Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко»
Согласовано
Принято
на заседании
методического объединения
от 29.08.2025
решением
Педагогического совета
протокол от 29.08.2025 № 1
Утверждено
МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»
____________М.А.Пчелкина
Приказ № 246-од
от «29 » августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание» (Базовый уровень)
для обучающихся 8-9 класса
Рабочая программа является частью ООП ООО
МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»
рп.Ныроб, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» на уровне основного общего
образования составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, на основе
Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Обществознание» (в ред. приказа
Минпросвещения РФ от 09.10.2024г.
№ 704), с учётом Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018г.), а также
федеральной рабочей программы воспитания.
Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в
современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся
подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в
современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского
общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его
развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и
обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации
помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать
необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в
обществе.
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности
правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве
Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте,
становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню
знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися
знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах,
регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные
данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными
политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для
реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском
обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между
людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой
сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и
нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами
защите правопорядка в обществе.
В соответствии с учебным планом в 2025-2026 учебном году обществознание изучается с 8 по 9
класс. Общее количество времени на два года обучения составляет 68 часов. Общая недельная
нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
С 01.09.2026 г. обществознание изучается в 9 классе в объеме 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов.
Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство — источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая
деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности. Обмен. Деньги и их
функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность
производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники
фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные
переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав
потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские
товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет.
Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства.
Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской
Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности.
Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе.
Образование в Российской Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода
вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в
Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества. Роль
информации и информационных технологий в современном мире.
Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в
Интернете.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении
Политика и политическая власть. Государство — политическая организация общества.
Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика — основные формы правления.
Унитарное и федеративное государственно территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические
партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-
политические организации.
Гражданин и государство
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия — демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия — социальное
государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства.
Россия — светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской
Федерации. Президент — глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание
Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской
Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской
Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты
Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная
область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство
Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина
Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная
мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли
членов семьи.
Этнос и нация. Россия — многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства. Социальные конфликты и пути их
разрешения.Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная значимость
здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия
глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая
ситуация и способы её улучшения.
Молодёжь — активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение. Профессии
настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в
виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.
Россия на пути в будущее.
Россия в XXI в.: Россия - цивилизация. Биполярный и однополярный мир. Глобализация и
многополярный мир. Справедливый миропорядок. Россия в глобальной политике. Россия - страна
возможностей. Обеспечение технологического развития и суверенитета, безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Личностные результаты изучения обществознания воплощают традиционные российские
социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения,
отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими
людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач
социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным
направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека,
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в самоуправлении в
образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к достижениям своей Родины России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа,
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры
как средства коммуникации и самовыражения, понимание ценности отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению
в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернет-среде,
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным
и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели,
умение принимать себя и других, не осуждая, сформированность навыков рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека;
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность,
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей;
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих
действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности;
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира,
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
− освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
− способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость
опыту и знаниям других;
− способность действовать в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
− навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
− умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять
операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать
понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
− умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
− умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
− способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
− оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Метапредметные
результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении обществознания:
1.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями. Базовые
логические действия:
−
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
−
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов,
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
−
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
−
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
−
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
−
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
− делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
− самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
− использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
− формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
− формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
− проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей
объектов между собой;
− оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
− самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
− прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
− применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
− выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
− находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
− самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
− оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
− эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями. Общение:
− воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
− выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
− распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать
и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
−
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
− в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
− сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
− публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
− самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
− понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
− принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
− планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
− выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
− оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3.
Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями.
