Рабочая программа по предмету _Основы духовно-нравственной культуры народов России_ 5-6 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управления муниципальными учреждениями администрации Чердынского ГО,
Пермского края
МАОУ "Ныробская СОШ имени А.В. Флоренко"

СОГЛАСОВАНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
методического совета

решением Педагогического
совета

протокол №1 от 25.08.2023

протокол № 1 от 31.08.2023

Директор МАОУ
«Ныробская СОШ имени
А.В.Флоренко»
________________________
Дьякова Г.Л.
Приказ № 323 от «31»
августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
для обучающихся 5-6 классов

Ныроб 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(далее — ОДНКНР) для 5-6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
 требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
 требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным, предметным);
 основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость
формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит
культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно
духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения
ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части
культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов
Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества,
формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским
духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности
объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе
представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития
обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурноисторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на
протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать,
расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о
структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в
истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой
России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности,
гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами
культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации,
соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях
между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества
его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические
инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного
развития народов России.

Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности
личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина
своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими
духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность,
осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к
которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не
конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в
содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность
терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению
культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и
содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5-6 классов, когнитивным
способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественнонаучных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности
обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности
наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть
реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре,
религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
 формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры
(единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и
взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных
культур;
 создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному
народу Российской Федерации;
 формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений;
 идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и
цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
 овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования
гражданской идентичности обучающегося;
 приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
 развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для
достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и
материнству;
 становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести
межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении
собственной культурной идентичности;
 формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений,
полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;

 обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков
обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
 воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному
наследию народов России;
 содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете
традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
 формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в
истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для
процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный
вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
 расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях
народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и
светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
 углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии
современного общества;
 формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и
религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на
осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
 воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего
народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать
и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному
обогащению культур;
 пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе
 поиска общих культурных стратегий и идеалов;
 осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и
эгоистическими;
 раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих
светскость и духовность;
 формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору
ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
 получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с
социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социальнокультурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки
поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в
социальных и культурно-исторических процессах;
 развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной
деятельности.
МЕСТО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является
обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» в 5-6 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего
образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ»

5 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности
и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и
единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ
Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской
культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как
культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех
народов
России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни
общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт,
техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как
реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и
человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных
знаний. Образование как ключ к социализации и духовнонравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России.
Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные
ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства,
человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция
ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества
(сказки,
поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных
видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль
нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием
фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не
может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных
ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека.
Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое?
Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность
труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека.
Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она
важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической
памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление
действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир
человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная
трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как
способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины
культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны.
Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовнонравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры:
исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы.
Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов
России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как
форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его
музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от
религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты.
Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор
как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература.
Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного
зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как
культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая
история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
6 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура. Культура как форма социального взаимодействия. Связь между
миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей.
Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней.
Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка
принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3. История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная
деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как
результат исторического развития народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда.
Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как
они влияют на культуру и ценности общества?

Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории
образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность
образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ
передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов
России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории.
Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его
портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и
духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах.
Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств.
Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека. Детство,
взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во
взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека
в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 12. Наука как
источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как
самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его
проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю.
Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая
стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка
труда.
Тема 16. Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на
войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении.
Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство.
Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в
историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика
общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовнонравственные качества, необходимые представителям этих профессий.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для
духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса
общества.

Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны.
Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество.
Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм. Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории.
Важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг
гражданина перед общество. Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия — наша Родина. Государство как объединяющее начало. Социальная
сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость
быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать
человек как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые
дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре. Духовность и
нравствен-ность как важнейшие качества человека.
Тема Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок
и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу
образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность
самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России,
традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности .
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм
морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.

Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и
общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных
понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия
(познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией:
восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом
назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы (логические УУД);
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач (знаково-символические / моделирование);
 смысловое чтение;
 развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых
систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение (учебное сотрудничество);
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:

 умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
(целеполагание);
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль
и коррекция);
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
(оценка);
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора
в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов
действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа
мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и структурированных
принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций обучающихся. Принципы оценки
следующие.
1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются
непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовнонравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества
образования.
2. Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает:
педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности
педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся,
фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе);
мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие традиционные
ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся .
3. При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной образовательного учреждения с
учётом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных результатов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1

2

Тема

Основное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Зачем изучать курс Формирование и закрепление Формировать представление об
«Основы духовно- гражданского единства. Родина и особенностях курса ««Основы
нравственной
Отечество.
Традиционные духовно-нравственной культуры
культуры
народов ценности и ролевые модели. народов России».
России»?
Традиционная семья. Всеобщий Слушать и понимать объяснения
характер морали и нравственности. учителя по теме урока.
Русский язык и единое культурное Вести самостоятельную работу с
пространство. Риски и угрозы учебником
духовно-нравственной
культуре
народов России
Наш дом - Россия
Россия
многонациональная Слушать и понимать объяснения
страна. Многонациональный народ учителя по теме урока.

