Рабочая программа по предмету «Экономика», 11 класс
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управления муниципальными учреждениями администрации Чердынского ГО, Пермского края МАОУ "Ныробская СОШ имени А.В. Флоренко" СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО на заседании методического совета решением Педагогического совета протокол №1 от 25.08.2023 протокол № 1 от 31.08.2023 Директор МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» ________________________ Дьякова Г.Л. Приказ № 323 от «31» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Экономика» (профильный уровень) для обучающихся 5-9 классов Ныроб 2023-2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016г. № 2/16-з) по предмету «Экономика» (углублённый уровень); планируемых результатов обучения учащихся и предназначена для обучения экономике в 10-11 классах средней общеобразовательной школы и учащихся профильных классов социально-экономического направления. Рабочая программа реализуется с использованием учебно-методического комплекта УМК «Экономика. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни». под ред. Р.И.Хасбулатова. Программа ориентирована на использование учебников: 1. Хасбулатов, Р. И. Экономика. Базовый и углублённый уровни. 10-11 кл.: учебник/Р. И. Хасбулатов. Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ - Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2012 №03-470 «О методических материалах по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ государственного санитарного врача России от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»; - Учебный план 10-11 классов МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко». Целями обучения экономике являются воспитание гражданина с экономическим образом мышления, имеющего потребности в получении экономических знаний, а также интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации. Настоящая программа ставит следующие задачи для реализации этих целей: 1) сформировать систему знаний об экономической жизни общества; 2) сформировать понятие об экономических институтах, морально-этических отношениях участников хозяйственной деятельности, уважительное отношение к чужой собственности; 3) сформировать экономическое мышление, умение принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих; 4) сформировать навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний; 5) развить владение навыками поиска актуальной экономической информации с использованием различных источников, включая Интернет; уметь различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, использовать и преобразовывать экономическую информацию; 6) научить применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей: потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика; 7) сформировать понимание о месте и роли России в современной мировой экономике, умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире. Учебный курс «Экономика» изучается в группе с углублённым изучением социальноэкономических предметов - 136 часов в год (два часа в неделю). МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью среднего общего образования. Экономика непосредственно связана с такими учебными предметами, как математика, информатика, обществознание, право, география, история. Учебный курс позволяет создать у учеников адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного, всесторонне образованного человека и гражданина. Экономика как учебный предмет в основной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. В структуре заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию экономике уделено более 40%. От знаний и навыков, полученных на уроках экономики, зависит способность ученика самостоятельно планировать и осуществлять деятельность, связанную с финансами, расходами, бизнесом и т. п. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ При изучении курса экономики базового уровня используются различные формы занятий, такие как урок-исследование, лекция, урок-презентация, практическая работа по анализу статистической информации, деловая игра, ролевая игра, метод кейсовых заданий. Формы организации учебной деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующие: проектно-исследовательская практика обучающихся; участие в конкурсах и олимпиадах. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностные результаты: 1) осознание себя гражданами России, патриотами, ответственными членами российского общества; воспитание активной гражданской позиции, гордости за достижения своей родины; 2) формирование личных мотивов для получения экономических знаний и навыков, для выбора будущей профессии с опорой на экономические знания; 3) формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих; 4) формирование умения оценивать и аргументировать свою точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства; 5) приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; 6) этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и государственную собственность, знать свои права и обязанности в экономических сферах деятельности; 7) экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие различных видов экономической деятельности на окружающую среду. Метапредметные результаты: 1) умение работать с различными источниками информации: составлять таблицы, графики, диаграммы, используя текстовую информацию; анализировать графики, диаграммы, таблицы, делать выводы; 2) регулятивные: умение планировать свою деятельность, ставить задачи, находить пути их решения, выделять этапы в достижении цели, составлять бюджеты, бизнес-планы и т. п.; 3) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания; 4) коммуникативные