Самоорганизация:
− выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
− ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений в группе);
− самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
− составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
−
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
−
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
−
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
−
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
−
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
−
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
−
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
−
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
−
выявлять и анализировать причины эмоций;
−
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
−
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
−
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
−
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
−
принимать себя и других, не осуждая;
−
открытость себе и другим;
−
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы по обществознанию на уровне основного общего
образования должны обеспечивать:
1) освоение знаний и представлений о природе общества и социальных свойствах человека,
роли и значении семьи и ее истории в жизни и становлении человека как личности, основах семейной
экономики; роли и значении исторических традиций и традиционных духовно-нравственных
ценностей в обеспечении социальной устойчивости общества и жизни человека; характерных чертах
политической и социальной организации жизни общества и основных сфер социальной
деятельности, включая деятельность институтов государственной власти, науки и образования,
религии, культуры; основах конституционного строя, правовой и политической системы Российской
Федерации, правовом статусе, правах и обязанностях гражданина Российской Федерации (в том
числе несовершеннолетнего); влиянии цифровых и информационных технологий на деятельность
общества и государства; роли и месте Российской Федерации в многополярном мире; необходимости
обеспечения технологического развития и суверенитета, безопасности личности, общества и
государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
2)
умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том
числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение
Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь,
коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины),
государство как социальный институт;
3) умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей,
социальных объектов, явлений, процессов определенного типа в различных сферах общественной
жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных
отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, в том числе связанных с
правонарушениями и наступлением юридической ответственности; связи политических потрясений и
социально-экономического кризиса в государстве;
4) умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный
признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам
общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции;
5) умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность
людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их
элементы и основные функции;
6) умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в
различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая
взаимодействия, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи
политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
7) умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе для
аргументированного объяснения роли информации и информационных технологий в современном
мире, примеров здорового образа жизни, роли непрерывного образования, опасности наркомании и
алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения;
противодействия коррупции; проведения в отношении нашей страны международной политики
"сдерживания"; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей;
8) умение с использованием обществоведческих знаний, фактов общественной жизни и
личного социального опыта определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и
норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности;
9) умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные
социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы
формирования, накопления и инвестирования сбережений;
10) овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе
извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; умение
составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу,
диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
11) овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
12) умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными
знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом,
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
13) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности
(включая вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью для
оценки рисков осуществления финансовых махинаций, применения недобросовестных практик),
осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
14)
приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой
грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе)
деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав
потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских
обязанностей, для анализа потребления домашнего хозяйства, составления личного финансового
плана, для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере, а
также опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
15) приобретение знаний о возможности (в том числе электронной) составления простейших
документов (заявления, обращения, личного финансового плана);
16)
приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества (гуманистических и демократических ценностей,
идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур), осознание ценности
культуры и традиций народов России.
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях
− осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных проявлениях,
экономических системах, собственности, механизме рыночного регулирования экономики,
финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах государственной
бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие
конкуренции;
− характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических
системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
− приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и
проявления основных функций различных финансовых посредников; использования способов
повышения эффективности производства;
− классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации)
механизмы государственного регулирования экономики;
− сравнивать различные способы хозяйствования;
− устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально- экономических
кризисов в государстве;
− использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения)
результатов экономической деятельности; для объяснения основных механизмов государственного
регулирования экономики, государственной политики по развитию конкуренции, социальноэкономической роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы,
необходимости правомерного налогового поведения;
− определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству и
развитию собственного бизнеса;
− решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических
действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием
различных способов повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и
социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
− овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в
модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах и
формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях
безработицы;
− извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о
тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового
мошенничества;
− анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать
социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в
том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным
опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
− оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической
рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан,
защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий на
основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных
способов повышения эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки
рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
− приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в
практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства,
структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана; для выбора профессии и
оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для
реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения
гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере;
− приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план,
заявление, резюме);
− осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
− осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и
образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об
искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
− характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и
нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу
деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;
− приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования;
влияния образования на социализацию личности; правил информационной безопасности;
− классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
− сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;
− устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования
личности, взаимовлияние науки и образования;
− использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
− определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной культуре
и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
− решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной
культуры;
− овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры,
составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и
преобразовывать предложенные модели в текст;
− осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных
объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах
мошенничества в Интернете в разных источниках информации;
− анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную
информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при
изучении культуры, науки и образования;
− оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
− использовать полученные знания для публичного представления результатов своей
деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и регламентом;
− приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей
разных культур, национальных и религиозных ценностей.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении
− осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней
политике, о демократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина
Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о
политических партиях;
− характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии,
демократические ценности; роль государства в обществе на основе его функций; правовое
государство;
− приводить примеры государств с различными формами правления, государственнотерриториального устройства и политическим режимом; реализации функций государства на
примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных
объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и
социально-экономического кризиса в государстве;
− классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы
государства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций;
− сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с
другими видами власти в обществе; демократические и недемократические политические режимы,
унитарное и федеративное территориально государственное устройство, монархию и республику,
политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и референдум;
− устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и
государством; между правами человека и гражданина и обязанностями граждан, связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
− использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической власти,
значения политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового государства
и гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной
роли гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном мире для
аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и государстве;
− определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в
политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм;
− решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие
типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение социальных ролей избирателя,
члена политической партии, участника общественно- политического движения;
− овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других
нормативных правовых актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики,
связанных с деятельностью субъектов политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу
или схему о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в политике;
− искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по
заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
− анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан
нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме;
− оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в
ней интересов развития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям:
выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
− использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая
выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав
гражданина в политической сфере; а также в публичном представлении результатов своей
деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
− осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и
группах, исследовательские проекты.
Гражданин и государство
− осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации
государственной власти в Российской Федерации, государственно-территориальном устройстве
Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской Федерации;
об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации;
− характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формой правления, как социальное государство, как светское государство; статус и
полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции
Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации;
− приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества,
связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной власти Российской
Федерации, субъектов Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и
образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии
коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма
и экстремизма;
− классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации;
− сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных
органов государственной власти и субъектов Российской Федерации;
− устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской
Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации, между правами человека и
гражданина и обязанностями граждан;
−
использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в
современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны
международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия
коррупции;
− с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный
опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей гражданственности и патриотизма
своё отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по
отношению к нашей стране политике
«сдерживания»;
− решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в
политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях;
− систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в целом,
в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об
основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с
экстремизмом и международным терроризмом;
− овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию об основах конституционного строя Российской Федерации, гражданстве Российской
Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов
государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции
Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем
источников и учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую
информацию в таблицу, схему;
− искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики
Российской Федерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в
котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
− анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о важнейших
изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной
власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с
собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
− оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско- правовой сфере с
позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм российского права, выражать
свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
− использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической
учебной деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в
повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично
представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную
деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
− самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший
документ при использовании портала государственных услуг;
− осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений
− осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и
группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности семьи как базового
социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества,
диалоге культур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;
− характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского
государства;
− приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной
политики Российского государства;
− классифицировать социальные общности и группы;
− сравнивать виды социальной мобильности;
− устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных
различий и конфликтов;
−
использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при
исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения
социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для
человека и общества;
− определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным этносам;
− решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные
взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов;
− осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в том
числе отражающий изученный материал о социализации личности);
− извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о
межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать
информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст;
− анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную
информацию из адаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об
отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи
своих социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную
социальную информацию;
− оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям других
национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;
− использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания
собственного поведения с позиции здорового образа жизни;
− осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной
принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире
− осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных
проблемах;
− характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни;
глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;
− приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи
в общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и
карьерного роста;
− сравнивать требования к современным профессиям;
− устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
− использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных
задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и письменное) важности здорового образа
жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека;
− определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным формам коммуникации; к
здоровому образу жизни;
− решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с
волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном пространстве;
− осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по
проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования; выбора профессии;
− осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической,
аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного
образования в современном обществе.
