6_class Изобразительное искусство
Пояснительная записка к рабочей программе предмета «Изобразительное искусство» 6 класс Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности ученика школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы. Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении среднеклассников. Цели и задачи. Одной из самых главных целей преподавания искусства является развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания, развитие художественнотворческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительнообразной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»: — формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; — освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; — формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; — развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; — формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; — воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; — развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; — овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки; — овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются: 1. Федеральный закон № 273 - ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; 3. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (в действующей редакции); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 6. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.32821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"; 8. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»; 9. Учебный план 5-9 классов. Обоснование выбора программы. Программа «Искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные виды искусства. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности – изобразительной, декоративной, конструктивной. Основные принципы программы: 1) целостная система введения в художественную культуру; 2) принцип «от жизни через искусство к жизни»; 3) принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы; 4) принцип единства восприятия и созидания; 5) проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта; 6) развитие художественно-образного мышления; На уроках данной программы вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров. Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Три вида художественной деятельности сопутствуют учащимся все годы обучения и представлены в игровой форме. В авторскую программу изменения не внесены. Место и роль предмета. Предмет «Изобразительное искусство» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю. Данная Рабочая программа ориентирована на 34 учебных часа. Формы организации учебного процесса различны: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная. Для рациональной организации педагогического процесса в большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных особенностей учащихся при определении домашнего задания. Технологии обучения. Обучение строится поэтапно с учётом формирования деятельности: от отработки отдельных действий к их взаимосвязи и целостности деятельности, от осуществления действий по опорам к осуществлению действий без опор. Содержание рабочей программы Содержание программы распределено по четвертям – ступеням, которые выстраиваются последовательно. Особое внимание уделяется на конструирование объёмной формы с последующим её декорированием. Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека» - 34 часа. Содержание. • Виды изобразительного искусства – виды изобразительных и пластических искусств. • Мир наших вещей. Натюрморт. – изображение предметного мира • Вглядываясь в человека. Портрет – образный язык портретного жанра. • Человек и пространство в изобразительном искусстве – Правила изображения глубины пространства. Учебно-тематический план • Виды изобразительного искусства – 8ч. • Мир наших вещей – 8 часов • Вглядываясь в человека. Портрет – 10 часов. • Человек и пространство в изобразительном искусстве – 8 часов • Итоговый урок -1час Требования к уровню подготовки обучающихся. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: — воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; — формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; — формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; — формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; — развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; — формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; — осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; — развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: — умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; — умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; — умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; — умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: — формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; — развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; — освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); — воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; — приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); — приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); — развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; — осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; — развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения изобразительному искусству Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: просвещение, 2015. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы : учеб. пособие для общеобразоват.организаций / [Б. М. Неменский, Л. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4е изд. — М. : Просвещение Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс / [Л. А. Неменская, И. Б. Полякова, Т. А. Мухина, Т. С. Горбачевская]; под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение,2012. — 159 с. Средства обучения • Компьютер • Таблицы по декоративно-прикладному искусству • Репродукции картин разных художников. • Муляжи для рисования • Тела геометрические • • №п/п 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Предметы для натурной постановки (кувшины, вазы и др.). Детские работы как примеры выполнения творческих заданий. Календарно-тематическое планирование Тема урока Дата проведения (планируемая) Виды изобразительного искусства и основы образного языка Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Рисунок — основа изобразительного творчества Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения Мир наших вещей. Натюрморт Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира — натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Вглядываясь в человека. Портрет Образ человека — главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века. Человек и пространство. Пейзаж Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж — большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Итоговый урок Дата проведения (фактическая)