ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («ДОРОЖНАЯ КАРТА») по обеспечению условий доступной среды для инвалидов (МГН) МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» на 2024 – 2030гг
1. Пояснительная записка Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе, равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности в целях повышения уровня и качества их жизни. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм (согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней, в том числе с использованием специальных, адаптированных носителей. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов, в том числе об объектах социальной инфраструктуры и оказываемых ими услугах (с учетом требований доступности объектов и услуг для граждан с различными видами нарушений функций и ограничений жизнедеятельности). Согласно Конвенции «О правах инвалидов» (ООН, 2006, ратифицирована Российской Федерацией 03.05.2012) для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (зданиям и сооружениям), транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам должен реализовываться комплекс мер, включая: выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, которые, в частности, распространяются на здания, дороги, транспорт и другие объекты, в том числе образовательные учреждения, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места, а также на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы. Таким образом, инклюзивный подход к образованию детей-инвалидов связан с социальным заказом общества и государства. В целом система обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов использует потенциал общеобразовательных учреждений и ориентирована на наиболее часто встречающиеся проблемы ребенка. Обоснование целей обеспечения доступности для инвалидов, а также возможностей их достижения в установленные сроки План мероприятий («дорожная карта») Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Ныробская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко» (далее МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» – образовательная организация) направлен на обеспечение условий по повышению значений показателей доступности для инвалидов к объекту МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» (далее объект) и предоставляемым на нем услугам (далее-услуги) в сфере образования. План разработан с учетом требований приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015года №1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации…». Согласно указанному Федеральному закону специальные условия для получения образования подразумевают условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Целью «дорожной карты» является поэтапное повышение с учетом финансовых возможностей уровня доступности для инвалидов к объекту и предоставляемым на нем услугам в сфере образования, в том числе: обеспечение условий доступности для инвалидов объекта сферы образования; обеспечение условий для беспрепятственного пользования инвалидам услугами в сфере образования; полноценная интеграция инвалидов в общество. «Дорожная карта» предусматривает реализацию комплекса мероприятий по следующим основным направлениям: 1. Обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления образовательных услуг в рамках совершенствования системы реабилитации инвалидов в образовательном учреждении. В рамках указанного направления в Школе необходимо решить задачу по укреплению материальнотехнической базы для проведения комплексной педагогической и социальной реабилитации инвалидов. 2. Обеспечение устойчивого формирования доступной среды для инвалидов в Школе. В рамках указанного направления в Школе предполагается: проведение обследования доступной среды для инвалидов к объектам и услугам, предоставляемых Школой; размещение на официальном сайте Школы информационных, справочных пособий по формированию доступной среды и организации обучения инвалидов; оснащение Школы специальным, в том числе учебным оборудованием (в целях обеспечения физической доступности Школы), для организации образования инвалидов. 3. Создание условий доступности образования, в том числе создание безбарьерной среды для детей-инвалидов в Школе. Данное направление предполагает: создание системы и проведение мониторинга педагогического сопровождения и успешной социализации детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; повышение эффективности педагогического сопровождения воспитывающихся в Школе; создание в Школе доступной образовательной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для обеспечения доступности зданий и сооружений необходимо решить задачи: по приспособлению входных групп, лестниц, зон оказания услуг, прилегающей территории; разработка механизмов, обеспечивающих доступность услуг в сфере образования для различных категорий детей- инвалидов, в том числе по созданию безбарьерной среды; разработка моделей реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения - детьми-инвалидами образования в обычном образовательном учреждении; проведение обучающих мероприятий для специалистов и педагогов по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами общего образования; осуществление сотрудничества с общественными организациями, инициирующими вопросы совместного образования детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях на принципах социального партнѐрства. 