Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающихся 8 классов (углубленный уровень)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В. Флоренко"

Согласовано
На заседании
методического объединения
от 29.08.2025

Принято
решением
Педагогического совета
Протокол от 29.08.2025 №1

Утверждено
МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»
__________М.А.Пчелкина
Приказ №246-од
от «29»августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физика» (углубленный уровень)
для обучающихся 8 класса
Рабочая программа является частью ООП ООО
МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»

р.п. Ныроб 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физике на уровне основного общего образования составлена на основе
положений и требований к результатам освоения на углублённом уровне основной
образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, а также с учётом федеральной
рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика».
Содержание программы по физике направлено на удовлетворение повышенных запросов
обучающихся, стремящихся к более глубокому освоению физических знаний, и на формирование
естественно-научной грамотности обучающихся. В программе по физике учитываются
возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым
личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи
естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Программа по физике устанавливает распределение учебного материала по годам обучения
(по классам), предлагает примерную последовательность изучения тем, основанную на логике
развития предметного содержания и учёте возрастных особенностей обучающихся.
Программа по физике разработана с целью оказания методической помощи учителю в
создании рабочей программы по учебному предмету.
Физика является системообразующим для естественнонаучных учебных предметов,
поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией,
биологией, астрономией и физической географией, вносит вклад в естественнонаучную картину
мира, предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, то есть
способа получения достоверных знаний о мире.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в
формировании естественно-научной грамотности и интереса к науке у обучающихся.
Изучение физики на углублённом уровне предполагает уверенное владение следующими
компетентностями, характеризующими естественнонаучную грамотность:
научно объяснять явления;
оценивать и понимать особенности научного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции
преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением
Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 3 декабря 2019 г. №
ПК-4вн).
Цели изучения физики на углублённом уровне:
развитие интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их
интеллектуальных и творческих способностей;
развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского
отношения к окружающим явлениям;
формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и
фундаментальных законов физики;
формирование умений применять физические знания и научные доказательства для
объяснения окружающих явлений;
формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук,
техники и технологий;
развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности,
связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении;
формирование готовности к дальнейшему изучению физики на углублённом уровне в
рамках соответствующих профилей обучения на уровне среднего общего образования.
Достижение этих целей программы по физике на уровне основного общего образования
обеспечивается решением следующих задач:

приобретение знаний о дискретном строении вещества, механических, тепловых,
электромагнитных и квантовых явлениях;
приобретение умений анализировать и объяснять физические явления на основе изученных
физических законов и закономерностей;
освоение методов решения расчётных и качественных задач, требующих создания и
использования физических моделей, включая творческие и практико-ориентированные задачи;
развитие исследовательских умений: наблюдать явления и измерять физические величины,
выдвигать гипотезы и предлагать экспериментальные способы их проверки, план ировать и
проводить опыты, экспериментальные исследования, анализировать полученные данные и делать
выводы;
освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию
о современных достижениях физики, интерпретация и критическое оцени вание информации;
знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и
современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.
На изучение физики (углублённый уровень) на уровне основного общего образования
отводится 340 часов: в 7 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 8 классе – 102 часа (3 часа в
неделю), в 9 классе – 136 часов (4 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
Раздел 6. Тепловые явления.
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Масса и
размеры атомов и молекул. Опыты, подтверждающие основные положения молекулярнокинетической теории.
Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и
аморфные тела. Графен – новый материал для новых технологий. Технологии получения
искусственных алмазов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе
положений молекулярно-кинетической теории. Поверхностное натяжение, смачивание,
капиллярные явления. Тепловое расширение и сжатие. Зависимость давления газа от объёма,
температуры.
Температура. Связь температуры со средней кинетической энергией теплового движения
частиц. Температурные шкалы.
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и
совершение работы. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Виды
теплопередачи в природе и технике. Необратимость тепловых процессов.
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Теплообмен и тепловое
равновесие. Закон Ньютона-Рихмана. Уравнение теплового баланса.
Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота плавления.
Парообразование и конденсация. Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования.
Зависимость температуры кипения от атмосферного давления. Насыщенный и ненасыщенный
пар. Влажность воздуха.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели и
защита окружающей среды. Тепловые потери в теплосетях.
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Демонстрации.
Наблюдение броуновского движения.
Наблюдение диффузии.
Наблюдение явлений поверхностного натяжения, смачивания и капиллярных явлений.