3

4

5

6

7

Российской Федерации. Россия как Формировать представление о
общий дом. Дружба народов
необходимости
и
важности
межнационального
и
межрелигиозного
сотрудничества, взаимодействия.
Выполнять задания на понимание
и разграничение понятий по курсу
Язык и история
Что такое язык? Как в языке народа Формировать представления о
отражается его история? Язык как языке как носителе духовноинструмент культуры. Важность нравственных смыслов культуры.
коммуникации между людьми. Понимать
особенности
Языки
народов
мира,
их коммуникативной роли языка.
взаимосвязь
Слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников,
отбирать и сравнивать учебный
материал
по
нескольким
источникам
Русский язык — Русский
язык
—
основа Формировать представление о
язык общения и язык российской
культуры.
Как русском
языке
как
языке
возможностей
складывался русский язык: вклад межнационального общения.
народов России в его развитие. Слушать объяснения учителя,
Русский
язык
как стараясь выделить главное.
культурообразующий проект и Объяснять
наблюдаемые
в
язык межнационального общения. практике изучения языка явления
Важность общего языка для всех
народов России. Возможности,
которые даёт русский язык
Истоки
родной Что такое культура. Культура и Формировать представление о
культуры
природа. Роль культуры в жизни том, что такое культура, об общих
общества. Многообразие культур и чертах в культуре разных
его
причины.
Единство народов.
культурного пространства России Слушать и понимать объяснения
учителя по теме урока.
Выполнять задания на понимание
и разграничение понятий по теме
Материальная
Материальная
культура: Формировать представление о
культура
архитектура,
одежда,
пища, традиционных укладах жизни
транспорт, техника. Связь между разных народов.
материальной
культурой
и Слушать
и
анализировать
духовно-нравственными
выступления одноклассников.
ценностями общества
Работать
с
учебником,
анализировать
проблемные
ситуации
Духовная культура
Духовно-нравственная культура. Формировать представление о
Искусство, наука, духовность. духовной
культуре
разных
Мораль, нравственность, ценности. народов.
Художественное
осмысление Понимать взаимосвязь между
мира. Символ и знак. Духовная проявлениями материальной и
культура как реализация ценностей духовной культуры.
Выполнять задания на понимание
и разграничение понятий по теме.
Учиться работать с текстом и
зрительным рядом учебника

8

9

10

11

12

13

14

Культура и религия

Религия и культура. Что такое
религия, её роль в жизни общества
и
человека.
Государствообразующие религии
России. Единство ценностей в
религиях России

Формировать представление о
понятии «религия», понимать и
уметь
объяснять,
в
чём
заключается связь культуры и
религии.
Слушать объяснения учителя,
работать с научно-популярной
литературой по теме
Культура
и Зачем нужно учиться? Культура Понимать
смысл
понятия
образование
как способ получения нужных «образование», уметь объяснять
знаний. Образование как ключ к важность
и
необходимость
социализации
и
духовно- образования
для
общества.
нравственному развитию человека Слушать объяснения учителя,
отбирать и сравнивать учебные
материалы по теме
Многообразие
Единство культур народов России. Отбирать материал по нескольким
культур
России Что значит быть культурным источникам, готовить доклады,
(практическое
человеком? Знание о культуре работать с научно-популярной
занятие)
народов России
литературой.
Слушать
выступления
одноклассников
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Семья — хранитель Семья
— базовый элемент Понимать, что такое семья,
духовных ценностей общества. Семейные ценности, формировать представление о
традиции и культура. Помощь взаимосвязях
между
типом
сиротам
как
духовно- культуры
и
особенностями
нравственный долг человека
семейного уклада у разных
народов.
Понимать значение термина
«поколение».
Слушать объяснения учителя,
решать проблемные задачи
Родина начинается с История семьи как часть истории Понимать и объяснять, как и
семьи
народа, государства, человечества. почему история каждой семьи
Как связаны Родина и семья? Что тесно связана с историей страны,
такое Родина и Отечество?
народа.
Слушать объяснения учителя,
разграничивать понятия по теме,
систематизировать
учебный
материал
Традиции семейного Семейные
традиции
народов Понимать и объяснять, что такое
воспитания в России России. Межнациональные семьи. традиция, уметь рассказывать о
Семейное
воспитание
как традициях своей семьи, семейных
трансляция ценностей
традициях своего народа и других
народов России.
Уметь
объяснять
и
разграничивать основные понятия
по теме. Просматривать и
анализировать учебные фильмы,
работать
с
раздаточным
материалом
Образ
семьи
в Произведения
устного Знать основные фольклорные
культуре
народов поэтического творчества (сказки, сюжеты о семье, семейных
России
ценностях.