4. Программно-методическое сопровождение образовательного процесса детей-инвалидов в различных образовательных моделях. 5. Создание условий для обеспечения качества образования детейинвалидов в Школе. Данное направление предполагает: разработку системы мониторинга по оценке качества образования детейинвалидов; моделирование инфраструктурных компонентов и содержательного наполнения образовательной среды в условиях совместного образования; проведение анализа действующих правоприменительных практик образования детей-инвалидов в различных образовательных моделях; создание собственной системы образования для детей с ОВЗ, состоящую из различных современных образовательных моделей, обеспечивающих свободу выбора образовательного маршрута. 6. Планируемое повышение значений показателей доступности объектов и услуг и сроки их достижения определены в «дорожной карте», исходя из норм и требований: Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.07.2013); Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам; Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»; Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 605 «Об утверждении свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012)»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015года №1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования. 7. Основные ожидаемые результаты реализации «дорожной карты»: поэтапное выполнение запланированных значений (показателей) доступности объекта и услуг с учетом финансовых возможностей организации, предоставляющей услуги в сфере образования; обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту и предоставляемым услугам согласно запланированным показателям Плана мероприятий («дорожной карты») МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» Реализация «дорожной карты» позволит сформировать условия для устойчивого развития доступной среды для инвалидов, повысить доступность и качество предоставляемых инвалидам услуг в сфере образования, преодолеть социальную разобщенность. Сроки реализации Плана мероприятий «дорожной карты» – 2024–2030 годы. Результатом реализации «дорожной карты» является повышение к 2030 году значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования. 2. Таблица повышения значений показателей доступности для инвалидов объекта МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» № 1 2 3 3.1. Наименование условий доступности для инвалидов объекта и услуг Наличие в Школе транспортных средств, используемых для перевозки инвалидов Планируемое проведение на объекте капитального ремонта, реконструкции, модернизации, которые полностью будут соответствовать требованиям доступности для инвалидов к объекту и услугам Наличие доступа к объекту инвалидов (до проведения капитального ремонта или реконструкции) и к месту предоставления услуги (наличие архитектурных преобразований на объекте: асфальтовое покрытие, таблички на территории школы Предоставление необходимых услуг в дистанционном режиме Ед. измер ения шт Значение по годам 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 нет нет нет нет нет нет нет да /нет нет нет нет да да да да да /нет нет нет нет нет нет нет да Да /нет да да да да да да да Управленческое решение Нет потребности в приобретении при наличии бюджетного финансирования капитального ремонта при наличии бюджетного финансирования При условии дополнительного финансирования и приобретения специального оборудования 3.2. 4. 4.1. 4.2. 4.3. Предоставление, когда это необходимо, услуг по месту жительства инвалида Обеспечение условий индивидуальной мобильности инвалидам и возможности для самостоятельного их передвижения по объекту с целью получения услуг в сфере образования, в том числе наличие: Выделение стоянки автотранспортных средств для инвалидов Наличие сменного кресла- коляски Наличие адаптированного лифта Да /нет да да да да да да да При дополнительном финансировании, и наличии специалистов в штате Да /нет Да /нет нет нет да да да да да Да /нет нет нет нет нет нет нет да Да /нет нет нет нет нет нет нет нет 4.4. Наличие поручней Да /нет нет нет нет нет нет нет да 4.5 Наличие на входе пандуса Да /нет да да да да да да да При условии дополнительного финансирования /При необходимости/ При наличии бюджетного финансирования после капитального ремонта Школы При условии дополнительного финансирования и приобретения специального оборудования При условии дополнительного финансирования Текущие ремонтные работы Текущие ремонтные работы 4.6. Наличие доступных входных групп Да /нет 4.7. Наличие доступных санитарно-гигиенических помещений Да /нет нет нет нет нет нет нет да Да /нет нет нет да да да да да 5 6 7 Наличие (приобретение) специального оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объекту (местам предоставления услуг) с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида Наличие помещений объекта, на которых обеспечен доступ к оказанию услуг инвалидам Количество услуг, предоставляемых на объекте в сфере образования с использованием русского жестового языка, и /или организацией допуска на объект сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика шт. шт. да да 0 0 0 0 да да 0 0 0 0 да да 0 0 0 0 да 1 1 При условии дополнительного финансирования/ капитальном ремонте ОО При условии дополнительного финансирования После проведения капитального ремонта в зависимости от потребности При наличии обучающихся с данным заболеванием, которым необходимы специалисты (сурдопереводчик и тифлосурдопереводчик), и увеличении штатного расписания или возможности заключения договоров 8 9 10 11 Доля работников, предоставляющих услуги инвалидам и прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, от общего числа работников, предоставляющих услуги. Количество услуг, предоставляемых на объекте инвалидам, с сопровождением ассистента-помощника Количество услуг на объекте в сфере образования, предоставляемых инвалидам с сопровождением тьютора Адаптация официального сайта объекта для лиц с нарушением слуха % шт шт 100 0 100 100 0 100 1 1 100 1 100 Проведение дополнительного обучения и инструктажа 100 1 1 0 0 1 1 1 1 1 нет нет нет нет нет да да да/нет При необходимости и дополнительном финансировании, и наличии дополнительных специалистов в штате При условии наличия обучающихся с данным заболеванием, которым необходимо сопровождение; введении дополнительных ставок и наличии дополнительных специалистов в штате Школы Внесение изменение в структуру сайта 12 Предоставление на бесплатной основе учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования При наличии бюджетного финансирования % 100 100 100 100 100 100 100 3. Перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объекта МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» и услуг № п/п Ответственные Наименование мероприятия исполнители, соисполнители Срок реализации Планируемые результаты влияниямероприятия на повышение значения показателя доступности для инвалидов объектов и услуг Мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта инфраструктуры, включая оборудование объекта необходимыми приспособлениями 1 2 Реализация мер по обеспечению доступности для инвалидов объекта до реконструкции (капитального ремонта), и предоставляемых на нем услуг (с учетом результатов паспортизации) (все архитектурные преобразования, приобретение спецоборудования, учебной литературы и пр.) Проведение капитального ремонта, реконструкции, модернизации существующего объекта в сфере образования, в котором ОУ 2024-2030 г. ОУ 2024-2030 г. Обеспечение условий индивидуальной мобильности инвалидам и возможности для самостоятельного их передвижения по объекту с целью получения услуг в сфере образования Обеспечение условий индивидуальной мобильности инвалидам и возможности для самостоятельного их передвижения по объекту с целью получения услуг в сфере образования предоставляются услуги населению, в целях приведения данного объекта в полное соответствие требованиям доступности для инвалидов объектов и услуг. 3 Организация обучения и инструктирования специалистов, связанных с обеспечением доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг с учетом имеющихся у инвалидов стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности 4 Обеспечение сопровождения инвалидов, имеющих стойкие расстройства функций зрения и самостоятельного передвижения, и оказания им помощи на объектах в сфере образования Оказание услуг инвалидам: 5 5.1 по месту жительства инвалида 5.2 в дистанционной форме 5.3 с нарушением слуха (слабослышащих) с использованием электронного ОУ ежегодно Увеличение доли специалистов, прошедших обучение или инструктирование по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг Увеличение числа работников Школы , на которых административно-распорядительным актом возложены обязанности по оказанию инвалидам помощи при предоставлении им услуг ОУ 2020-2030 годы Расширение сферы предоставления услуг ОУ 2024-2030 г Расширение сферы предоставления услуг ОУ 2024-2030 г Расширение сферы предоставления услуг ОУ 2024-2030г. Расширение сферы предоставления услуг 6 7 8 9 взаимодействия и сети Интернет Организация обучения инвалидов совместно с другими обучающимися (в инклюзивных условиях) в общеобразовательных организациях Предоставление детям инвалидам образования по адаптированным основным общеобразовательным программам в общеобразовательных организациях Организация и проведение курсов повышения квалификации работников, обеспечивающих предоставление образовательных услуг детям-инвалидам Организация работы по адаптации официального сайта объекта для лиц с нарушением слуха ОУ ОУ ОУ ОУ 2024-2030 г Увеличение числа инвалидов, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам 2024-2030 г Увеличение числа инвалидов, обучающихся совместно с другими обучающимися (в инклюзивных условиях) 2024-2030 г Повышение профессиональной компетенции руководящих и педагогических работников по организации обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 2025 год Расширение сферы предоставления услуг инвалидам с нарушением слуха