Наблюдение теплового расширения тел.
Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании или охлаждении.
Правила измерения температуры.
Виды теплопередачи.
Охлаждение при совершении работы.
Нагревание при совершении работы внешними силами.
Сравнение теплоёмкостей различных веществ.
Наблюдение кипения.
Наблюдение постоянства температуры при плавлении.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы и опыты.
Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара.
Измерение температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры.
Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдых тел.
Определение давления воздуха в баллоне шприца.
Исследование зависимости давления воздуха от его объёма и температуры.
Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в термометрической
трубке от температуры.
Наблюдение изменения внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы
внешних сил.
Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым
металлическим цилиндром.
Определение мощности тепловых потерь (закон Ньютона-Рихмана).
Определение удельной теплоёмкости вещества.
Исследование процесса испарения.
Определение относительной влажности воздуха.
Определение удельной теплоты плавления льда.
Раздел 7. Электрические и магнитные явления.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Закон
Кулона.
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции
электрических полей (на качественном уровне).
Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд. Строение атома.
Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон сохранения электрического заряда.
Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники постоянного
тока. Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное). Электрический ток в
металлах, жидкостях и газах.
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Амперметр и вольтметр в цепи
постоянного тока. Сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества. Закон Ома
для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС в цепи
постоянного тока. Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа. Расчёт простых
электрических цепей. Нелинейные элементы.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Электрические цепи и
потребители электрической энергии в быту. Короткое замыкание.
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное
поле Земли и его значение для жизни на Земле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического
тока. Опыт Ампера. Применение электромагнитов в технике. Действие магнитного поля на
проводник с током. Сила Ампера и определение её направления. Электродвигатель постоянного
тока. Использование электродвигателей в технических устройствах и на транспорте.

Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электрогенератор.
Способы получения электрической энергии. Электростанции на возобновляемых источниках
энергии. Экологические проблемы энергетики. Топливные элементы и электромобили.
Демонстрации.
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных тел.
Устройство и действие электроскопа.
Электростатическая индукция.
Закон сохранения электрических зарядов.
Моделирование силовых линий электрического поля с помощью бумажных султанов.
Проводники и диэлектрики.
Источники постоянного тока.
Действия электрического тока.
Электрический ток в жидкости.
Газовый разряд.
Измерение силы тока амперметром.
Измерение электрического напряжения вольтметром.
Реостат и магазин сопротивлений.
Взаимодействие постоянных магнитов.
Моделирование невозможности разделения полюсов магнита.
Моделирование магнитных полей постоянных магнитов.
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока. Электромагнит.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока.
Опыты Фарадея.
Электрогенератор постоянного тока.
Лабораторные работы и опыты.
Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении и индукцией.
Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики.
Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока.
Исследование зависимости силы тока, протекающего через резистор, от напряжения на
резисторе и сопротивления резистора.
Опыты, демонстрирующие зависимость электрического сопротивления проводника от его
длины, площади поперечного сечения и материала.
Определение удельного сопротивления проводника.
Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух
резисторов.
Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов.
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Проверка правил Кирхгофа.
Проверка выполнения закона Ома для полной цепи.
Изучение вольтамперных характеристик нелинейных элементов (лампы накаливания или
полупроводникового диода).
Определение работы электрического тока, идущего через резистор.
Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе.
Определение КПД нагревателя.
Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов.
Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении.
Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.

Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита
от силы и направления тока в катушке и от наличия (отсутствия) сердечника в катушке.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Конструирование и изучение работы электродвигателя.
Измерение КПД электродвигательной установки.
Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений
значения и направления индукционного тока.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
УГЛУБЛЕННОМ УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО

ФИЗИКЕ

НА

Изучение физики на уровне основного общего образования направлено на достижение
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физики на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты в части:
 1)патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков;
 2)гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических
проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
 3)эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения,
строгости, точности, лаконичности;
 4)ценности научного познания:
осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы
развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития природы;
развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
 5)формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире,
важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым
оборудованием в домашних условиях;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
у другого человека;
 6)трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том
числе и физических знаний;
интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
 7)экологического воспитания:
ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
 8)адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической
направленности, открытость опыту и знаниям других;
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
потребность в формировании новых знаний, умений формулировать идеи, понятия,
гипотезы о физических объектах и явлениях;
осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том
числе с использованием физических знаний;
оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных
последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по физике на уровне основного общего образования у
обучающегося
будут
сформированы
метапредметные
результаты,
включающие
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные ун иверсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять
и
характеризовать
существенные
признаки
объектов
(явлений),
классифицировать их;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов,
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать
гипотезы о взаимосвязях физических величин;
самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение
нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический
эксперимент, небольшое исследование физического явления;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования или эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной физической проблемы;
принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению:
распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы, обобщать мнения
нескольких людей;
выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению
и координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения
физических знаний;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или план исследования с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического
исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему,
понимать мотивы, намерения и логику другого.
признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на
научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе предметные результаты на углубленном уровне должны отражать
сформированность у обучающихся умений:

