6_class Изобразительное искусство

Пояснительная записка к рабочей программе предмета «Изобразительное искусство» 6 класс
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный
способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной
художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и
зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие
личности ученика школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании
художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль
искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой
стержень программы.
Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении
среднеклассников.
Цели и задачи.
Одной из самых главных целей преподавания искусства является развитие у ребенка интереса
к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних
переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания, развитие художественнотворческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительнообразной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
— формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа
реальности и произведений искусства;
— освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных
формах духовных ценностей;
— формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной
формы;
— развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в
ситуации неопределенности;
— формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности;
— воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды и понимании красоты человека;
— развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
— овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть
реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе
его эмоционально-нравственной оценки;
— овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами
и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и
производственной среды.
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей
программы, являются:
1. Федеральный закон № 273 - ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования»;
3. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования" (в действующей редакции);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
6. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.32821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования";
8. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»;
9. Учебный план 5-9 классов.
Обоснование выбора программы.
Программа «Искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в
себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное
и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные виды искусства. Систематизирующим
методом является выделение трех основных видов художественной деятельности – изобразительной,
декоративной, конструктивной.
Основные принципы программы:
1)
целостная система введения в художественную культуру;
2)
принцип «от жизни через искусство к жизни»;
3)
принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы;
4)
принцип единства восприятия и созидания;
5)
проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта;
6)
развитие художественно-образного мышления;
На уроках данной программы вводится игровая драматургия по изучаемой теме,
прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта
творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы
коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных
интерьеров.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить
прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Три вида
художественной деятельности сопутствуют учащимся все годы обучения и представлены в игровой
форме.
В авторскую программу изменения не внесены.
Место и роль предмета.
Предмет «Изобразительное искусство» изучается на уровне основного общего образования в
качестве обязательного предмета. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1
час в неделю. Данная Рабочая программа ориентирована на 34 учебных часа.
Формы организации учебного процесса различны: индивидуальная, групповая,
фронтальная, парная. Для рациональной организации педагогического процесса в большое значение
имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных
особенностей учащихся при определении домашнего задания.
Технологии обучения.
Обучение строится поэтапно с учётом формирования деятельности: от отработки отдельных
действий к их взаимосвязи и целостности деятельности, от осуществления действий по опорам к
осуществлению действий без опор.
Содержание рабочей программы
Содержание программы распределено по четвертям – ступеням, которые выстраиваются
последовательно. Особое внимание уделяется на конструирование объёмной формы с последующим
её декорированием.
Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека» - 34 часа.

Содержание.
• Виды изобразительного искусства – виды изобразительных и пластических искусств.
• Мир наших вещей. Натюрморт. – изображение предметного мира
• Вглядываясь в человека. Портрет – образный язык портретного жанра.
• Человек и пространство в изобразительном искусстве – Правила изображения глубины
пространства.
Учебно-тематический план
• Виды изобразительного искусства – 8ч.
• Мир наших вещей – 8 часов
• Вглядываясь в человека. Портрет – 10 часов.
• Человек и пространство в изобразительном искусстве – 8 часов
• Итоговый урок -1час
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на
занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство»:
— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
традиционных ценностей многонационального российского общества;
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
— развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
— осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
—
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
—
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
—
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
—
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;

—
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
—
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
— формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие
эстетического,
эмоционально- ценностного
видения
окружающего
мира;
развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления,
художественного вкуса и творческого воображения;
— развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры;
— освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
— воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной
среды, в понимании красоты человека;
— приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);
— приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках
в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах
художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
— развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности;
— осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
—
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения изобразительному искусству
Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса общеобразовательных
учреждений. – М.: просвещение, 2015.
Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8
классы : учеб. пособие для общеобразоват.организаций / [Б. М. Неменский, Л. Неменская, Н. А.
Горяева, А. С. Питерских]. — 4е изд. — М. : Просвещение
Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6
класс / [Л. А. Неменская, И. Б. Полякова, Т. А. Мухина, Т. С. Горбачевская]; под ред. Б. М.
Неменского. — М.: Просвещение,2012. — 159 с.
Средства обучения
•
Компьютер
•
Таблицы по декоративно-прикладному искусству
•
Репродукции картин разных художников.
•
Муляжи для рисования
•
Тела геометрические

•
•
№п/п

1.
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Предметы для натурной постановки (кувшины, вазы и др.).
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Дата проведения
(планируемая)
Виды изобразительного искусства и основы
образного языка
Изобразительное искусство. Семья
пространственных искусств.
Рисунок — основа изобразительного творчества
Линия и ее выразительные возможности. Ритм
линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре. Основы
языка изображения
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего
мира.
Изображение объема на плоскости и линейная
перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные
пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная
перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного
искусства. Язык и смысл.
Итоговый урок

Дата проведения
(фактическая)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».