Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 7 класса
составлена в соответствии с основными нормативными документами:
1. Федеральный закон № 273 - ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования»;
3. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования" (в действующей редакции);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
6. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.32821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования";
8. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»;
9. Учебный план 5-9 классов.
Основная цель предмета «Изобразительное искусство»
– развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного,
эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа
реальности и произведений искусства;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных
формах духовных ценностей;
• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в
ситуации неопределенности;
• формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной
среды и понимании красоты человека;
• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
• овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и
инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и
производственной среды.
Сведения о программе
Программа разработана на основе
авторской
программы ФГОС «Изобразительное
искусство» 5-9 классы под редакцией Б.М. Неменского. –М.: Просвещение, 2014г.
Обоснование выбора
Программа «Изобразительное искусство» для 7 классы основной школы предоставляет
большие возможности для профессионального роста учителя, активизации и творческого поиска
учащихся. В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности
для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и
дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с
личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Так как классы по уровню подготовки и творческим возможностям все разные и
художественный потенциал не одинаков.
Программа позволяет:
выбирать темы заданий, материала и технику работы для учащихся;
импровизировать в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в
форме поисковой, исследовательской работы: выбор темы, определение задач для каждого участника
поисково-исследовательской группы, проведение дискуссий, диалогов по итогам работы творческих
групп;
свободно выбирать ученику литературное произведение в работе над иллюстрацией;
индивидуальный подход к заданиям по композиции: в интерьере, портрете, пейзаже;
выбор учащимися произведения изобразительного искусства для анализа. Этот выбор не
ограничен, что делает исследовательскую работу в творческих группах полезной и интересной для
беседы на последующих уроках;
выражать собственное отношение к участию в подготовке и проведении народных
праздников, в процессе которых коллективное творчество не ограничивает дифференциацию задания
по желанию ученика.
Место и роль предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную
структуру практическую художественно творческую деятельность, художественно-эстетическое
восприятие произведений искусства и окружающей действительности.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный искусств живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного
искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает
возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной
деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе продолжение художественного характера, она включает в себя основы разных видов визуальнопространственных-эстетического образования, воспитания учащихся в основной школе и опирается
на полученный ими художественный опыт. Смысловая и логическая последовательность программы
обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа
объединяет практические художественно-творческие задания, художественно- эстетическое
восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную
структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.
Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса,
предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа
предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков
коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу
углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 7 классов - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению
собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности
художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка.
Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства.
Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в
сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет
способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению
жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь
собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Формы организации учебной деятельности
Основной формой проведения занятий по программе является урок.
Формы урока:
Урок индивидуального творчества;
Урок коллективной творческой работы;
Урок изучения нового материала;
Урок закрепления знаний, умений и навыков;
Комбинированный;
Обобщающий.
Методы:
Словесный (устное изложение учебного материала в форме лекции-беседы);
Объяснение (сопровождающее построения рисунка на классной доске или по шаблону);
Самостоятельная работа (с учебниками)
Наглядный (демонстрация учебно-наглядных пособий в виде плакатов, учебных таблиц,
моделей, натуральных объектов)
Практический (самостоятельное выполнение эскизов рисунка).
Технологии обучения
В основу проектов положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой
инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в
информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной
деятельности. Он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную,
парную, групповую.
Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение
исследований, создание альбомов, плакатов, инструкций и др. В ходе выполнения проекта учащийся
оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как
закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются
исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные
умения и навыки работы в команде.
Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного
обучения предполагает следующую деятельность обучающихся: ознакомление с областью и
содержанием предметного исследования; формулировка целей и задач исследования; сбор данных об
изучаемом объекте (явлении, процессе); проведение исследования (теоретического или
экспериментального) - выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и
проведение эксперимента; объяснение полученных данных; формулировка выводов, оформление
результатов работы.
Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие учебные действия, как умения
творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развитие наблюдательности,
воображения, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку
зрения (примеры проектов: "Нужно ли современному человеку искусство?", "Образ героев защитников в искусстве").
Дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности, в которой
учащиеся упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями по
обсуждаемой проблеме.
Во время дискуссии формируются умения общаться, формулировать и задавать вопросы,
отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника, способности к анализу и синтезу,
брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку
зрения, т.е. навыки социального общения и др.
Игра способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного
искусства. Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной мотивации
изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие ребят в учебном процессе и
вовлекает даже наиболее пассивных.
В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять
приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность,
ответственность.
Коллективно-творческая деятельность (КТД) на уроках позволяет интенсивно накапливать
положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно умение вести
диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением партнёра, ориентироваться на конечный
результат, причём не индивидуальный, а общий.
Дети учатся слушать и слышать других, критически анализировать и оценивать свою и чужую
точки зрения, аргументировать своё мнение, признавать свои ошибки или доказывать свою правоту,
находить в предположениях "рациональные зёрна", используя их, строить решения.
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для
творчества учителя и учащиеся. Для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по
искусству используют энциклопедии "Кирилла и Мефодия".
Учащиеся могут составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты,
создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки
искусства. Это могут быть слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству художника, а также
тесты-опросники по различным темам.
