления ресурсов и защиты
окружающей среды; государственной политикой и социальными гарантиями;
6) умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности,
взаимосвязей явлений, процессов, связанных с использованием финансов, в том числе для аргументированного
объяснения роли информации и финансовых технологий в современном мире при использовании финансов;
социальной и личной значимости здорового образа жизни, рационального финансового поведения, роли
непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости
правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; для осмысления личного социального опыта
при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей при вступлении в финансовые
отношения.
7 класс
Осваивать и применять знания об основных формах труда: трудовых ресурсах; рынке труда; участниках
финансовых отношений; инфляции, налогах, подушке финансовой безопасности; платежных системах;
национальной платежной системе; о влиянии денег на окружающую среду;
прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной трудовой деятельности, налогов;
характеризовать финансовые потребности личности; наемный труд и его особенности; современный
рынок труда; особенности предпринимательской деятельности; формы предпринимательства: ответственность
предпринимателей перед обществом;
приводить примеры управления личным временем и финансами; использовать полученные знания об
ошибках начинающего предпринимателя; характеризовать жизненные цели, возможности по улучшению
благополучия семьи, имущество и обязательства участников финансовых отношений, в том числе в условиях
инфляции;
приводить примеры альтернативных решений и целей, конкурентных финансовых предложений, быстрых
платежей и их особенностей; организаций по защите прав потребителей финансовых услуг;
устанавливать и объяснять взаимосвязи между личной ответственностью участника финансовых
отношений и принятием финансовых решений;
овладеть смысловым чтением финансовых документов о платежных системах, национальной платежной
системе; страховых полисов; определять ситуации, в которых использование финансовой подушки
безопасности является целесообразным;
искать и извлекать информацию о правах потребителя финансовых услуг; способах зашиты прав
потребителя финансовых услуг;
анализировать, обобщать, систематизировать информацию об ответственности за нарушения прав
потребителей финансовых услуг;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте знаний о постановке жизненных
целей, выбора финансовых инструментов;
приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав потребителей финансовых услуг,
в том числе цифровых финансовых услуг;
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении финансовых задач,
осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями разных
этнических групп.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
При организации освоения курса «Финансовая грамотность» используются следующие формы занятий:
1. Практикум - это форма организации учебного занятия, направленная на практическое усвоение
какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых умений и компетенций.
Цель практикума заключается в выполнении практических заданий тренировочного характера, в освоении
умения применять знания из области финансов для решения реальных финансовых задач,в овладении приёмами
и способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения устанавливать связи между
различными экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно
подобранными примерами.
Практикум может быть организован как в индивидуальной, так и в групповой форме в зависимости от
этапа, целей и уровня освоения темы школьниками. В ходе практикума могут быть организованы следующие
ситуации:
- индивидуальное решение учениками конкретных финансовых задач с поиском информации
(статистических данных, нормативных документов и т. д.) на сайтах финансовых организаций, пенсионного
фонда, налоговой службы и др.;
- коллективное обсуждение процедуры решения этих задач, выявление типичных «ошибок мышления»
при их решении, нахождение способов недопущения ошибок;
- взаимопроверка правильности полученных результатов, правильности и точности выполнения
процедуры решения частных финансовых задач.
Учебные кейсы, которые используются в данном курсе, предполагают ситуации из реальной жизни с
разработанными к ней вопросами.
2. Мини-исследование - это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии
исследовательской деятельности. Проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников.
Любое исследование предполагает определение цели, постановку проблемного вопроса, выдвижение
гипотезы и её проверку, сбор, обработку и анализ информации и оценку полученных результатов. Для
проведения мини-исследования используется один- два источника, результаты представляются в простой
форме, например в виде таблицы, графика или короткого доклада, основных выводов.
3. Занятие-игра - это форма организации учебной деятельности, направленной на освоение школьниками
практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в имитационной игровой
ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую, так и образовательную цель и проходит по
определённым правилам, которые сообщаются участникам.
Правила определяют действия каждого участника игры и их взаимодействие. В рамках игры учащиеся
выполняют следующие действия:
1) выбирают игровые роли - например, членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь),
продумывают «свои» желания, поступки в соответствии с ролью;
2) совершают игровые действия (например, обсудить с членами семьи: а) доходы «семьи» в ситуации,
когда кто-то заболел, вышел на пенсию, начал учебу в вузе на платной основе и т. д., возможности получения
новых источников доходов; б) расходы «семьи» в разных ситуациях: предстоящий совместный отдых,
необходимость совершения крупной покупки и т. д.; в) налоги «семьи»: подсчитать общую сумму,
выплачиваемую семьей, способы контроля за уплатой налогов, что и каким образом семья получает за счёт
выплачиваемых налогов и т. д.);
3) участвуют в групповой работе по игровому заданию (например: а) изучают источники информации по
средним заработным платам, ценам на различные товары и нормам их потребления, по различным видам и
объёмам налоговых выплат, размерам оплат коммунальных услуг и т. д.; б) проводят мозговой штурм: какие
доходы, расходы, налоги могут быть в условной семье, уточняют заданную семейную ситуацию; в) участвуют
в межгрупповой дискуссии: выступления от имени «семей» с представлением результатов групповой работы и
ответов на вопросы, оценка работы «экспертами»);
4) по-настоящему взаимодействуют с играющими, которые исполняют свои роли: «родители» ведут себя
как взрослые, ограничивают желания «детей», аргументируют свои решения; «дети» руководствуются своими
желаниями, эмоциями;
5) воспроизводят область семейных и личных отношений по вопросам бюджета.