использовать понятия: физические и химические явления, наблюдение, эксперимент,
модель, гипотеза, единицы физических величин, атом, молекула, агрегатные состояния вещества
(твёрдое, жидкое, газообразное), механическое движение (равномерное, неравномерное,
прямолинейное), траектория, равнодействующая сил, деформация (упругая, пластическая),
невесомость, сообщающиеся сосуды;
уверенно различать явления (диффузия, тепловое движение частиц вещества, равномерное
движение, неравномерное движение, инерция, взаимодействие тел, равновесие твёрдых тел с
закреплённой осью вращения, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами,
атмосферное давление; плавание тел, превращения механической энергии) по описанию их
характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе
физические явления в природе: примеры движения с различными скоростями в живой и неживой
природе, действие сил тяжести, трения, упругости в природе и технике, влияние атмосферного
давления на живой организм, плавание рыб, рычаги в теле человека), при этом переводить
практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства (признаки) физических
явлений;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины
(масса, объём, плотность вещества, время, путь, средняя скорость, сила упругости, сила тяжести,
вес тела, сила трения, давление твёрдого тела, давление столба жидкости, выталкивающая сила,
механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент полезного действия
механизмов, кинетическая и потенциальная энергия), при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физически х величин,
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить
графики изученных зависимостей физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правила
сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, правило
равновесия рычага (блока), «золотое правило» механики, закон сохранения механической
энергии, при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое
выражение;
строить простые физические модели реальных объектов, процессов и явлений, выделять
при этом существенные и второстепенные свойства объектов, процессов, явлений, применять
физические модели для объяснения физических процессов и решения учебных задач;
объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций
практико-ориентированного характера, и решать качественные задачи, в том числе требующие
численного оценивания характерных значений физических величин, при этом выбирать
адекватную физическую модель, выявлять причинно-следственные связи и выстраивать
логическую цепочку рассуждений с опорой на изученные свойства физических явлений,
физические законы, закономерности и модели;
решать расчётные задачи (в 2–3 действия) по изучаемым темам курса физики, выбирая
адекватную физическую модель, с использованием законов и формул, связывающих физические
величины, записывать краткое условие и развёрнутое решение задачи, выявлять недостающие
или избыточные данные, обосновывать выбор метода решения задачи, использовать справочные
данные, проводить математические преобразования и расчёты, оценивать реалистичность
полученного значения физической величины и определять размерность физической величины,
полученной при решении задачи;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, и
предлагать ориентировочный способ решения, в описании исследования распознавать
проверяемое предположение (гипотезу), интерпретировать полученный результат;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел
(диффузия, тепловое расширение газов, явление инерции, изменение скорости при
взаимодействии тел, передача давления жидкостью и газом, проявление действия атмосферного

давления, действие простых механизмов): формулировать предположение (гипотезу) о
возможных результатах наблюдений, самостоятельно собирать установку из избыточного набора
оборудования и формулировать выводы;
проводить прямые и косвенные измерения физических величин (расстояние, промежуток
времени, масса тела, объём тела, сила, температура, плотность жидкости и твёрдого тела, сила
трения скольжения, давление воздуха, выталкивающая сила, действующая на погружённое в
жидкость тело, коэффициент полезного действия простых механизмов) с использованием
аналоговых и цифровых приборов, обосновывать выбор метода измерения, фиксировать
показания приборов, находить значение измеряемой величины с помощью усреднения
результатов серии измерений и оценивать погрешность измерений;
проводить несложные экспериментальные исследования зависимостей физических величин
(зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движения тела, силы трения
скольжения от силы нормального давления, качества обработки поверхностей тел и
независимости силы трения от площади соприкосновения тел, силы упругости от удлинения
пружины, выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и от плотности жидкости, её
независимости от плотности тела, от глубины, на которую погружено тело, условий плавания
тел, условий равновесия рычага и блоков): совместно с учителем формулировать задачу и
гипотезу исследования, самостоятельно планировать исследование, самостоятельно собирать
экспериментальную установку с использованием инструкции, представлять полученные
зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, оценивать погрешности, делать
выводы по результатам исследования;
соблюдать правила техники безопасного труда при работе с лабораторным оборудованием;
указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы, термометр,
динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок,
наклонная плоскость;
характеризовать принципы действия изученных приборов, технических устройств и
технологических процессов с опорой на их описания (в том числе: подшипники, устройство
водопровода, гидравлический пресс, сифон, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр),
используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические законы и
закономерности;
использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических устройств,
измерительных приборов и технологических процессов при решении учебно-практических задач;
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического использования
физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
осуществлять отбор источников информации физического содержания в Интернете,
самостоятельно формулируя поисковый запрос, на основе имеющихся знаний и путём сравнения
различных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть
недостоверной;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет, владеть приёмами
конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2–3 источников
информации физического содержания, в том числе публично делать краткие сообщения о
результатах проектов или учебных исследований, при этом грамотно использовать изученный
понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в группе в
соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий, адекватно
оценивать собственный вклад в деятельность группы, выстраивать коммуникативное
взаимодействие, учитывая мнение окружающих.