Виды и формы контроля
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации
контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и
учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в
нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного
образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания –
мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Тест.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно
диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов
обучения на отдельных его этапах.
Итоговый контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков,
проект, викторина, тест.
По способу проверки:
устный (беседа, контрольные вопросы);
письменный (письменные контрольные работы, вопросники, тесты);
практический;
По охвату учащихся:
индивидуальный (раздаточный проверочный материал, задания на карточках, кроссворды);
групповой (кроссворды, лото, игры);
фронтальный (вопросная форма беседы, опросники, викторины).
Информация о внесённых изменениях
С целью реализации краеведческого аспекта в программу добавлен урок «Жизнь в моем
посёлке в прошлых веках» (историческая тема в бытовом жанре). Исторический сюжет ссылки
М.Романова.
Планируемые результаты
Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам
освоения основной
образовательной
программой
общего
образования федерального
государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результатыосвоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому
и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. К истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил поведения; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
– развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального
и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
– формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение монологической контекстной речью;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования с учетом общих требований стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в
состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени
общего образования.
Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство»
должны отражать:
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие
эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности,
способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного
вкуса и творческого воображения;
– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения
мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
– освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной
среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и вразных техниках в
различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной
деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,
компьютерная графика, мультипликация и анимация);
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
В итоге освоения программы учащиеся должны:
– знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития
искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;
– знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах
(бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
– понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этойработы, роль эскизов
и этюдов;
– знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном
построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения,
соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
– чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников;
понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в
понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
– знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии
образа, созданного художником, на понимание событий истории;
– знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного
контекста;
– знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного
искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и
декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной
иллюстрации;
– называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и
отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической
картины XIX–XX столетий;
– иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях
картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли
творческой индивидуальности художника;
– иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями
пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
– получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по
представлению;
– научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
– развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной
жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
– получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры;
получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор
художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и
поиски способа ее выражения.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка 5 «отлично» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа
выразительна интересна.
Оценка 4 «хорошо» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не
имеет грубых ошибок.
Оценка 3 «удовлетворительно» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна,
в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка 2 «неудовлетворительно» - поставленные задачи не выполнены.
Планируемые результаты изучения учебного предмета по окончании 7 класса
Учащиеся должны:
знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа
развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его
изображения;
знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее
жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой
работы, роль эскизов и этюдов;
знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о
композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера
произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом
смысле;
чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве
художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни
человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства
в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного
художником, на понимание событий истории;
знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в
созданиикультурного контекста;
знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах
изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного,
изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль
художественной иллюстрации;
называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы
в
европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль иметь
представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины
мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли
творческой индивидуальности художника;
иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными
событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по
представлению;
научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей
ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной
русской тематической картины XIX-XX столетий культуры; получить творческий опыт в построении
тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала,
формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. http://www. standart.edu.ru
Сетевое объединение методистов «СОМ». http://som.fio.ru
Портал «Все образование». http://catalog.alledu.ru
Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
Музейные головоломки. http://muzeinie-golovolomki.ru
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных
художников.http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств. http://www.museum-online.ru
Академия художеств Бибигон. http://www.bibigon.ru
Словарь терминов искусства. http://www.artdic.ru/index.htm
http://www.orientmuseum.ru/art/roerich
http://www.artsait.ru
Информационно-коммуникативные средства:
/ Гос. Русский музей, Российский центр
музейной педагогики и детского творчества, Российская академия образования. – СПб: Гос. Рус.
Музей; студия «Квадрат Фильм», 2003–2005. – (Серия образовательных видеофильмов «Русский
музей – детям»).
Шедевры русской живописи. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2002.
– [Б. м.]: ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2005.
зительного искусства. – [Б. м.]: ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2005.
– Издательский дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006.
Содержание курса
Изобразительное искусство в жизни человека
Изображение фигуры человека и образ человека
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина. Бытовой исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.
Жизнь в моём городе в прошлые века (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве ХIХ века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль искусства в картины в искусстве ХХ века.
Реальность жизни и художественный образ
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном
искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие проекты.
Тематическое планирование
Тема урока
№
Часы
п/п
1
ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
8
2
3
4
ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ
РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
ИТОГО
10
10
6
34
Календарно – тематическое планирование
№
Тема урока
п/
Дата проведения урока
план
п
ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА (8 ч)
1
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии.
Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и
совершенство конструкции идеального тела человека
2
Пропорции и строение фигуры человека.
Конструкция фигуры человека и основные пропорции.
Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их
индивидуальная изменчивость. Стартовый контроль
3
Пропорции и строение фигуры человека.
Схемы движения человека
4
Красота фигуры человека в движении.
Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Виды
скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека.
Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего
Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья, эпохи
Возрождения (работы Донателло, Микеланджело)
5
Красота фигуры человека в движении.
факт
Лепка фигуры человека (спортсмен)
6
Набросок фигуры человека (с натуры).
Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков.
Главное
и
второстепенное
в
изображении.
