Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко»
Согласовано
Принято
на заседании
методического объединения
от 29.08.2025
Утверждено
МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»
решением
Педагогического
совета
протокол от 29.08.2025 № 1
____________М.А.Пчелкина
Приказ № 246-од
от «29 » августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
для обучающихся 6 класса
Рабочая программа является частью ООП ООО
МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»
рп.Ныроб, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(далее — ОДНКНР) для 5-6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость
формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит
культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части
культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов
Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества,
формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским
духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальн ым, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности
объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе
представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития
обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурноисторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на
протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать,
расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о
структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в
истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой
России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности,
гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами
культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации,
соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях
между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества
его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические
инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного
развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности
личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина
своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими
духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность,
осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к
которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не
конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в
содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность
терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению
культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и
содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5-6 классов, когнитивным
способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественнонаучных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности
обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР в ключает осознание важности
наднационального и надконфессионального
гражданского
единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть
реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре,
религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры
(единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и
взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных
культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному
народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и
цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования
гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для
достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и
материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести
межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении
собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений,
полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков
обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному
наследию народов России;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете
традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в
истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для
процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный
вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях
народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и
светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии
современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и
религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на
осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего
народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать
и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному
обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе
поиска общих культурных стратегий и идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и
эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих
светскость и духовность;
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору
ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с
социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в ан ализе и изучении социальнокультурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки
поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в
социальных и культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной
деятельности.
МЕСТО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является
обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» в 5-6 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего
образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ»
6 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура. Культура как форма социального взаимодействия. Связь между
миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей.
Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней.
Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка
принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3. История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная
деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как
результат исторического развития народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда.
Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как
они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории
образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность
образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ
передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов
России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории.
Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его
портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и
духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах.
Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств.
Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека. Детство,
взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во
взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека
в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 12. Наука как
источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как
самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его
проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю.
Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая
стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка
труда.
Тема 16. Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на
войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении.
Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство.
Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в
историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика
общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовнонравственные качества, необходимые представителям этих профессий.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для
духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса
общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны.
Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество.
Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм. Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории.
Важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг
гражданина перед общество. Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия — наша Родина. Государство как объединяющее начало. Социальная
сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходи мость
быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать
человек как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые
дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре. Духовность и
нравствен-ность как важнейшие качества человека.
Тема Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок
и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу
образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской иденти чности;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность
самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России,
традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности .
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм
морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традици онных
ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и
общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных
понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия
(познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией:
восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом
назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы (логические УУД);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач (знаково-символические / моделирование);
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых
систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение (учебное сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новы е задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
(целеполагание);
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль
и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
(оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора
в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов
действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа
мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и структурированных
принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций обучающихся. Принципы оценки
следующие.
1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются
непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовнонравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества
образования.
2. Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает:
педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности
педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся,
фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе);
мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие традиционные
ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся .
3. При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной образовательного учреждения с
учётом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных результатов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
Тема
6 класс
Основное содержание
Тематический блок 1. «Культура как
Мир культуры: его Культура как форма социального
структура
взаимодействия. Связь между
миром материальной культуры и
социальной структурой общества.
Расстояние и образ жизни людей.
Научно-технический прогресс как
один из источников формирования
социального облика общества
2
Культура
России: Территория
России.
Народы,
многообразие
живущие
в ней. Проблемы
регионов
культурного взаимодействия в
обществе
с
многообразием
культур. Сохранение и поддержка
принципов
толерантности
и
уважения ко всем культурам
народов России
3
История быта как Домашнее хозяйство и его типы.
история культуры
Хозяйственная
деятельность
народов
России
в
разные
исторические
периоды.