К концу обучения в 8 классе предметные результаты на углубленном уровне должны отражать
сформированность у обучающихся умений:
использовать понятия (масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и молекул,
агрегатные состояния вещества, кристаллические и аморфные тела, насыщенный и
ненасыщенный пар, способы изменения внутренней энергии, элементарный электрический
заряд, проводники, полупроводники, диэлектрики, источники постоянного тока, электрическое и
магнитное поля, оптическая система) и символический язык физики при решении учебных и
практических задач;
уверенно различать явления (тепловое расширение (сжатие), тепловое равновесие,
поверхностное натяжение, смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация,
плавление, кристаллизация, кипение, способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция,
излучение), тепловые потери, электризация тел, взаимодействие зарядов, действия
электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля
на проводник с током) по описанию их характерных свойств и на основе опытов,
демонстрирующих данное физическое явление;
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе
физические явления в природе: поверхностные и капиллярные явления в природе, кристаллы в
природе, излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана,
инея, снега, электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов, магнитное
поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние), при
этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства (признаки)
физических явлений;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины
(температура, внутренняя энергия, количество теплоты, работа газа, удельная теплоёмкость
вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота
сгорания топлива, коэффициент полезного действия тепловой машины, относительная влажность
воздуха, электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника,
ЭДС в цепи постоянного тока, электрическое удельное сопротивление вещества, работа и
мощность электрического тока), при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы физически х величин, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных
зависимостей физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя основные
положения молекулярно-кинетической теории строения вещества, уравнение теплового баланса,
закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, принцип суперпозиции электрических
полей, закон Ома для участка цепи, правила Кирхгофа, закон Ома для полной цепи, закон
Джоуля-Ленца, закон сохранения энергии, при этом различать словесную формулировку закона
и его математическое выражение;
строить простые физические модели реальных объектов, процессов и явлений, выделять
при этом существенные и второстепенные свойства объектов, процессов, явлений, применять
физические модели для объяснения физических процессов и решения учебных задач;
объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте
ситуаций практико-ориентированного характера, и решать качественные задачи, в том числе
требующие численного оценивания характерных значений физических величин, при этом
выбирать адекватную физическую модель, выявлять причинно-следственные связи и
выстраивать логическую цепочку рассуждений с опорой на изученные свойства физических
явлений, физические законы, закономерности и модели;
уверенно решать расчётные задачи (с опорой на 2–3 уравнения) по изучаемым темам курса
физики, выбирая адекватную физическую модель, с использованием законов и формул,
связывающих физические величины, записывать краткое условие и развёрнутое решение задачи,