Деталь,
выразительность детали. Образная выразительность фигуры;
форма и складки одежды на фигуре человека
7
Набросок фигуры человека (по представлению).
8
Понимание красоты человека в европейском и русском
искусстве.
Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике.
Пути поиска красоты человека. Понимание красоты человека в
античном искусстве. Духовная красота в искусстве Средних
веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом
искусстве Европы. Драматический образ человека в европейском
и русском искусстве.
Первая четверть: 8 часов
ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (10 ч)
9
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры в
искусстве разных эпох.
Понятие «жанр». Жанры в живописи, графике, скульптуре.
Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический,
мифологический жанры и тематическое богатство внутри их.
(Бейгель, Ж. –Б. Шарден, В. Ван Гог, Э. Дега)
10
Творчество А.Г. Венецианова П.А. Федотова
Художественное
направление
19
века
(реализм).
История
развития бытового жанра в России. Творчество А.Г. Венецианова
и П.А. Федотова
11
Творчество художников передвижников.
История создания передвижников. Художник – выразитель
мыслей, чувств своего времени. Творчество Крамского, И. Репина,
В. Перова
12
Государственная Третьяковская галерея.
История создания галереи. П.М. Третьяков – человек, гражданин.
Третьяковская галерея – крупнейший музей русского искусства в
Москве. Творчество В. Васнецова
13
Жизнь в прошлых веках (историческая тема в бытовом
жанре).
Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и
укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный
художниками, и его значение в представлении народа о самом
себе
14
Жизнь в моем посёлке в прошлых веках (историческая тема в
бытовом жанре).
М.Романов – короткая жизнь на Ныробской земле. Исторический
сюжет ссылки М.Романова
15
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.
Произведения искусства на темы будней и их значение в
понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие
жизни. Умение художника видеть значимость каждого момента
жизни. Творчество Ю. Пименова, Пластова, Дейнеки
16
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Выполнение
композиционных рисунков на темы: «Жизнь моей семьи», «Жизнь
людей на улицах моего города»
Вторая четверть: 8 часов
17
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема
праздника в бытовом жанре).
Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как
яркое проявление народного духа, национального характера.
18
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема
праздника в бытовом жанре). Коллаж
ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (10ч)
19
Монументальная живопись. Виды живописи.
Монументальная живопись эпохи Средневековья и
Возрождения. Фрески Микеланджело и Рафаэля.
Мозаика.Выполнение витражной /смешанная техника/ или
мозаичной композиции
20
Искусство Древней Руси.
Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней
Руси, их символичность, обращённость к внутреннему миру
человека. Древние памятники Новгорода, Владимира,
Москвы. Фрески Дионисия. Икона А. Рублёва «Троица».
21
Храмы Древней Руси.
Выполнение коллективной фризовой композиции «Храмы
Древней Руси».
22
Библейские темы в станковой живописи.
История создания и анализ произведений станковой
живописи: Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Рембрандт
«Возвращение блудного сына», И.Иванов «Явление Христа
народу».
23
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Значение станковой картины в русском искусстве. Большая
тематическая картина и её особая роль в искусстве России.
Картина – философское размышление, событие
общественной жизни. Отношение к прошлому как
понимание современности. Правда жизни и правда
искусства. Великие русские живописцы XIX столетия.
24
Процесс работы над тематической картиной.
Темы
исторического
прошлого
в
произведениях
Пушкина.
Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания
картины. Реальность жизни и художественный образ.
Обобщение и детализация.
Выполнение композиции на историческую тему.
25
Процесс
работы
над
тематической
картиной.Темы
исторического прошлого в произведениях Пушкина.
Выполнение работы в цвете
26
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Виды скульптуры. Роль монументальных памятников в
формировании исторической памяти народа. Э.М. Фальконе
«Медный всадник», И. Мартос «Памятник Минину и
Пожарскому».
Третья четверть: 10 часов
27
Тема Великой Отечественной войны в станковом и
монументальном искусстве России. (А. Дайнека, А
Пластов, Б. Неменский). Художник – творец, гражданин.
Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане
28
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Композиция памятника герою.
Скульптурное изображение человека в искусстве.
РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (6 ч)
29
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Виды графики: книжная графика. Слово и изображение.
Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы
литературного произведения, стиль автора, настроение и
атмосферу произведения, а так же своеобразие понимания его
художником. Известные иллюстраторы книги
30
Искусство иллюстрации. Композиция по созданию
иллюстрации.
Композиция иллюстрации всегда выстраивается вокруг главного
объекта.
31
Искусство иллюстрации. Цвет является главным в передаче
настроения.
32
История искусства и история человечества. Стиль и
направление в изобразительном искусстве.
Стили и направления в русском искусстве Нового времени
(классицизм, реализм, символизм, модерн)
33
Личность художника и мир его времени в произведениях
искусства.
Соотношение всеобщего в искусстве. Стиль автора и возрастание
творческой свободы и оригинальной инициативы художника.
Художественные направлению в искусстве XX века. Творчество
П.Пикассо.
Мини – сочинение на тему «Моё любимое произведение
искусства»
34
Стиль и направления в изобразительном искусстве.
Итоговый контроль
Четвёртая четверть: 9 часов
ИТОГО:
34
ЧАСА