Многообразие
культурных
укладов
как
результат
исторического развития народов
России
4
Прогресс:
технический
социальный
5
Образование
в Представление об основных этапах
культуре
народов в истории образования. Ценность
России
знания.
Социальная
обусловленность различных видов
образования.
Важность
образования
для
современного мира. Образование
как
трансляция
культурных
смыслов, как способ передачи
ценностей
Производительность
труда.
и Разделение
труда.
Обслуживающий и производящий
труд. Домашний труд и его
механизация.
Что
такое
технологии и как они влияют на
культуру и ценности общества?
Основные виды деятельности
обучающихся
социальность»
Понимать специфику социальных
явлений, их отличия от мира
природы.
Уметь объяснять взаимосвязь
материальной культуры с духовнонравственным
состоянием
общества.
Слушать объяснения учителя,
работать
с
учебником,
анализировать
проблемные
ситуации
Понимать и объяснять важность
сохранения исторической памяти
разных
народов,
культурных
традиций разных регионов России.
Характеризовать
духовную
культуру народов России как
общее достояние нашей Родины.
Работать с картой регионов,
разграничивать понятия по теме,
слушать объяснения учителя
Понимать и объяснять взаимосвязь
хозяйственной деятельности, быта
людей
с
историей
народа,
климатом,
географическими
условиями его жизни. Работать с
учебником, а также научнопопулярной
литературой;
просматривать и анализировать
учебные фильмы
Понимать и объяснять, что такое
труд, разделение труда, какова
роль
труда
в
истории и
современном обществе.
Работать с учебником, научнопопулярной литературой; решать
проблемные задачи, анализировать
и разграничивать понятий
Понимать и объяснять важность
образования в современном мире и
ценность знаний.
Понимать, что образование —
важная
часть
процесса
формирования
духовнонравственных
ориентиров
человека.
Слушать объяснения учителя,
рефлексировать
собственный
опыт, разграничивать понятия
6
Права и обязанности Права и обязанности человека в
человека
культурной традиции народов
России.
Права и свободы человека и
гражданина,
обозначенные
в
Конституции
Российской
Федерации
7
Общество и религия:
духовнонравственное
взаимодействие
Мир религий в истории. Религии
народов
России
сегодня.
Государствообразующие
и
традиционные
религии
как
источник духовно-нравственных
ценностей
8
Современный мир:
самое
важное
(практическое
занятие)
Современное
общество:
его
портрет. Проект: описание самых
важных
черт
современного
общества
с
точки
зрения
материальной
и
духовной
культуры народов России
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
9
Каким должен быть Мораль, нравственность, этика,
человек? Духовно- этикет в культурах народов России.
нравственный облик Право и равенство в правах.
и идеал человека
Свобода как ценность. Долг как её
ограничение.
Общество
как
регулятор свободы. Свойства и
качества человека, его образ в
культуре народов России, единство
человеческих качеств. Единство
духовной жизни
10 Взросление человека Социальное измерение человека.
в культуре народов Детство, взросление, зрелость,
России
пожилой
возраст.
Проблема
одиночества.
Необходимость
развития во взаимодействии с
другими
людьми.
Самостоятельность как ценность
11
Понимать и объяснять, в чём
заключается смысл понятий «права
человека», правовая культура» и
др.
Понимать
необходимость
соблюдения прав и обязанностей
человека.
Слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников,
работать с текстом учебника и с
источниками
Понимать и объяснять смысл
понятий «религия», «атеизм» и др.
Знать названия традиционных
религий России, уметь объяснять
их роль в истории и на
современном
этапе
развития
общества.
Слушать объяснения учителя,
решать текстовые задачи
Понимать, в чём заключаются
основные духовно-нравственные
ориентиры
современного
общества.
Подготовить проект (или доклад,
сообщение); работать с научнопопулярной
литературой,
разграничивать
и
систематизировать понятия
Понимать и объяснять взаимосвязь
таких понятий, как «свобода»,
ответственность, право и долг.
Слушать объяснения учителя,
работать
с
учебником,
анализировать
проблемные
ситуации
Объяснять
важность
взаимодействия
человека
и
общества, негативные эффекты
социальной изоляции.