выявлять недостающие или избыточные данные, обосновывать выбор метода решения задачи,
использовать справочные данные, применять методы анализа размерностей, использовать
графические методы решения задач, проводить математические преобразования и расчёты,
оценивать реалистичность полученного значения физической величины и определять
размерность физической величины, полученной при решении задачи;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, и
предлагать ориентировочный способ решения, в описании исследования распознавать
проверяемое предположение (гипотезу), интерпретировать полученный результат;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел
(капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма и температуры, скорости
процесса остывания (нагревания) при излучении от цвета излучающей (поглощающей)
поверхности, скорость испарения воды от температуры жидкости и площади её поверхности,
электризация тел и взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие постоянных
магнитов, визуализация магнитных полей постоянных магнитов, действия магнитного поля на
проводник с током, свойства электромагнита, свойства электродвигателя постоянного тока):
формулировать проверяемое предположение (гипотезу) о возможных результатах наблюдений,
самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования, описывать ход опыта
и формулировать выводы;
проводить прямые и косвенные измерения физических величин (температура,
относительная влажность воздуха, сила тока, напряжение, удельная теплоёмкость вещества,
сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока) с использованием
аналоговых и цифровых приборов, обосновывать выбор метода измерения, фиксировать
показания приборов, находить значение измеряемой величины с помощью усреднения
результатов серии измерений и оценивать погрешность измерений;
проводить экспериментальные исследования зависимостей физических величин
(зависимость давления воздуха от его объёма и нагревания или охлаждения, исследование
явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды, зависимость сопротивления
проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества
проводника, силы тока, протекающего через проводник, от напряжения на проводнике,
исследование последовательного и параллельного соединений проводников): совместно с
учителем формулировать задачу и гипотезу исследования, самостоятельно планировать
исследование, самостоятельно собирать экспериментальную установку с использованием
инструкции, представлять полученные зависимости физических величин в виде таблиц и
графиков, оценивать погрешности, делать выводы по результатам исследования;
соблюдать правила безопасного труда при работе с лабораторным оборудованием;
характеризовать принципы действия изученных приборов, технических устройств и
технологических процессов с опорой на их описания (в том числе: система отопления домов,
гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической энергии,
электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы (примеры), предохранители и
их применение в быту и технике, применение постоянных магнитов, электромагнитов,
электродвигатель постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений,
необходимые физические законы и закономерности;
распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и
схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр, двигатель
внутреннего сгорания, электроскоп, реостат), составлять схемы электрических цепей с
последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения
элементов электрических цепей, использовать схемы и схематичные рисунки изученных
технических устройств, измерительных приборов и технологических процессов при решении
учебно-практических задач;
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического использования
физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с

приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
осуществлять поиск информации физического содержания в Интернете, самостоятельно
формулируя поисковый запрос, на основе имеющихся знаний и сравнения дополнительных
источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть
недостоверной;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет, владеть приёмами
конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию из
нескольких источников физического содержания, в том числе публично представлять результаты
проектной или исследовательской деятельности, при этом грамотно использовать изученный
понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять
обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана
действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы,
выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.

8 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Тепловые явления
1.1
Строение и свойства вещества
1.2
Тепловые процессы
Итого по разделу
Раздел 2. Электрические и магнитные явления
2.1
Электрические заряды. Заряженные тела
и их взаимодействия
2.2
Постоянный электрический ток
2.3
Магнитные явления
2.4
Электромагнитная индукция
Итого по разделу
Раздел 3. Повторительно-обобщающий модуль
3.1
Повторительно-обобщающий модуль
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всего
Контрольные
работы

6
33
39

1

9
31
11
7
58
5
5
102

Практические
работы

6.5

1
1
2
1

10
4
1

5

22.5

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13

14
15

16

8 КЛАСС поурочное планирование
Тема урока

Основные положения молекулярно-кинетической
теории и их опытные подтверждения
Масса и размер атомов и молекул
Модели твердого, жидкого и газообразного
состояний вещества
Урок-конференция "Кристаллические и аморфные
тела. Графен. Получение искусственных алмазов"
Смачивание и капиллярность. Поверхностное
натяжение
Тепловое расширение и сжатие
Тепловое движение. Температура
Температурные шкалы
Внутренняя энергия и способы её изменения
Виды теплопередачи
Урок-конференция "Использование тепловых
свойств веществ и материалов в целях
энергосбережения"
Количество теплоты. Удельная теплоемкость
Урок-исследование "Проверка гипотезы линейной
зависимости длины столбика жидкости в
термометрической трубке от температуры"
Уравнение теплового баланса. Теплообмен и
тепловое равновесие. Закон Ньютона—Рихмана
Лабораторная работа "Исследование явления
теплообмена при смешивании холодной и горячей
воды"
Решение задач по теме "Теплообмен и тепловое
равновесие"

