Рабочая программа учебного курса «Обществознание» для обучающихся 8 классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко»

Согласовано

Принято

на заседании
методического объединения
от 29.08.2025

решением
Педагогического совета
протокол от 29.08.2025 № 1

Утверждено
МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»
____________М.А.Пчелкина
Приказ № 246-од
от «29 » августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 8 класса
Рабочая программа является частью ООП ООО
МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»

рп.Ныроб, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩ АЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания
учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное
общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста
особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг
с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия
социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в
современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и
гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению
Отечеству, приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания различных
источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной,
социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных
умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных
ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к
рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности
по учебному предмету «Обществознание» в 2025/2026 учебном году
Организация образовательного процесса и преподавание учебного предмета «Обществознание» в
образовательных организациях Российской Федерации в 2025/2026 учебном году осуществляется на основе
следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 19 декабря 2023 г № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2024 г. № 556 «Об утверждении
перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества
образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв.
приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287) (далее - ФГОС ООО);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом
Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413) (далее - ФГОС СОО);
- приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Федеральная образовательная программа основного общего образования (утв. приказом
Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370) (далее -ФОП ООО);
- Федеральная образовательная программа среднего общего образования (утв. приказом
Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371) (далее -ФОП СОО);
- приказ Минпросвещения России от 19 марта 2024 г. № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»;
- приказ Минпросвещения России от 09 октября 2024 г. № 704 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных
программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
 воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового ­самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
 развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности
правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской
Федерации;
 развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте,
становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к
высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
 формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний
и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных
сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения,
необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина;
 владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия
в жизни гражданского общества и государства);
 создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными
политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между
людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 2025/2026 учебном году на уровне основного общего образования преподавание учебного предмета
«Обществознание» в соответствии с федеральным учебным планом основного общего образования
предусматривается в 8 и 9 классах. На изучение предмета, как и ранее, отводится 1 час в неделю (всего 34 часа
за год по каждому классу).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический
выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность.
Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка.
Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового
рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы,
обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя
финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и
товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный
финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный
бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная
политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности.
Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе.
Образование в Российской Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода
вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской
Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и
информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения
с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных
сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения
модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.

Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение
содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной
школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовнонравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся
руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений.
Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся
установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального
поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России,
государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение)
и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный
выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимос­вязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной
средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления
и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных
знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в
соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать
терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию
стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наи­более подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации,
объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и
в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной
задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях
 осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных проявлениях,
экономических системах, собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых

отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежнокредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие конкуренции;
 характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах;
объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
 приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и проявления
основных функций различных финансовых посредников; использования способов повышения эффективности
производства;
 классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы
государственного регулирования экономики;
 сравнивать различные способы хозяйствования;
 устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в
государстве;
 использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов
экономической деятельности; для объяснения основных механизмов государственного регулирования
экономики, государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли и функций
предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового
поведения;
 определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству и развитию
собственного бизнеса;
 решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий,
на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных способов
повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в
сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
 овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели
(таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах
предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях безрабо­тицы;
 извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о тенденциях
развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества;
 анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать
социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
 оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической
рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих свои
экономические интересы; практики осуществления экономических действий на основе рационального выбора
в условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения эффективности
производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых
мошенничеств, применения недобросовестных практик);
 приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической
деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного
бюджета; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе
финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки
собственных перспектив в профессиональной сфере;
 приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление,
резюме);
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между
людьми разных культур.
Человек в мире культуры

 осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и
образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его
видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
 характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности,
гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную
культуру и информационную безопасность;
 приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования; влияния
образования на социализацию личности; правил информационной безопасности;
 классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
 сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;
 устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности,
взаимовлияние науки и образования;
 использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
 определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной культуре и
информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
 решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры;
 овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять
план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать
предложенные модели в текст;
 осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных
объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества
в Интернете в разных источниках информации;
 анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную информацию,
представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры,
науки и образования;
 оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
 использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в
сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и регламентом;
 приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных
культур, национальных и религиозных ценностей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п Наименование разделов и тем программы
Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1
Экономика — основа жизнедеятельности
человека
1.2
Рыночные отношения в экономике

Количество часов
Всего КР
ПР
5
5

1.3

Финансовые отношения в экономике

5

1.4

Домашнее хозяйство

1

1.5

Экономические цели и функции государства

4

Итого по разделу
Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1
Культура, её многообразие и формы

1

1

1

1

ЦОР
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

20
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

2.2

Наука и образование в Российской Федерации

4

2.3

Роль религии в жизни общества

2

2.4

Роль искусства в жизни человека

2

2.5

Роль информации в современном мире

2

Итого по разделу
Защита проектов, итоговое повторение

11
3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

3

3

№
п/п
1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Тема урока
Количество часов
Всего КР ПР
Экономическая жизнь общества
1
Экономическая
система
и
её
функции.
Собственность
Производство — источник экономических благ

1

Предпринимательство. Производительность труда.
Разделение труда
Деньги, обмен, торговля

1

1

7

Рыночная экономика. Конкуренция. Многообразие
рынков
Спрос и предложение. Рыночное равновесие

8

Предприятие в экономике

1

9

1

10

Заработная плата и стимулирование труда.
Занятость и безработица
Финансовый рынок и финансовые посредники

11

Банковские услуги

1

12

Страховые услуги

1

13

Защита прав потребителя финансовых услуг

1

14

Экономические функции домохозяйств

1

15

1

16

Потребление
домашних
хозяйств.
Потребительские товары и товары длительного
пользования
Источники доходов и расходов семьи

17

Экономические цели и функции государства

1

18

1

21

Налоги.
Государственный
бюджет.
Государственная
политика
по
развитию
конкуренции
Повторительно-обобщающий урок по теме
"Человек в экономических отношениях"
Повторительно-обобщающий урок по теме
"Человек в экономических отношениях"
Культура, её многообразие и формы.

22

Наука. Роль науки в развитии общества

1

23

Образование в современном обществе

1

24

Образование
в
Российской
Федерации.
Самообразование
Политика в сфере культуры и образования в
Российской Федерации

1

2
3
4
5
6

19
20

25

1

1
1

1

1

1

1

1
1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebfda0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebff6c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0124
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec06f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec091c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0e62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1132
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec12ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec14b6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec175e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1920
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1e70
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2046
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec21ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec23a2

1

1

ЦОР

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec255a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec27f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec29ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2b86
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec305e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec31da

26

Роль религии в жизни человека и общества

1

27

1

28

Национальные и мировые религии. Религии и
религиозные
объединения
в
Российской
Федерации
Что такое искусство. Виды искусств

29

Роль искусства в жизни человека и общества

1

30

Роль информации и информационных технологий
в современном мире
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Человек в мире культуры»
Защита проектов по теме по теме «Финансовая
грамотность»
Защита проектов по теме «Человек в экономике»

1

Итоговое повторение по темам «Человек в
экономике», "Человек в мире культуры»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

31
32
33
34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3356
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec34c8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec363a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec38c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3a5e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3bd0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3d60
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3f72
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec40e4

1

1

1

1
1

34

3

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».