Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»
Г.Л. Дьякова
Приказ № -203од
от «19» июля 2023 г.
Положение
о Совете по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»
1. Общие положения
1.1.
Совет
по
несовершеннолетних
вопросам
(далее
профилактики
–
Совет)
безнадзорности
создается
для
и
правонарушений
осуществления
профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся, защиты их прав и
законных интересов в МБОУ Школа № 3 (далее – организация).
1.2. Совет создается на общественных началах.
1.3. В состав Совета входят: заместитель директора по воспитательной работе, педагогпсихолог, социальный педагог, представители управляющего совета. Председателем Совета
является заместитель руководителя по воспитательной работе – по должности.
1.4. Совет в своей деятельности руководствуется настоящим положением, а также:
а) Конституцией РФ;
б) Семейным кодексом РФ;
в) федеральными законами:
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»;
от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности
правонарушений несовершеннолетних»;
г) письмом Минобрнауки России от 28.04.2016 № АК-923/07;
д) локальными нормативными актами и уставом организации.
1.5. Термины, которые используются в настоящем положении.
Группа риска – несовершеннолетние, обладающие одним или несколькими признаками:
отягощенной
наследственностью
–
были
психические
расстройства
и
(или)
зависимости от алкоголя и наркотиков у родственников;
выраженными отклонениями в характере, поведении, реагировании, которые могут
быть врожденными или возникнуть в связи с хроническими дефектами воспитания или
из-за патологии центральной нервной системы вследствие травм, нейроинфекций;
педагогически запущенные из неблагополучных семей – распадающихся, неполных,
с асоциальным или криминальным поведением родителей;
перенесшие субъективно тяжелую душевную травму;
имеющие систематичный опыт зависимостей – курения, употребления алкогольных
напитков и других одурманивающих веществ;
воспитанники детских домов.
Внутришкольный
учет –
использованием средств
совокупность
действий
автоматизации или без
организации,
совершаемых
с
таковых, по учету информации о
несовершеннолетних обучающихся, имеющих основания для постановки на такой учет,
установленные настоящим положением. Учет может вестись в форме банка данных или
журналов учета с оформлением дел на каждого обучающегося. В формах учета отражается в
том числе информация о дате и основании постановки на учет, динамике индивидуальной
профилактической работы, дате и основании снятия с учета.
Обработка
персональных
в соответствии
с
данных
несовершеннолетних обучающихся
требованиями Федерального
закона
от
27.07.2006
осуществляется
№
152-ФЗ «О
персональных данных».
2. Основные задачи Совета
2.1.
Проведение
мер
по
предупреждению
безнадзорности,
правонарушений
и
антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и
условий, способствующих этому.
2.2. Организация социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним
с отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении, в
том числе систематически пропускающим занятия без уважительных причин.
2.3.
Разработка
системы
мер
по
социально-педагогической
реабилитации
несовершеннолетних, находящихся в группе риска и социально опасном положении.
2.4. Оказание адресной помощи семьям в обучении и воспитании детей.
3. Основные функции совета
3.1. Диагностическая:
выявление и анализ причин и условий, способствующих безнадзорности и
совершению несовершеннолетними антиобщественных действий;
определение
системы
работы
с обучающимися,
не выполняющими
правила
внутреннего распорядка обучающихся и другие локальные нормативные акты
организации;
выработка подходов к организации, осуществлению и оценке инновационной
деятельности по профилактике правонарушений подростков (курения, злостного
непосещения школы, употребления спиртных напитков, медикаментозных препаратов,
токсических веществ).
3.2. Организационно-воспитательная:
организация мероприятий, направленных на выполнение требований Федерального
закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»;
координация деятельности педагогического коллектива, социальных работников
организации по работе с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в социально
опасном положении, неуспевающими обучающимися;
подготовка и проведение совещаний, семинаров, конференций, родительских собраний
по проблемам профилактики правонарушений;
проведение профилактической работы с родителями обучающихся, находящихся в
группе риска, систематически не посещающих организацию без уважительных причин
и (или) находящихся в социально опасном положении.