Количество часов
Всего
Контрольные
работы

Практические
работы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

1
1

1

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

17

18
19
20
21

22
23

24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34

Лабораторная работа "Определение количества
теплоты, полученного водой при теплообмене с
нагретым металлическим цилиндром"
Плавление и отвердевание кристаллических
веществ. Удельная теплота плавления
Решение задач по теме "Плавление и отвердевание
кристаллических тел"
Лабораторная работа "Определение удельной
теплоты плавления льда"
Урок-исследование "Сравнение процессов
плавления кристаллических тел и размягчения при
нагревании аморфных тел"
Парообразование и конденсация. Испарение
Кипение. Удельная теплота парообразования.
Зависимость температуры кипения от
атмосферного давления
Решение задач по теме "Парообразование и
кипение"
Урок-исследование "Объяснение зависимости
температуры кипения от давления"
Насыщенный̆ и ненасыщенный̆ пар. Влажность
воздуха
Влажность воздуха и её измерение. Лабораторная
работа "Определение относительной влажности
воздуха"
Решение задач по теме "Влажность"
Решение задач и анализ ситуаций, связанных с
явлениями испарения и конденсации
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
Принципы работы тепловых двигателей̆
Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания
КПД теплового двигателя
Решение задач по теме "КПД теплового двигателя"

1

1

1
1
1

1

1

1

1
1

1
1

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

0.5

35
36
37
38

39
40
41
42
43

44
45
46
47
48
49
50

51
52
53

Урок-конференция "Тепловые двигатели и защита
окружающей среды"
Тепловые потери в теплосетях
Закон сохранения и превращения энергии в
механических и тепловых процессах
Подготовка к контрольной работе по теме
"Тепловые явления. Изменение агрегатных
состояний вещества"
Контрольная работа по теме "Тепловые явления.
Изменение агрегатных состояний вещества"
Электризация тел. Два рода зарядов
Урок-исследование "Исследование способов
различных веществ наэлектризовываться"
Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона
Электрическое поле. Напряжённость
электрического поля. Принцип суперпозиции
электрических полей̆
Носители электрических зарядов. Элементарный
заряд. Строение атома
Закон сохранения электрического заряда
Проводники, диэлектрики и полупроводники
Урок-конференция "Электризация в повседневной
жизни"
Решение задач по теме "Закон сохранения
электрического заряда"
Электрический ток. Источники электрического
тока
Урок-исследование "Исследование действия
электрического поля на проводники и
диэлектрики"
Электрический ток в металлах
Электрический ток в жидкостях и газах
Электрическая цепь

1
1
1
1

1
1
1

1

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

54
55
56
57
58

59
60
61
62
63
64

65
66
67
68
69

70

Сила тока. Амперметр
Электрическое напряжение. Вольтметр
Лабораторная работа "Сборка и испытание
электрической цепи постоянного тока"
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома
для участка цепи
Лабораторная работа "Исследование зависимости
силы тока, протекающего через резистор, от
напряжения на резисторе и сопротивления
резистора"
Электрическое сопротивление. Удельное
сопротивление
Лабораторная работа "Определение удельного
сопротивления проводника"
Решение задач по теме "Электрическое
сопротивление. Удельное сопротивление"
Решение задач по теме "Закон Ома"
Последовательное и параллельное соединения
проводников
Лабораторная работа "Проверка правила сложения
напряжений при последовательном соединении
двух резисторов"
Решение задач по теме "Последовательное и
параллельное соединения проводников"
Лабораторная работа "Проверка правила для силы
тока при параллельном соединении резисторов"
Решение задач на применение закона Ома для
различного соединения проводников
ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.
Закон Ома для полной цепи
Решение задач по теме "ЭДС, внутреннее
сопротивление источника тока. Закон Ома для
полной цепи"
Лабораторная работа "Определение ЭДС и

1
1
1

1

1
1

1

1
1

1

1
1
1
1

1

1
1

1

1
1
1

1

1

71
72
73
74
75
76
77

78

79

80
81

82
83
84
85
86

внутреннего сопротивления источника тока"
Правила Кирхгофа
Лабораторная работа "Проверка правил Кирхгофа"
Урок-исследование "Изучение вольт-амперных
характеристик нелинейных элементов"
Работа электрического тока. Мощность
электрического тока
Лабораторная работа "Определение работы и
мощности электрического тока"
Закон Джоуля-Ленца. Потребители электрического
тока. Короткое замыкание
Урок-конференция "Объяснение и принцип
действия домашних электронагревательных
приборов"
Подготовка к контрольной работе по теме
"Электрические заряды. Заряженные тела и их
взаимодействия. Постоянный электрический ток"
Контрольная работа по теме "Электрические
заряды. Заряженные тела и их взаимодействия.
Постоянный электрический ток"
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли и его
значение для жизни на Земле
Урок-исследование "Изучение магнитного поля
постоянных магнитов при их объединении и
разделении. Визуализация поля постоянных
магнитов"
Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического
тока
Опыт Ампера. Магнитное поле катушки с током.
Применение электромагнитов в технике
Сила Ампера и определение её направления
Решение задач по теме "Сила Ампера и
определение её направления"
Электродвигатель постоянного тока.