умения и навыки в сфере экономической деятельности: умение выстраивать деловые отношения, доносить до слушателя свои предложения, принимать высказывания и суждения других; 5) умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе, участвовать в дискуссиях, аргументированно излагать свою точку зрения, уметь разрешать конфликты; 6) умение находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности, подтверждать конкретными примерами теоретические выкладки и экономические законы; 7) навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний; 8) соблюдение правил техники безопасности, эргономики, ресурсосбережения, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 9) владение языковыми средствами для свободного выражения своих мыслей, в том числе умения свободно оперировать экономическими терминами и понятиями, переводить значения слов с иностранных языков, заменять их синонимами; 10) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, новых познавательных задач и методов их реализации. Предметные результаты (базовый уровень): 1) формирование представления об экономике как о научной дисциплине и как сфере деятельности индивидов, семей, фирм и государств; 2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; 3) проявление экономического мышления: умение принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, окружающих и общества в целом; 4) знание факторов, влияющих на изменение спроса и предложения товара; 5) знание особенностей традиционной, централизованной, рыночной и смешанной экономических систем; понимание роли государства в рыночной экономике, пределов его вмешательства в экономику и его последствий; 6) знание роли и функций денег, особенностей денежного обращения; получение представления, как работает банковская система, умение просчитывать риски по кредитам и депозитам; 7) знание различных видов фирм, форм собственности, ответственности бизнеса; знание рыночных структур с совершенной и несовершенной конкуренцией, приёмов конкурентной борьбы; 8) применение полученных знаний и сформированных навыков для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика); 9) знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений; 10) понимание места и роли России в современной мировой экономике, умение ориентироваться в современных экономических событиях в России и в мире. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 класс Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Экономика как наука и сфера деятельности человека. Предмет и методы экономической теории. Ограниченность ресурсов и рост потребностей. Свободные и экономические блага. Рациональное поведение потребителя. Защита прав потребителя. Альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы. Производительность труда. Главные вопросы экономики. Экономические системы. Понятие экономической системы. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система. Централизованная экономическая система. Сущность смешанной экономики. Прямые и косвенные формы и методы регулирования. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Понятие о рынке. Спрос и его содержание. Величина спроса. Кривая зависимости спроса от цены. «Благо Гиффена». Эластичность спроса. Объём предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Рыночное предложение. Равновесная цена. Последствия введения фиксированных цен. Эластичность предложения. Цена и стоимость. Альтернативная стоимость. Цена товара. Функции цен. Две концепции цены. Мировые и внутренние цены, базисные и контрактные цены, оптовые и розничные цены, цена спроса, цена предложения, общественная стоимость, общественно необходимое время, средняя умелость, интенсивность труда. Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость Конкуренция. Типы рынков. Понятие конкуренции, её сущность. Условия для конкуренции. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. Рыночные структуры. Модели современного рынка. Историческая эволюция рыночных структур. Четыре модели рынка. Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика. Доходы и расходы. Первичные и вторичные доходы. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные доходы семьи. Заработная плата. Сбережения. Расходы. Структура расходов домохозяйств. Закон Энгеля. Страхование и страховые услуги. Понятие страхования. Стороны договора страхования. Банки и банковская система. Банки. Формирование банковской системы. Из истории банковского дела. Современные банки и банковская система. Центральный банк и его функции. Классификация банков и их кредитная (ссудная) деятельность. Кредиты. Ипотечное кредитование. Принципы кредитования. Депозиты. Дистанционное банковское обслуживание. Деньги и финансы. История появления денег. Бумажные деньги и законы их обращения. Функции денег. Денежное обращение. Денежные агрегаты. Денежный (финансовый) рынок, его структура и механизм. Инвестиционный капитал. Равновесие на денежно-финансовом рынке. Монетарная политика государства. Ставка рефинансирования. 11 класс Фондовая биржа. Фондовые биржи, их деятельность. История появления фондовых бирж. Современная фондовая биржа. Основные операции на фондовой бирже. Биржевые индексы. Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Внебиржевой рынок ценных бумаг. Фондовые инструменты. Участники фондового рынка. Рынок труда. Безработица. Профсоюзы. Рынок труда. Труд и рынок рабочей силы. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда. Безработица. Виды безработицы. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Закон Оукена. Профсоюзы. Фирма — главное звено рыночной экономики. Фирма и её цели. Экономические цели фирмы. Организационно-правовые формы предприятий. Акционерное предприятие. Франчайзинг. Издержки производства. Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные издержки. Бухгалтерские и экономические издержки. Закон убывающей отдачи (доходности). Государство и экономика. Государственный бюджет. Функции бюджета. Налоги - главный источник государственного бюджета. Из истории налогообложения. Экономическая сущность налогов. Виды налогов. Механизм налогообложения. Механизм налогообложения. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная шкала налогообложения. Фискальная политика государства. Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Типы государственной собственности. Виды национализации. Формы участия государства в экономике в современных условиях. Социалистическая национализация. Капиталистическая (кейнсианская) национализация. Денационализация (приватизация). Государственное регулирование экономики. Основные макроэкономические показатели. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Измерение ВВП и ВНП. Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход. Показатели экономического развития. Темпы роста ВВП. ВВП и инфляция. Социальные последствия инфляции. Факторы экономического роста. Источники (факторы) роста. Инвестиции. Влияние НТП и образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное развитие. Цикличность развития экономики. Циклическое развитие — свойство капиталистической экономической системы. Циклическое развитие как закономерность. Торговые кризисы. Фазы экономического цикла. Кризисы. Механизм циклического движения и кризис. Решение противоречий в ходе кризиса. Международная торговля. Международное разделение труда. Валютные курсы. Свободная торговля и протекционизм. ВТО. Россия и ВТО. Российская Федерация в системе мирового хозяйства. Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Общая характеристика экономики России. Основные макроэкономические показатели России. Место России в мировой экономике. Глобальные экономические проблемы современности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Название темы Кол-во п/п часов на изучение 1. Фондовая биржа 5 2. Рынок труда. Безработица. Профсоюзы 6 3. Фирма - главное звено рыночной экономики 6 4. Государство и экономика 10 5. Основные макроэкономические показатели 5 6. Цикличность развития экономики 4 7. Международная торговля 5 8. Российская Федерация в системе мирового хозяйства 16 9. Экономические проблемы глобализации 5 ИТОГО: 68 Контрольные работы, практикумы 1 1 1 1 3 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Наименование темы, раздела Глава 1. Фондовая биржа (5 ч) Фондовые биржи, их деятельность Фондовый рынок (рынок ценных бумаг) Акции и облигации. Их виды Виды ценных бумаг Входная (стартовая) диагностическая работа Глава 2. Рынок труда. Безработица. Профсоюзы (6 ч) Рынок труда. Структура рынка труда Занятые и безработные Безработица. Виды безработицы Последствия безработицы и государственное регулирование занятости Профсоюзы Практикум. Решение задач Глава 3. Фирма - главное звено рыночной экономики (6 ч) Фирмы и их задачи Организационно-правовые формы предприятия Организационно-правовые формы предприятия Практикум. Решение задач Факторный доход. Прибыль, издержки, инвестиции. Контрольно-обобщающий урок Глава 4. Государство и экономика (10 ч) Государственные финансы. Государственный бюджет Бюджетно-финансовая политика Налоги - главный источник государственного бюджета Виды налогов. Механизм налогообложения Принципы и методы налогообложения. Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведени я план факт 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. Роль государства в экономике Прямые и косвенные методы государственного регулирования. Прямые и косвенные методы государственного регулирования. Приватизация и национализация. Типы государственной собственности. Контрольно-обобщающий урок по теме «Государство и экономика» Промежуточная диагностическая работа Глава 5. Инфляция (5 ч) Определение инфляции и ее измерение Причины инфляции Формы инфляции Социальные последствия инфляции Повторительно-обобщающий урок по теме «Инфляция» Глава 6. Основные макроэкономические показатели (4 ч) Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход Экономический рост. Факторы экономического роста Экономический рост. Факторы экономического роста Глава 6. Цикличность развития экономики (5 ч) Циклическое развитие - свойство капиталистической экономической системы Фазы экономического цикла. Кризисы Влияние научно-технического прогресса и образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное развитие. Контрольно-обобщающий урок Глава 7. Международная торговля (5 ч) Международная торговля. Валютные курсы Свободная торговля и протекционизм. Всемирная торговая организация (ВТО) Повторительно-обобщающий урок Повторение и обобщение (16 ч) Экономика и экономическая наука Факторы производства и факторные доходы Экономические системы Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение Постоянные и переменные затраты Финансовые институты. Банковская система Основные источники финансирования бизнеса Ценные бумаги Ценные бумаги Рынок труда. Безработица Виды, причины и последствия инфляции Экономический рост и развитие. Понятие ВВП Роль государства в экономике Налоги Государственный бюджет Мировая экономика Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина Глава 9. Экономические проблемы глобализации Глобальные экономические проблемы современности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 65. 66. 67. 68. Итоговая диагностическая работа по предмету «Экономика» Решение тестовых заданий Решение тестовых заданий Решение тестовых заданий 1 1 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)