Учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В. Флоренко» на 2024-2024 учебный год
УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, Вариант 7.2 МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» (является основной частью АООП НОО для обучающихся с ЗПР, вариант 7.2. Приказ №313-од, от 30.08.2024года) Учебный план МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко», реализующий АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) (далее — учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования обучающихся начальных классов с ЗПР, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом. Учебный план разработан в соответствии: приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 г. № 69 «О внесении в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от22.03.2022 г. № 155»; постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»»; Устав МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко». Учебный план выполняет следующие функции: обеспечение прав учащихся на полноценное образование; обеспечение максимально возможного качества образования и воспитания; улучшение здоровья, самочувствия и настроения учащихся; адаптация личности к жизни в обществе; создание условий для обеспечения развития детей с ограниченными возможностями здоровья, социально и педагогически запущенных школьников, с учетом их возможностей и потребностей. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР: формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; готовность обучающихся к продолжению образования на последующем уровне основного общего образования; формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Согласно статье 79 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»: содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой (для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида) при условии создания специальных условий; под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Адаптированная основная общеобразовательная программа образовательной организации может включать как один, так и несколько учебных планов. Количество учебных планов в АООП зависит от количества нозологических групп обучающихся с ОВЗ в образовательной организации. Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП может быть применена сетевая форма её реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций. (Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») АООП адаптируется с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее — ИПРА) в части создания специальных условий получения образования. Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого- медикопедагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учебный план для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в школе в учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфичных) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведённое на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объёмов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Учебный план начального общего образования (недельный/годовой) обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) Классы Количество часов в неделю Предметные Всего Учебные I II III области I доп. IV предметы Обязательная часть Русский язык и Русский язык 5/165 5/165 5/170 4/136 4/136 23/772 литературное Литературное 4/132 4/132 4/136 4/136 3/102 19/638 чтение чтение Иностранный язык Иностранный 1/34 1/34 2/68 язык Математика и Математика 4/132 4/132 4/136 4/136 4/136 20/672 информатика Обществознание и Окружающий 2/66 2/66 2/68 2/68 2/68 10/336 естествознание мир Основы Основы 1/34 1/34 религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура религиозных культур и светской этики Музыка Изобразительн ое искусство Труд (технология) Физическая культура (Адаптивная физическая культура) Итого Часть, формируемая участниками образовательного процесса Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую работу) коррекционно-развивающая работа коррекционно-развивающие занятия ритмика другие направления внеурочной деятельности Всего 1/33 1/33 1/33 1/33 1/34 1/33 1/34 1/34 1/34 1/34 5/168 5/168 1/33 1/33 1/33 1/34 1/34 5/168 3/99 3/99 3/102 3/102 3/102 15/504 21/693 - 21/693 - 21/714 2/68 21/714 2/68 21/714 2/68 15/504 2/68 21/693 21/693 23/782 23/782 23/782 111/3732 10/330 10/330 10/340 10/340 10/340 50/1680 7/231 6/198 1/33 3/99 7/231 6/198 1/33 3/99 7/238 6/204 1/34 3/102 7/238 6/204 1/34 3/102 7/238 6/204 1/34 3/102 35/1176 30/1008 5/168 15/504 31/102 31/102 33/102 33/102 33/1022 161/5412 3 3 2 2 Формы промежуточной аттестации обучающихся Освоение основной образовательной программы начального общего образования сопровождается годовой промежуточной аттестацией обучающихся. Промежуточная аттестация проходит согласно Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко». Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), предусмотренных учебным планом. Промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса осуществляется в соответствии с безотметочной системой оценивания. Обучающимся 1 - го класса, итоговые оценки не выставляются, допускается лишь словесная объяснительная оценка, обучение проводится без домашних заданий. Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных (полугодовых) промежуточных аттестаций, и представляет собой результат четвертной (полугодовой) аттестации в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок одной четверти (полугодия), либо среднее арифметическое результатов четвертных (полугодовых) аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок более одной четверти (полугодия). Критерии оценивания успешности продвижения обучающихся с ОВЗ Вследствие того, что образование лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не является цензовым (п. 13, ст. 60 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), отметки в баллах, выставляемые обучающимся, также не являются «цензовыми», т.е. они не могут быть приравнены к оценкам учащихся общеобразовательных школ, а являются лишь показателем успешности продвижения воспитанников по отношению к самим себе. При планировании предполагаемых результатов по освоению рабочих программ по предметам, педагогам необходимо определить уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его интеллектуальных нарушений, согласно которому использовать определённые критерии оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения. Результаты промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающегося, осваивающего основную образовательную программу, отражаются в классном журнале. Формы промежуточной аттестация обучающихся Классы Предмет 1 А,Б Русский язык Математика Окружающий мир Литературное чтение Музыка ИЗО Физическая культура Труд (технология) 2 3 4 А, Б Русский язык Математика Окружающий мир Литературное чтение Иностранный язык Музыка ИЗО Физическая культура Труд (технология) Русский язык Математика Окружающий мир Литературное чтение Иностранный язык Музыка ИЗО Физическая культура Труд (технология) Русский язык Математика Окружающий мир Литературное чтение Иностранный язык Музыка ИЗО Физическая культура Основы религиозных культур и светской этики Труд (технология) Форма аттестации Контрольное списывание с грамматическим заданием Итоговый тест Тестирование, собеседование Проверка навыков чтения Итоговое оценивание за год Зачетная работа (рисунок на заданную тему) Сдача учебных нормативов Зачётная работа (выставка поделок) Диктант и грамматические задания Письменная контрольная работа Тестирование, собеседование Проверка навыков чтения Собеседование Итоговое оценивание за год Зачетная работа (рисунок на заданную тему) Сдача учебных нормативов Зачетная работа (выставка поделок) диктант и грамматические задания письменная контрольная работа Тестирование, собеседование Проверка навыков чтения Собеседование Итоговое оценивание за год Защита проектов (рисунок на заданную тему) Сдача учебных нормативов Зачетная работа (выставка поделок) Диктант и грамматические задания Письменная контрольная работа Тестирование, собеседование Проверка навыков чтения Проверка навыков чтения Итоговое оценивание за год Защита проектов (рисунок на заданную тему) Сдача учебных нормативов Собеседование Зачётная работа (выставка поделок) Сроки 14 апреля – 7 мая 14 апреля – 7 мая 14 апреля – 7 мая 14 апреля – 7 мая