поговорки и т. д.) о семье и
семейных обязанностях.
Семья
в
литературе
и
произведениях
разных
видов
искусства

15

16

17

18

19

Знать и понимать моральнонравственное значение семьи.
Работать с научно-популярной
литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы,
систематизировать
учебный
материал
Труд в истории Социальные роли в истории семьи. Понимать, что такое «семейный
семьи
Роль домашнего труда. Роль труд»,
сознавать
и
нравственных
норм
в характеризовать важного общего
благополучии семьи
семейного труда для укрепления
целостности семьи.
Слушать объяснения учителя,
самостоятельно
работать
с
учебником
Семья
в Рассказ о своей семье (с Понимать, почему важно изучать
современном мире
использованием фотографий, книг, и хранить историю своей семьи,
(практическое
писем и др.). Семейное древо. передавать
её
следующим
занятие)
Семейные традиции
поколениям.
Готовить доклад, сообщение;
создавать
семейное
древо;
отбирать и сравнивать материал
из нескольких источников
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Личность
— Что делает человека человеком? Знать, что такое гуманизм,
общество
— Почему человек не может жить вне понимать, что делает человека
культура
общества. Связь между обществом человеком и какие проявления
и культурой как реализация людей
можно
на
звать
духовно-нравственных ценностей гуманными.
Работать с научно-популярной
литературой,
уметь
разграничивать
понятия,
осваивать смысловое чтение
(решать текстовые задачи)
Духовный
мир Культура как духовный мир Понимать и объяснять значение
человека. Человек — человека. Мораль. Нравственность. слова «человек» в контексте
творец культуры
Патриотизм. Реализация ценностей духовно-нравственной культуры.
в культуре.
Слушать объяснения учителя,
Творчество: что это такое? работать с учебником, уметь
Границы творчества. Традиции и понимать
и
разграничивать
новации в культуре. Границы основные понятия по теме
культур. Созидательный труд.
Важность труда как творческой
деятельности, как реализации
Личность и духовно- Мораль и нравственность в жизни Понимать и объяснять, что такое
нравственные
человека.
Взаимопомощь, мораль и нравственность, любовь
ценности
сострадание, милосердие, любовь, к близким.
дружба,
коллективизм, Показывать
на
примерах
патриотизм, любовь к близким
важность таких ценностей как
взаимопомощь,
сострадание,
милосердие, любовь, дружба и др.
Разграничивать и определять
основные
понятия,
решать

20

21

22

23

текстовые задачи, работать с
учебником
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Историческая
Что такое история и почему она Объяснять
смысл
термина
память как духовно- важна? История семьи — часть «история», понимать важность
нравственная
истории
народа,
государства, изучения истории.
ценность
человечества.
Важность Понимать и объяснять, что такое
исторической
памяти, историческая память, как история
недопустимость
её каждой семьи связана с историей
фальсификации. Преемственность страны.
поколений
Работать с учебником, выделять и
определять основные понятия,
слушать
и
анализировать
выступления одноклассников
Литература как язык Литература как художественное Понимать
особенности
культуры
осмысление действительности. От литературы, её отличия от других
сказки к роману. Зачем нужны видов
художественного
литературные
произведения? творчества.
Внутренний мир человека и его Объяснять средства выражения
духовность
духовного мира человека, его
морали и нравственности в
произведениях литературы.
Слушать объяснения учителя,
работать
с
художественной
литературой,
изучать
и
анализировать источники
Взаимовлияние
Взаимодействие
культур. Иметь представление о значении
культур
Межпоколенная и межкультурная терминов
«взаимодействие
трансляция. Обмен
культур»,
ценностными
установками
и «культурный обмен» .
идеями. Примеры межкультурной Понимать и объяснять важность
коммуникации
как
способ сохранения
культурного
формирования общих духовно- наследия.
нравственных ценностей
Слушать объяснения учителя,
понимать
и
разграничивать
понятия, отбирать и сравнивать
материал
по
нескольким
источникам
ДуховноЖизнь, достоинство, права и Уметь
объяснять
значение
нравственные
свободы человека, патриотизм, основных понятий, отражающих
ценности
гражданственность,
служение духовно-нравственные ценности.
российского народа Отечеству и ответственность за его Осознавать их и защищать в
судьбу, высокие нравственные качестве
базовых
идеалы,
крепкая
семья, общегражданских
ценностей
созидательный труд, приоритет российского общества.
духовного над материальным, Слушать объяснения учителя,
гуманизм,
милосердие, работать с учебником (смысловое
справедливость,
коллективизм, чтение)
взаимопомощь,
историческая
память
и
преемственность
поколений, единство народов
России