Слушать объяснения учителя,
решать
проблемные
задачи,
анализировать информацию из
нескольких
источников,
анализировать собственный опыт
Религия
как Религия
как
источник Понимать, какой нравственный
источник
нравственности
и потенциал несут традиционные
нравственности
гуманистического
мышления. религии России.
Нравственный идеал человека в Слушать объяснения учителя,
традиционных
религиях. работать
с
учебником,
Современное
общество
и
религиозный идеал человека
Наука как источник Гуманитарное знание и его
знания о человеке и особенности.
Культура
как
человеческом
самопознание. Этика. Эстетика.
Право в контексте духовнонравственных ценностей
просматривать учебные фильмы по
теме
12
Понимать и объяснять смысл
понятия «гуманитарное знание»;
осознавать, что культура помогает
человеку понимать самого себя.
Слушать объяснения учителя,
работать
с
учебником,
с
дополнительной
научнопопулярной литературой
13 Этика
и Что такое этика. Добро и его Объяснять понятия «добро» и
нравственность как проявления в реальной жизни. Что «зло» с помощью примеров из
категории духовной значит
быть
нравственным. истории и культуры народов
культуры
Почему нравственность важна?
России, соотносить эти понятия с
личным
опытом.
Решать
проблемные задачи, работать с
учебником,
рефлексировать
собственный опыт
14 Самопознание
Автобиография и автопортрет: кто Уметь
соотносить
понятия
(практическое
я и что я люблю. Как устроена моя «мораль»,
«нравственность» с
занятие)
жизнь. Выполнение проекта
самопознанием на доступном для
возраста детей уровне.
Формировать представления о
самом себе; воспитывать навыки
самопрезентации,
рефлексии;
слушать и анализировать доклады
одноклассников
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
15 Труд
делает Что такое труд. Важность труда и Осознавать
важность
труда
человека человеком его экономическая стоимость. объяснять его роль в современном
Безделье,
лень,
тунеядство. обществе.
Трудолюбие, подвиг труда, Понимать
и
осознавать
ответственность.
Общественная трудолюбие как ответственность
оценка труда
перед людьми и самим собой.
16 Подвиг: как узнать Что такое подвиг. Героизм как Понимать и объяснять отличие
героя?
самопожертвование. Героизм на подвига на войне и в мирное время.
войне. Подвиг в мирное время. Знать и называть имена героев.
Милосердие, взаимопомощь
Слушать объяснения учителя,
решать
проблемные
задачи,
анализировать тексты учебника
17 Люди в обществе: Человек в социальном измерении. Понимать и объяснять понятия
духовнонравственно Дружба,
предательство. «дружба»,
«предательство»,
е взаимовлияние
Коллектив. Личные границы Этика «честь»,
«коллективизм»,
предпринимательства. Социальная «благотворительность».
помощь
Слушать объяснения учителя,
решать
проблемные
задачи,
анализировать тексты учебника
18 Проблемы
Бедность.
Инвалидность.
Понимать и объяснять понятия
современного
Асоциальная семья. Сиротство. «бедность»,
«инвалидность»,
общества
как Отражение этих явлений в «сиротство». Предлагать пути
отражение
его культуре общества
преодоления
проблем
духовносовременного
общества
на
нравственного
доступном для понимания детей
самосознания
уровне.
19
Духовнонравственные
ориентиры
социальных
отношений
Милосердие.
Взаимопомощь.
Социальное
служение.
Благотворительность.
Волонтёрство.
Общественные
блага
20
Гуманизм
как
сущностная
характеристика
духовнонравственной
культуры
народов
России
Гуманизм.
Истоки
гуманистического
мышления.
Философия
гуманизма.
Проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов
России
21
Социальные
профессии;
их
важность
для
сохранения духовнонравственного
облика общества
Социальные профессии:
врач,
учитель, пожарный, полицейский,
социальный
работник.
Духовно-нравственные
качества,
необходимые
представителям этих профессий
22
Выдающиеся
благотворители
в
истории.
Благотворительност
ь как нравственный
долг
23
Выдающиеся учёные
России. Наука как
источник
социального
и
духовного прогресса
общества
Меценаты,
философы,
религиозные
лидеры,
врачи,
учёные,
педагоги.
