Учебный план начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В. Флоренко» на 2024-2025 учебный год

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) Вариант 1
МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»
(является основной частью АООП НОО для обучающихся
с УО (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
Приказ №313-од, от 30.08.2024года)
Учебный план АООП НОО обучающихся с УО (Вариант 1) в целом соответствует
обязательным требованиям ФГОС НОО и АФООП, в том числе требованиям о включении во
внеурочную деятельность коррекционных курсов по Программе коррекционной работы.
Учебный план, реализующий адаптированные основные общеобразовательные
программы образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является частью адаптированных
основных общеобразовательных программ начального общего образования МАОУ
«Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»: фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам, в том числе соответствует требованиям о включении во внеурочную деятельность
коррекционных курсов по Программе коррекционной работы.
Разработаны образовательные программы в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными
основными общеобразовательными программами.
Учебный план разработан в соответствии:
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014
г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014
г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. №
1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 г. № 69
«О внесении в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства Просвещения Российской Федерации от22.03.2022 г. № 155»;
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и

оздоровления детей и молодёжи»».
Согласно статье 79 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в РФ»:
содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной
программой (для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида) при условии создания специальных условий;
под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую
техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах
или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образовательной
организации может включать как один, так и несколько учебных планов. Количество учебных
планов в АООП зависит от количества нозологических групп обучающихся с ОВЗ в
образовательной организации.
Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП может быть применена
сетевая форма её реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при
необходимости с использованием ресурсов и иных организаций. (Статья 15 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
АООП адаптируется с учётом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее — ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной
программой реабилитации или абилитации инвалида (далее — ИПРА) в части создания
специальных условий получения образования.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с ОВЗ
осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее
— ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого- медикопедагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Учебный план для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по
адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) состоит из двух частей – обязательной части
и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в школе в учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфичных) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,

включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Время, отведённое на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается
при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при
определении объёмов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из
часов внеурочной деятельности.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы
образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой.
Учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся I доп., I–IV классов
Примерный недельный учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
дополнительный первый класс (I1)-IV классы
Предметные области
Классы
Количество часов в
Всего
неделю
Учебные предметы
I1
I
II
III IV
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
2
3
3
3
3
14
практика
1.2.Чтение
2
3
4
4
4
17
1.3.Речевая практика
3
2
2
2
2
11
2. Математика
2.1.Математика
3
3
4
4
4
18
3. Естествознание
3.1. Мир природы и человека
2
2
1
1
1
7
4. Искусство
4.1. Музыка
2
2
1
1
1
7
4.2. Изобразительное искусство
2
1
1
1
1
6
5. Физическая культура 5.1. Физическая культура
3
3
3
3
3
15
6. Технологии
6.1. Ручной труд
2
2
1
1
1
7
102
Итого
21 21 20 20 20
3
3
3
9
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5- 21 21 23 23 23
111
дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные 6
6
6
6
6
30
занятия и ритмика):
Внеурочная деятельность:
4
4
4
4
4
20
Всего к финансированию
31 31 33 33 33
161
Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной
учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели во II - IV классах).
Формы промежуточной аттестации обучающихся
Освоение основной образовательной программы начального общего образования
сопровождается годовой промежуточной аттестацией обучающихся. Промежуточная

аттестация проходит согласно Положению о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко».
Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года по каждому
учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), предусмотренных учебным планом.
Промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса осуществляется в соответствии с
безотметочной системой оценивания. Обучающимся 1 - го класса, итоговые оценки не
выставляются, допускается лишь словесная объяснительная оценка, обучение проводится без
домашних заданий.
Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных
(полугодовых) промежуточных аттестаций, и представляет собой результат четвертной
(полугодовой) аттестации в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль
осваивался обучающимся в срок одной четверти (полугодия), либо среднее арифметическое
результатов четвертных (полугодовых) аттестаций в случае, если учебный предмет, курс,
дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок более одной четверти (полугодия).
Критерии оценивания успешности продвижения обучающихся с ОВЗ
Вследствие того, что образование лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) не является цензовым (п. 13, ст. 60 Федерального закона Российской
Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»),
отметки в баллах, выставляемые обучающимся, также не являются "цензовыми", т.е. они не
могут быть приравнены к оценкам учащихся общеобразовательных школ, а являются лишь
показателем успешности продвижения воспитанников по отношению к самим себе.
При планировании предполагаемых результатов по освоению рабочих программ по
предметам, педагогам необходимо определить уровень возможностей каждого обучающегося,
исходя из его интеллектуальных нарушений, согласно которому использовать определённые
критерии оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения.
1-й уровень: Обучающиеся, способные в полном объёме освоить адаптированную
образовательную программу для детей с умственной отсталостью. Они понимают
фронтальное объяснение учителя, способны самостоятельно применять полученные знания с
опорой на наглядность.
2-й уровень: Обучающиеся, способные освоить адаптированную образовательную
программу для детей с умственной отсталостью в меньшем объёме, с дозированной по
интенсивности и по сложности материала индивидуальной образовательной нагрузкой.
Обучающиеся данной категории, в силу структуры интеллектуальных нарушений,
испытывают трудности при усвоении программного материала и нуждаются в разнообразных
видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Они способны
применить правила только при выполнении аналогичного задания, однако каждое измененное
задание воспринимается ими как новое.
3-й уровень: Обучающиеся с комплексными нарушениями в развитии и со сложным
интеллектуальным дефектом, не способные освоить программу, кроме отдельных разделов,
избирательно, в зависимости от степени выраженности дефекта и потенциальных
возможностей, под контролем и с помощью взрослого в сопряжённом режиме на самом
низком уровне. Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого ребёнка.
Оценка обучающихся 2-9-х классов исключая первое полугодие 5-го класса по всем
учебным предметам, кроме коррекционного блока, осуществляется по 5-бальной системе (с
измененной шкалой оценивания) по каждому предмету
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно,
«2» - неудовлетворительно.
В один учебный день допустимо проводить только одну письменную контрольную
работу, а в течение учебной недели - не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные

работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни недели.
Проверяются и оцениваются все письменные работы. При оценке знаний, умений и
навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности интеллектуального развития
обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем
потенциальных возможностей можно предлагать более легкие варианты заданий. При оценке
письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует
снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей. К ученикам с
нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные
стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе
выполнения работы и т.п.).
В ходе текущего контроля успеваемости педагоги используют критерии для оценки
знаний обучающихся, которые прописаны в рабочей программе по предмету.
Все мероприятия по оценке качества образования в ходе текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации проводятся согласно годовому учебному плану
школы по графику, утвержденному директором школы.
Оценка качества индивидуальных образовательных достижений включает в себя:
текущую оценку знаний;
административные мониторинговые исследования.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков выставляется:
за каждую учебную четверть (кроме первого полугодия пятого класса) и за год. Знания,
умения и навыки обучающихся оцениваются отметкой;
основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты устного опроса,
текущих и итоговых контрольных работ, наблюдений учителя за повседневной работой
ученика;
при
проведении
контрольного
урока
осуществляется
индивидуальнодифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных
по сложности и объему контрольных заданий в соответствии с уровнем освоения программы
каждым обучающимся.
Оценка качества индивидуальных образовательных достижений по предметам
обучающихся (II, III уровень) при промежуточной аттестации.
Результаты промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающегося,
осваивающего основную образовательную программу, отражаются в классном журнале.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».