24

Регионы
России: Исторические
и
социальные
культурное
причины
культурного
многообразие
разнообразия. Каждый регион
уникален. Малая Родина — часть
общего Отечества

25

Праздники
в Что такое праздник? Почему
культуре
народов праздники важны. Праздничные
России
традиции в России. Народные
праздники как память культуры,
как
воплощение
духовнонравственных идеалов

26

Памятники
в Памятники как часть культуры:
культуре
народов исторические,
художественные,
России
архитектурные.
Культура как память. Музеи.
Храмы. Дворцы. Исторические
здания как свидетели истории.
Архитектура
и
духовнонравственные ценности народов
России

27

Музыкальная
Музыка.
Музыкальные
культура
народов произведения. Музыка как форма
России
выражения эмоциональных связей
между
людьми.
Народные
инструменты.
История
народа
в
его
музыке
и
инструментах

28

Изобразительное
Художественная
реальность.
искусство народов Скульптура:
от
религиозных
России
сюжетов
к
современному
искусству. Храмовые росписи и
фольклорные
орнаменты.
Живопись, графика. Выдающиеся
художники разных народов России

Понимать
принципы
федеративного
устройства
России,
объяснять
понятие
«полиэтничность»
Понимать
ценность
многообразия
культурных
укладов народов России. Уметь
рассказывать
о
культурном
своеобразии своей малой родины.
Слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников,
работать с источниками
Понимать и объяснять, что такое
«народный праздник».
Уметь
рассказывать
о
праздничных традициях разных
народов и своей семьи.
Понимать
и
объяснять
нравственный смысл народного
праздника.
Работать
с
учебником,
просматривать и анализировать
учебные фильмы
Устанавливать
связь
между
историей памятника и историей
края.
Характеризовать
памятники
истории и культуры.
Понимать
нравственный
и
научный смысл краеведческой
работы.
Слушать объяснения учителя,
работать с научно-популярной
литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы
Понимать особенности музыки
как вида искусства.
Знать и называть основные темы
музыкального творчества народов
России, понимать, как история
народа отражается в его музыке.
Слушать объяснения учителя,
работать с научно-популярной
литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы
Понимать
и
объяснять
особенности
изобразительного
искусства
как
вида
художественного творчества.
Понимать
и
обосновывать
важность искусства как формы
трансляции
культурных
ценностей.

29

Фольклор
и Пословицы и
поговорки.
литература народов Эпос и сказка. Фольклор как
России
отражение истории народа и его
ценностей,
морали
и
нравственности.
Национальная
литература. Богатство культуры
народа в его литературе

30

Бытовые традиции
народов
России:
пища, одежда, дом
(практическое
занятие)

31

Культурная
карта География культур России. Россия
России
как культурная карта. Описание
(практическое
регионов в соответствии с их
занятие)
особенностями

32

Единство страны — Россия — единая страна. Русский
залог
будущего мир. Общая история, сходство
России
культурных традиций, единые
духовно-нравственные ценности
народов России

№

1

Тема

Рассказ о бытовых традициях
своей семьи, народа, региона.
Доклад
с
использованием
разнообразного зрительного ряда и
других источников

Основное содержание

Знать и называть основные темы
искусства народов России.
Слушать объяснения учителя,
работать с научно-популярной
литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы
Понимать,
что
такое
национальная литература.
Объяснять и показывать на
примерах,
как произведения
фольклора отражают историю
народа,
его
духовнонравственные ценности.
Отбирать и сравнивать материал
из
нескольким
источникам,
решать текстовые задачи, слушать
и анализировать выступления
одноклассников
Отбирать и сравнивать учебный
материал
по
нескольким
источникам, решать текстовые
задачи, слушать и анализировать
выступления
одноклассников,
работать с научно-популярной
литературой
Отбирать и сравнивать несколько
источников, решать текстовые
задачи, слушать и анализировать
выступления
одноклассников,
работать с научно-популярной
литературой
Понимать и объяснять значение
общих элементов и черт в
культуре разных народов России
для обоснования её культурного,
экономического единства.
Слушать объяснения учителя,
систематизировать
учебный
материал