Важность
меценатства
для
духовнонравственного развития личности
самого мецената и общества в
целом
Учёные России. Почему важно
помнить историю науки. Вклад
науки в благополучие страны.
Важность
морали
и
нравственности в
науке,
в
деятельности учёных
24
Моя
профессия Труд как самореализация, как
(практическое
вклад в общество. Рассказ о своей
занятие)
будущей профессии
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
25 Гражданин
Родина
и
гражданство,
их
взаимосвязь. Что делает человека
гражданином.
Нравственные
качества гражданина
26
Патриотизм
Понимать и объяснять понятия
«милосердие», «взаимопомощь»,
«благотворительность»,
«волонтёрство». Выявлять общие
черты
традиций
милосердия,
взаимной
помощи,
благотворительности
у
представителей разных народов.
Понимать
и
характеризовать
понятие «гуманизм» как источник
духовно-нравственных ценностей
народов России
Осознавать важность гуманизма
для
формирования
личности,
построения взаимоотношений в
обществе.
Понимать и объяснять, что такое
социальные профессии и почему
выбирать их нужно особенно
ответственно. Работать с научнопопулярной литературой, готовить
рефераты,
слушать
и
анализировать
доклады
одноклассников
Приводить примеры выдающихся
благотворителей в истории и в
современной России.
Работать с научно-популярной
литературой,
анализировать
несколько
источников,
разграничивать понятия
Понимать и объяснять, что такое
наука;
приводить
имена
выдающихся учёных России.
Работать с научно-популярной
литературой,
анализировать
несколько
источников,
разграничивать понятия
Обосновывать, какие духовнонравственные качества нужны для
выбранной профессии.
Работать с научно-популярной
литературой,
анализировать
несколько
источников,
разграничивать понятия
Характеризовать
понятия
«Родина»,
«гражданство»;
понимать духовно-нравственный
смысл
патриотизма. Слушать
объяснения учителя, работать с
текстом учебника
Патриотизм.
Толерантность. Приводить примеры патриотизма в
Уважение к другим народам и их истории
и
в
современном
истории. Важность патриотизма
обществе.
27
Защита
Родины: Война и мир. Роль знания в защите
подвиг или долг?
Родины. Долг гражданина перед
обществом. Военные подвиги.
Честь. Доблесть
28
Государство.
Россия —
родина
29
30
31
32
Слушать объяснения учителя,
работать
с
учебником,
рефлексировать собственный опыт
Характеризовать
важность
сохранения мира и согласия.
Приводить примеры военных
подвигов; понимать особенности
защиты чести Родины в спорте,
науке, культуре.
Объяснять понятие «государство».
Уметь выделять и характеризовать
основные
особенности
Российского государства с опорой
на
духовно-нравственные
ценности.
Государство как объединяющее
наша начало. Социальная сторона права
и государства. Что такое закон. Что
такое
Родина?
Что
такое
государство? Необходимость быть
гражданином.
Российская
гражданская идентичность
Гражданская
Какими
качествами
должен Обосновать важность духовноидентичность
обладать человек как гражданин
нравственных качеств гражданина.
(практическое
Работать
с
источниками,
занятие)
определять понятия, подготовить
практическую работу
Моя школа и мой Портрет школы или класса через Характеризовать понятие «доброе
класс (практическое добрые дела
дело»
в
контексте
оценки
занятие)
собственных
действий,
их
нравственного начала. Работать с
источниками, определять понятия,
подготовить практическую работу
Человек: какой он? Человек. Его образы в культуре. Сформулировать
свой
идеал
(практическое
Духовность и нравственность как человека, назвать качества, ему
занятие)
важнейшие качества человека
присущие.
Работать
с
источниками, определять понятия,
подготовить практическую работу
Человек и культура Итоговый проект: «Что значит Показать взаимосвязь человека и
(проект)
быть человеком?»
культуры через их взаимное
влияние. Характеризовать образ
человека
высокой
духовной
культуры,
создаваемый
в
произведениях искусства.
Работать
с
источниками,
систематизировать
понятия,
подготовить проект