4. Полномочия Совета
4.1. В рамках деятельности Совет вправе:
4.1.1. Запрашивать у классных руководителей сведения, необходимые для работы Совета, а
также приглашать их для получения информации по рассматриваемым вопросам.
4.1.2. Проверять
условия
содержания
и
воспитания
детей
в
семье,
если
такое
полномочие возложили на организацию.
4.1.3. Осуществлять контроль воспитательной работы в классах.
4.1.4. Рассматривать информацию, докладные записки педагогических работников по
вопросам поведения, успеваемости и посещаемости учащихся, фактам жестокого обращения с
детьми со стороны взрослых.
4.1.5. Вносить предложения по вопросам улучшения воспитательной работы в организации.
4.1.6. Вносить предложения директору о списке обучающихся, которые подлежат постановке
на внутришкольный учет.
4.1.7. Заполнять карту мониторинга (приложение) по итогам каждого учебного года.
4.1.8. Информировать от имени организации:
1) орган прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – о выявленных случаях
нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а
также
о недостатках
в
деятельности
органов
и
учреждений,
препятствующих
предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) орган опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без
попечения родителей или иных законных представителей, либо находящихся в обстановке,
представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
4)
орган
управления
социальной
защитой
населения
–
о
выявлении
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или
беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
5) орган внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их
законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и
(или) вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или)
антиобщественных действий, склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих
по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в
отношении
которых
совершены противоправные
деяния
либо
которые
совершили
правонарушение или антиобщественные действия;
5.1) уголовно-исполнительные инспекции – о выявлении состоящих на учете в уголовноисполнительных
инспекциях
несовершеннолетних
осужденных,
нуждающихся
в
оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации,
трудоустройстве,
о выявленных
случаях
совершения
ими
правонарушений
или
антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или)
ограничений,
уклонения несовершеннолетних
осужденных,
признанных
больными
наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса
лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации
или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом
обязанностей;
6) орган управления здравоохранением – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся
в обследовании,
наблюдении
или
лечении
в
связи
с
употреблением
алкогольной
и спиртосодержащей
продукции,
наркотических
средств,
психотропных
или
одурманивающих веществ;
7)
орган,
осуществляющий
управление
в
сфере
образования,
–
о
выявлении
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных
организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением
по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;
8) орган по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в
организации отдыха, досуга, занятости;
9) орган
службы
занятости
– о выявлении несовершеннолетних,
находящихся в
социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в
трудоустройстве, а также о несовершеннолетних, оставивших образовательную организацию
в установленных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» случаях и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в
трудоустройстве.
4.1.9. Передавать
от
имени
осуществляющему управление
организации
в
сфере
органу
местного
самоуправления,
образования,
сведения
о
выявленных
несовершеннолетних обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по
неуважительным причинам занятия в организации.
5. Порядок работы Совета
5.1. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
5.2. Заседание Совета является правомочным, если на нем присутствует более половины
его членов. Решения принимаются простым большинством голосов членов Совета,
участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председателя является
решающим.
5.3. Председатель совета:
осуществляет общее руководство работой Совета;
формирует повестку дня заседаний Совета;
утверждает планы работы Совета;
ведет заседание Совета;
осуществляет иные функции руководства Советом.
5.4. Решение Совета оформляется протоколом, который подписывается председателем
и секретарем Совета.
5.5. Совет принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции.
5.6. Совет рассматривает собранные по делу материалы, выслушивает объяснения
несовершеннолетнего
обучающегося,
его
родителей
(законных
представителей)
и
после всестороннего рассмотрения обстоятельств дела разрабатывает план работы с
обучающимся и перечень необходимых мероприятий.
6. Меры воздействия и порядок их применения
6.1. Совет вправе:
6.1.1. Предупредить обучающегося, который нарушает дисциплину и локальные нормативные
акты организации.