1
1
1

1
1

1
1

1

1
1

1

1

1

1
1

1
1
1
1
1

1

Использование электродвигателей̆ в технических
устройствах и на транспорте
87
Всероссийская проверочная работа
88
Всероссийская проверочная работа
89
Лабораторная работа "Изучение действия
магнитного поля на проводник с током"
90
Урок-конференция "Практическое применение
электродвигателей"
91
Лабораторная работа "Конструирование и
изучение работы электродвигателя"
92
Лабораторная работа "Измерение КПД
электродвигательной установки"
93
Опыты Фарадея. Закон электромагнитной
индукции. Правило Ленца
94
Урок-исследование "Исследование изменений
значения и направления индукционного тока"
95
Решение задач по теме "Закон электромагнитной
индукции. Правило Ленца"
96
Электрогенератор. Способы получения
электроэнергии
97
Урок-конференция "Электростанции на
возобновляемых источника энергии. Проблемы
экологии. Топливные элементы и электромобили"
98
Контрольная работа "Электромагнитные явления"
99
Работа с текстами по теме "Тепловые явления"
100
Работа с текстами по теме "Электрические заряды.
Заряженные тела и их взаимодействие"
101
Работа с текстами по теме "Постоянный
электрический ток"
102
Работа с текстами по теме "Магнитные явления и
электромагнитная индукция"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1

1
1
1

1
1

1

1

1

1
1

1

1
1
1

1
1
1

1

1
1
102

5

22.5

8 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1.1
1.2
1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

1.11

1.12

Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
использовать понятия
различать явления по описанию их характерных свойств и на основе опытов,
демонстрирующих данное физическое явление
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем
мире, в том числе физические явления в природе, при этом переводить
практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства (признаки)
физических явлений
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя
физические величины, при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, обозначения и единицы физических величин,
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя
изученные законы, при этом давать словесную формулировку закона и
записывать его математическое выражение
объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте
ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинноследственные связи, строить объяснение из 1 – 2 логических шагов с помощью
1 – 2 изученных свойства физических явлений, физических закона или
закономерности
решать расчётные задачи в 2 – 3 действия, используя законы и формулы,
связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи,
выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить
расчёты и сравнивать полученное значение физической величины с
известными данными
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов, используя описание исследования, выделять проверяемое
предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования,
делать выводы
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических
свойств тел: формулировать проверяемые предположения, собирать установку
из предложенного оборудования, описывать ход опыта и формулировать
выводы
выполнять прямые измерения с использованием аналоговых приборов и
датчиков физических величин, сравнивать результаты измерений с учётом
заданной абсолютной погрешности
проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений: планировать исследование, собирать
установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать
результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать выводы
по результатам исследования
проводить косвенные измерения физических величин: планировать измерения,

1.13
1.14

1.15

1.16

1.17

1.18

1.19

собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и
вычислять значение величины
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических
устройств с опорой на их описания, используя знания о свойствах физических
явлений и необходимые физические закономерности
распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по
схемам и схематичным рисункам, составлять схемы электрических цепей с
последовательным и параллельным соединением элементов, различая
условные обозначения элементов электрических цепей
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического
использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде
осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, на
основе имеющихся знаний и путём сравнения дополнительных источников
выделять информацию, которая является противоречивой или может быть
недостоверной
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную
литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети
Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования
информации из одной знаковой системы в другую
создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая
информацию из нескольких источников физического содержания, в том числе
публично представлять результаты проектной или исследовательской
деятельности, при этом грамотно использовать изученный понятийный
аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией при
выполнении проектов.