9 КЛАСС
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по
обществознанию:
1) освоит и научится применять знания о природе общества и социальных свойствах человека,
роли и значении семьи и ее истории в жизни и становлении человека как личности, основах семейной
экономики; роли и значении исторических традиций и традиционных духовно-нравственных
ценностей в обеспечении социальной устойчивости общества и жизни человека; характерных чертах
политической и социальной организации жизни общества и основных сфер социальной
деятельности, включая деятельность институтов государственной власти, науки и образования,
религии, культуры; основах конституционного строя, правовой и политической системы Российской
Федерации, правовом статусе, правах и обязанностях гражданина Российской Федерации (в том
числе несовершеннолетнего); влиянии цифровых и информационных технологий на деятельность
общества и государства; роли и месте Российской Федерации в многополярном мире; необходимости
обеспечения технологического развития и суверенитета, безопасности личности, общества и
государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
2) характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе
защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение
Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь,
коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины),
государство как социальный институт;
3) приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных
объектов, явлений, процессов определенного типа в различных сферах общественной жизни, их
структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений,
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, в том числе связанных с
правонарушениями и наступлением юридической ответственности;
4) классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам
общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции;
5) сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей,
социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и
основные функции;
6) устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в
различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая
взаимодействия, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства;
7)
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе для аргументированного
объяснения роли информации и информационных технологий в современном мире, социальной и
личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования, опасности наркомании
и алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения;
8) с использованием обществоведческих знаний, фактов общественной жизни и личного
социального опыта определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм свое
отношение к явлениям, процессам социальной действительности;
9) решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные
социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы
формирования, накопления и инвестирования сбережений;
10) владеть смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе
извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; уметь
составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу,
диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
11) владеть приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической,
аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в
Интернете;
12) анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать
социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в
том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о
моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом, используя
обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
13) оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности
(включая вопросы, связанные с личными финансами для оценки рисков осуществления финансовых
махинаций, применения недобросовестных практик), осознавать неприемлемость всех форм
антиобщественного поведения;
14) использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в
практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в
повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина и осознанного
выполнения гражданских обязанностей, для анализа потребления домашнего хозяйства, составления
личного финансового плана, для выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере, а также опыта публичного представления результатов своей деятельности
в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
15) использовать полученные знания для составления простейших документов (заявления,
обращения, личный финансовый план,);
16) осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей
современного российского общества (гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур), осознавать ценность культуры и
традиций народов России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1
Экономика — основа жизнедеятельности
человека
1.2
Рыночные отношения в экономике
Кол-во
часов
Электронные
образовательные ресурсы
5
https://m.edsoo.ru/7f419196
5
https://m.edsoo.ru/7f419196
№
п/п
1.3
1.4
1.5
Наименование разделов и тем программы
Финансовые отношения в экономике
Домашнее хозяйство
Экономические цели и функции государства
Итого по разделу
Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1 Культура, её многообразие и формы
2.2 Наука и образование в Российской Федерации
2.3 Роль религии в жизни общества
2.4 Роль искусства в жизни человека
2.5 Роль информации в современном мире
Итого по разделу
Защита проектов, итоговое повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Кол-во
часов
5
1
4
20
1
4
2
2
2
11
3
34
Электронные
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/7f419196
https://m.edsoo.ru/7f419196
https://m.edsoo.ru/7f419196
https://m.edsoo.ru/7f419196
https://m.edsoo.ru/7f419196
https://m.edsoo.ru/7f419196
https://m.edsoo.ru/7f419196
https://m.edsoo.ru/7f419196
https://m.edsoo.ru/7f419196
9 КЛАСС
№ Наименование разделов и тем программы
Кол-во
п/п
часов
Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1 Политика и политическая власть
3
1.2 Участие граждан в политике
3
6
Итого по разделу
Раздел 2. Гражданин и государство
2.1 Основы конституционного строя Российской
2
Федерации
2.2 Высшие органы публичной власти в
2
Российской Федерации
2.3 Государственно-территориальное устройство
2
Российской Федерации
2.4 Конституция Российской Федерации о
2
правовом статусе человека и гражданина
Итого по разделу
8
Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
3.1 Социальные общности и группы
2
3.2 Статусы и роли. Социализация личности.
4
Семья и её функции
3.3 Этносы и нации в современном обществе.