6.1.2. Поставить на внутришкольный учет несовершеннолетнего обучающегося:
а) не посещающего или систематически пропускающего занятия без уважительных причин,
не успевающего по учебным предметам;
б)
участвующего
в
деятельности
неформальных
объединений
и
организаций
антиобщественной направленности;
в)
допускающего неисполнение
или
нарушение
устава
организации,
правил
внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и
осуществления образовательной деятельности.
6.1.3.
Снять
с
внутришкольного
учета
несовершеннолетнего
обучающегося,
если
появились следующие основания:
а) позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего, сохраняющиеся
длительное время (например, в течение трех месяцев несовершеннолетний успевает по всем
учебным предметам
либо
не
допускает
нарушений
устава
и
правил
внутреннего
распорядка образовательной организации);
б) окончание обучения в организации;
в) перевод в иную образовательную организацию;
г) достижение возраста 18 лет;
д) сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, о том, что
отпали обстоятельства,
вызывающие
необходимость
в
дальнейшем
проведении
индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним (например, постановление
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, предусматривающее прекращение
нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении).
6.2. Совет ежеквартально проверяет, возникли ли основания для того, чтобы снять с
внутришкольного учета несовершеннолетнего обучающегося, которого ранее поставили на
учет.
Если возникли основания, которые указаны в подпунктах «в», «г», «д» пункта 6.1.3
настоящего положения, то Совет готовит предложение о снятии несовершеннолетнего
обучающегося с учета и представляет его директору в течение одного дня с момента, когда
стало известно об этом основании.
6.3. Совет реализует индивидуальный план работы с несовершеннолетним обучающимся
на основании заключения органа или учреждения системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних.
Приложение
к положению, утвержденному
приказом МБОУ Школа № 3
от 11.04.2023 № 43
Карта мониторинга состояния работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в
организации
Критерии
Параметры
Обеспечение соблюдения прав детей на образование
Общее количество несовершеннолетних обучающихся
Число несовершеннолетних обучающихся, систематически пропускающих
занятия по неуважительным причинам
Число несовершеннолетних обучающихся, занятых дополнительным
образованием в организациях дополнительного образования детей, из них
детей:
состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних
состоящих на внутришкольном учете в организации
Число несовершеннолетних обучающихся, посещающих кружки и секции
в организации, из них детей:
состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних
состоящих на внутришкольном учете в организации
Обучающиеся, отчисленные из образовательных учреждений
Контрольно-надзорная функция
Количество инспекционных проверок по вопросам профилактики
правонарушений и безнадзорности, соблюдения прав детей на образование
Число несовершеннолетних обучающихся, состоящих на учете в инспекции
по делам несовершеннолетних, из них по причинам:
склонности к алкоголизму и пьянству
наркомании (токсикомании)
попыток суицида
безнадзорности и беспризорности
правонарушений и преступлений
Число несовершеннолетних обучающихся, состоящих на внутришкольном
учете в организации, из них по причинам:
пропуска уроков по неуважительным причинам
участия
в
деятельности
неформальных
объединений
и
организаций антиобщественной направленности
неисполнения
или
нарушения
устава
организации,
правил
внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам
организации и осуществления образовательной деятельности
Координация деятельности субъектов системы профилактики
Наличие совместных планов работы с органами социальной защиты,
инспекцией по делам несовершеннолетних и другими субъектами системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Проведенные семинары, совещания (перечислить названия и даты)
Проведенные родительские собрания, круглые столы с родителями по
вопросам профилактики девиантного поведения детей (перечислить названия
и даты)
Наличие механизма обеспечения занятости детей, состоящих на
внутришкольном учете в организации, в каникулярное время
Внедрение
программ
и
методик,
направленных
на
формирование
законопослушного поведения детей и работу с девиантными подростками
Наличие в организации программы по профилактике алкоголизма и
употребления психоактивных веществ
Наличие в организации программы по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма
Наличие совместных мероприятий с Российским движением школьников
(РДШ)