В конце игры подводится итог: чему в этой игре научились? что стало личным образовательным
достижением участия в игре? как можно представить результаты игры в своём портфолио? Производится
самооценка и взаимооценка участия в игре.
4. Учебное проектирование - одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе
проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые методы.
Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников в процесс изучения
реальных жизненных ситуаций в области финансов, в формировании активной жизненной позиции и
ответственности. Учебное проектирование в курсе - это совместная учебно-познавательная, творческая или
игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую цель и согласованные способы деятельности,
которая направлена на достижение общего результата по решению какой-либо практической проблемы,
значимой для участников проекта.
5. Учебный мини-проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель и чёткий план
действий. Реализация плана работы над проектом обычно включает: выбор темы проекта, которая имеет
реальную практическую значимость и интересна участникам проектной группы; обсуждение, каким будет
проектный продукт(например, газета, справочник, полезные советы, и др.), как его подготовить; подготовка
проектного продукта в группе; публичное представление (защита) подготовленного проектного продукта.
В ходе презентации школьники не только раскрывают ход работы и показывают её результаты, но и
демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы, приобретённую компетентность. Элемент
самопрезентации - важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку
школьниками всей проделанной работы и приобретённого опыта.
Раздел, тема урока
1.
2.
Труд как экономическое
явление
Производство — источник
экономических благ
Колво час
1
1
3.
Деньги, обмен, торговля
1
4.
Спрос и предложение.
1
5.
Предпринимательство.
Производительность труда.
Разделение труда
Предпринимательство
и
самозанятость
1
Реклама.
Формы
и
этические нормы рекламы.
Услуги как особый вид
деятельности. Плата за
услуги.
Понятие
собственности.
Собственность и право
распоряжаться ею.
Что такое налоги и почему
их надо платить
Какие бывают налоги
Учимся считать налоги
Подросток и
будущая
профессия
Практикум
Доходы, виды и источники
доходов
Расходы и их виды
Повседневные затраты для
обслуживание
своих
личных интересов
Потребление
домашних
хозяйств. Потребительские
товары
и
товары
длительного пользования
Источники
доходов
и
расходов семьи
Страховые услуги
1
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Защита прав потребителя
финансовых услуг
Жилищно-коммунальные
услуги
1
Содержание программы
Роль и виды труда
Экономическая активность и се Библиотека ЦОК
виды.
Разделение
труда
и https://m.edsoo.ru/f5ec0124
специализация. Виды трудовой
деятельности. Трудовые ресурсы.
Рынок труда. Основной актив
человека:
жизнь,
здоровье,
трудоспособность. Наемный труд.
Выбор профессии
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec091c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec06f6
Предпринимательская
деятельность.
Ответственность
предпринимателей
перед
обществом и государством
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebff6c
1
1
1
1
1
Виды налогов. Роль налогов в
обществе
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec23a2
Особенности будущего выбора
профессии
1
1
1
1
Роль денег в достижении целен.
Управление личными интересами
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1e70
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2046
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec175e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1920
Расчеты жилищно-коммунальных
услуг. Виды жилищнокоммунальных услуг.
Многоквартирный дом.
Совместная собственность
23.
24.
Финансовое
обеспечение
привычного уровня жизни
Зеленые технологии
и
личные финансы
25.
26.
Практикум
Финансовый рынок и его
участники
27.
Вилы
финансовых
инструментов и услуг
Потребитель финансовых
услуг и его возможности
28.
29.
Финансовые организации
30.
31.
Для чего нужны банки
Почему
хранить
сбережения в
банке
выгоднее, чем дома
Какие бывают вклады
Что такое кредиты и надо
ли их брать
Изучаем
сайт
Центрального банка РФ
32.
33.
34.
Уровень житии и расходы на него
Зеленые технологии и сферы их
применения.
Экологическое
управление в быту. Расходы на
потребление ресурсов.
Преимущества
и
недостатки
зеленых технологий для семейного
бюджета.
Применение зеленых технологий в
личных целях: деньги.
Функции
финансового
рынка.
Участники финансового рынка.
Финансовые
посредники.
Регулирование
финансового
рынка. Конкуренция
Финансовая услуга. Финансовый
инструмент
Потребитель финансовых услуг.
Права потребителя финансовых
услуг. Существенные условия
договора Финансовые и иные
потребности личности. Управление
личным временем и финансами
Хозяйствующий субъект.
Финансовая организация.
Кредитная организация.
Нскрсдигная финансовая
организация. Лицензирование