3
Социальная политика Российского государства
3.4 Отклоняющееся поведение и здоровый образ
2
жизни
Итого по разделу
11
5
Раздел 4. Человек в современном изменяющемся
мире
Защита проектов, итоговое повторение
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Электронные
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/7f41b414
https://m.edsoo.ru/7f41b414
https://m.edsoo.ru/7f41b414
https://m.edsoo.ru/7f41b414
https://m.edsoo.ru/7f41b414
https://m.edsoo.ru/7f41b414
https://m.edsoo.ru/7f41b414
https://m.edsoo.ru/7f41b414
https://m.edsoo.ru/7f41b414
https://m.edsoo.ru/7f41b414
https://m.edsoo.ru/7f41b414
https://m.edsoo.ru/7f41b414
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
N урока
Тема урока
Урок 1
Экономическая жизнь общества
Урок 2
Экономическая система и ее функции. Собственность
Урок 3
Производство - источник экономических благ
Урок 4
Предпринимательство
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
Урок 9
Урок 10
Урок 11
Урок 12
Урок 13
Урок 14
Деньги, обмен, торговля
Рыночная экономика. Конкуренция. Многообразие рынков
Спрос и предложение. Рыночное равновесие
Предприятие в экономике
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица
Финансовый рынок и финансовые посредники
Банковские услуги
Страховые услуги
Финансовая безопасность
Экономические функции домохозяйств
Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары
Урок 15
длительного пользования
Урок 16 Семейный бюджет и финансовое планирование
Урок 17 Экономические цели и функции государства
Налоги. Государственный бюджет. Государственная политика по развитию
Урок 18
конкуренции
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических
Урок 19
отношениях"
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических
Урок 20
отношениях". Контрольная работа
Урок 21 Культура, ее многообразие и формы.
Урок 22 Наука. Роль науки в развитии общества
Урок 23 Образование в современном обществе
Урок 24 Образование в Российской Федерации. Самообразование
Урок 25 Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации
Урок 26 Роль религии в жизни человека и общества
Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в
Урок 27
Российской Федерации
Урок 28 Что такое искусство. Виды искусств
Урок 29 Роль искусства в жизни человека и общества
Урок 30 Общество и его развитие. Информация и современный мир
Урок 31 Роль информации и информационных технологий в современном мире
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в мире культуры".
Урок 32
Контрольная работа
Урок 33 Защита проектов по теме по теме "Финансовая грамотность"
Итоговое повторение по темам "Человек в экономике", "Человек в мире
Урок 34
культуры"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34, из них уроков, отведенных на
контрольные работы (в том числе Всероссийские проверочные работы), - не более 3
9 класс
N урока
Урок 1
Урок 2
Тема урока
Политика и политическая власть
Государство - политическая организация общества
Урок 3
Урок 4
Политические режимы
Формы политического участия. Выборы, референдум
Политические партии, их роль в демократическом обществе. ОбщественноУрок 5
политические организации
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в политическом
Урок 6
измерении"
Урок 7
Основы конституционного строя Российской Федерации
Урок 8
Основы конституционного строя Российской Федерации
Урок 9
Высшие органы публичной власти в Российской Федерации
Урок 10 Государственное управление и противодействие коррупции
Урок 11 Государственно-территориальное устройство Российской Федерации
Урок 12 Местное самоуправление
Конституционный статус гражданина Российской Федерации. Гражданство
Урок 13
Российской Федерации
Повторительно-обобщающий урок по теме "Гражданин и государство".
Урок 14
Контрольная работа
Урок 15 Социальная структура общества
Урок 16 Социальная мобильность
Урок 17 Социальный статус человека в обществе
Урок 18 Социальные роли. Ролевой набор подростка
Урок 19 Социализация личности
Урок 20 Семья и ее функции
Урок 21 Этнос и нация. Россия - многонациональное государство
Урок 22 Этнос и нация. Россия - многонациональное государство
Урок 23 Социальная политика Российского государства
Урок 24 Отклоняющееся поведение
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в системе социальных
Урок 25
отношений"
Урок 26 Информационное общество
Урок 27 Сущность глобализации
Урок 28 Молодежь - активный участник общественной жизни
Урок 29 Профессии настоящего и будущего
Урок 30 Здоровый образ жизни. Мода и спорт
Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в политическом
Урок 31
измерении". Контрольная работа
Урок 32 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Гражданин и государство"
Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в системе социальных
Урок 33
отношений"
Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в современном
Урок 34
изменяющемся мире"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34, из них уроков, отведенных на
контрольные работы, - не более 3