8 КЛАСС

Код
раздела
6

Код
Проверяемые элементы содержания
элемента
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
6.1
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Масса и размеры молекул. Опыты, подтверждающие основные положения
молекулярнокинетической теории
6.2
Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества.
Кристаллические и аморфные тела
6.3
Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений
молекулярнокинетической теории
6.4
Смачивание и капиллярные явления
6.5
Тепловое расширение и сжатие
6.6
Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц
6.7
Внутренняя
энергия.
Способы
изменения внутренней
энергии:
теплопередача и совершение работы
6.8
Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение
6.9
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества
6.10
Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса
6.11
Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота
плавления
6.12
Парообразование и конденсация. Испарение. Кипение. Удельная теплота
парообразования. Зависимость температуры кипения от атмосферного
давления
6.13
Влажность воздуха
6.14
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
6.15
Принципы работы тепловых двигателей КПД теплового двигателя. Тепловые
двигатели и защита окружающей среды
6.16
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах
6.17
Практические работы:
###Par###Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
###Par###Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара.
###Par###Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и
твёрдых тел.
###Par###Определение давления воздуха в баллоне шприца.
###Par###Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его
объёма и нагревания или охлаждения.
###Par###Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика
жидкости в термометрической трубке от температуры.
###Par###Наблюдение изменения внутренней энергии тела в результате
теплопередачи и работы внешних сил.
###Par###Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и
горячей воды.
###Par###Определение количества теплоты, полученного водой при
теплообмене с нагретым металлическим цилиндром.
###Par###Определение удельной теплоёмкости вещества.

7

###Par###Исследование процесса испарения.
###Par###Определение относительной влажности воздуха.
###Par###Определение удельной теплоты плавления льда.
6.18
Физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные
явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание
водоёмов, морские бризы; образование росы, тумана, инея, снега.
6.19
Технические устройства: капилляры, примеры использования кристаллов,
жидкостный термометр, датчик температуры, термос, система отопления
домов, гигрометры, психрометр, паровая турбина, двигатель внутреннего
сгорания.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
7.1
Электризация тел. Два рода электрических зарядов
7.2
Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона (зависимость силы
взаимодействия заряженных тел от величины зарядов и расстояния между
телами)
7.3
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип
суперпозиции электрических полей (на качественном уровне)
7.4
Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд.
Строение атома. Проводники и диэлектрики
7.5
Закон сохранения электрического заряда
7.6
Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники
постоянного тока
7.7
Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное).
Электрический ток в жидкостях и газах
7.8
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение
7.9
Сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества
7.10
Закон Ома для участка цепи
7.11
Последовательное и параллельное соединение проводников
7.12
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца
7.13
Электрические цепи и потребители электрической энергии в быту. Короткое
замыкание
7.14
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов
7.15
Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле
7.16
Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока. Применение
электромагнитов в технике
7.17
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель
постоянного тока. Использование электродвигателей в технических
устройствах и на транспорте
7.18
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца
7.19
Электрогенератор.
Способы
получения
электрической
энергии.
Электростанции на возобновляемых источниках энергии
7.20
Практические работы:
Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при соприкосновении.
Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики.
Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока.
Измерение и регулирование силы тока.
Измерение и регулирование напряжения.
Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от
сопротивления резистора и напряжения на резисторе.
Опыты, демонстрирующие зависимость электрического сопротивления

7.21

7.22

проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.
Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении
двух резисторов. Проверка правила для силы тока при параллельном
соединении резисторов. Определение работы электрического тока, идущего
через резистор. Определение мощности электрического тока, выделяемой на
резисторе. Исследование зависимости силы тока, идущего через лампочку,
от напряжения на ней. Определение КПД нагревателя. Исследование
магнитного взаимодействия постоянных магнитов. Изучение магнитного
поля постоянных магнитов при их объединении и разделении. Исследование
действия электрического тока на магнитную стрелку. Опыты,
демонстрирующие зависимость силы взаимодействия катушки с током и
магнита от силы тока и направления тока в катушке. Изучение действия
магнитного поля на проводник с током. Конструирование и изучение работы
электродвигателя. Измерение КПД электродвигательной установки. Опыты
по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование
изменений значения и направления индукционного тока
Физические явления в природе: электрические явления в атмосфере,
электричество живых организмов, магнитное поле Земли, дрейф полюсов,
роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние
Технические устройства: электроскоп, амперметр, вольтметр, реостат,
счётчик
электрической
энергии,
электроосветительные
приборы,
нагревательные электроприборы (примеры), электрические предохранители,
электромагнит, электродвигатель постоянного тока, генератор постоянного
тока

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Физика. 8 класс. учебник /А.В.перышкин. - 6 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018. - 238, (2) с.:ил.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Сборник задач по физике 7-9 класс. В.И.Лукашик, Е.В.Иванова
2.Сборник задач по физике А.В.перышкин
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Образовательная платформа «ЯКласс»
2. Библиотека ЦОК


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».