Основные виды деятельности
обучающихся
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Мир культуры: его Культура как форма социального Понимать специфику социальных
структура
взаимодействия. Связь между явлений, их отличия от мира
миром материальной культуры и природы.
социальной структурой общества. Уметь объяснять взаимосвязь
Расстояние и образ жизни людей. материальной культуры с духовноНаучно-технический прогресс как нравственным
состоянием
один из источников формирования общества.
социального облика общества
Слушать объяснения учителя,
работать
с
учебником,

2

Культура
России: Территория
России.
Народы,
многообразие
живущие в ней. Проблемы
регионов
культурного взаимодействия в
обществе
с
многообразием
культур. Сохранение и поддержка
принципов
толерантности
и
уважения ко всем культурам
народов России

3

История быта как Домашнее хозяйство и его типы.
история культуры
Хозяйственная
деятельность
народов
России
в
разные
исторические
периоды.
Многообразие
культурных
укладов
как
результат
исторического развития народов
России

4

Прогресс:
технический
социальный

5

Образование
в Представление об основных этапах
культуре
народов в истории образования. Ценность
России
знания.
Социальная
обусловленность различных видов
образования.
Важность
образования
для
современного мира. Образование
как
трансляция
культурных
смыслов, как способ передачи
ценностей

6

Права и обязанности Права и обязанности человека в
человека
культурной традиции народов
России.
Права и свободы человека и
гражданина,
обозначенные
в
Конституции
Российской
Федерации

7

Общество и религия:
духовнонравственное
взаимодействие

Производительность
труда.
и Разделение
труда.
Обслуживающий и производящий
труд. Домашний труд и его
механизация.
Что
такое
технологии и как они влияют на
культуру и ценности общества?

Мир религий в истории. Религии
народов
России
сегодня.
Государствообразующие
и
традиционные
религии
как

анализировать
проблемные
ситуации
Понимать и объяснять важность
сохранения исторической памяти
разных
народов,
культурных
традиций разных регионов России.
Характеризовать
духовную
культуру народов России как
общее достояние нашей Родины.
Работать с картой регионов,
разграничивать понятия по теме,
слушать объяснения учителя
Понимать и объяснять взаимосвязь
хозяйственной деятельности, быта
людей
с
историей
народа,
климатом,
географическими
условиями его жизни. Работать с
учебником, а также научнопопулярной
литературой;
просматривать и анализировать
учебные фильмы
Понимать и объяснять, что такое
труд, разделение труда, какова
роль
труда
в
истории
и
современном обществе.
Работать с учебником, научнопопулярной литературой; решать
проблемные задачи, анализировать
и разграничивать понятий
Понимать и объяснять важность
образования в современном мире и
ценность знаний.
Понимать, что образование —
важная
часть
процесса
формирования
духовнонравственных
ориентиров
человека.
Слушать объяснения учителя,
рефлексировать
собственный
опыт, разграничивать понятия
Понимать и объяснять, в чём
заключается смысл понятий «права
человека», правовая культура» и
др.
Понимать
необходимость
соблюдения прав и обязанностей
человека.
Слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников,
работать с текстом учебника и с
источниками
Понимать и объяснять смысл
понятий «религия», «атеизм» и др.
Знать названия традиционных
религий России, уметь объяснять

источник духовно-нравственных их роль в истории и на
ценностей
современном
этапе
развития
общества.
Слушать объяснения учителя,
решать текстовые задачи
8
Современный мир: Современное
общество:
его Понимать, в чём заключаются
самое
важное портрет. Проект: описание самых основные духовно-нравственные
(практическое
важных
черт
современного ориентиры
современного
занятие)
общества
с
точки
зрения общества.
материальной
и
духовной Подготовить проект (или доклад,
культуры народов России
сообщение); работать с научнопопулярной
литературой,
разграничивать
и
систематизировать понятия
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
9
Каким должен быть Мораль, нравственность, этика, Понимать и объяснять взаимосвязь
человек? Духовно- этикет в культурах народов России. таких понятий, как «свобода»,
нравственный облик Право и равенство в правах. ответственность, право и долг.
и идеал человека
Свобода как ценность. Долг как её Слушать объяснения учителя,
ограничение.
Общество
как работать
с
учебником,
регулятор свободы. Свойства и анализировать
проблемные
качества человека, его образ в ситуации
культуре народов России, единство
человеческих качеств. Единство
духовной жизни
10 Взросление человека Социальное измерение человека. Объяснять
важность
в культуре народов Детство, взросление, зрелость, взаимодействия
человека
и
России
пожилой
возраст.
Проблема общества, негативные эффекты
одиночества.
Необходимость социальной изоляции.
развития во взаимодействии с Слушать объяснения учителя,
другими
людьми. решать
проблемные
задачи,
Самостоятельность как ценность
анализировать информацию из
нескольких
источников,
анализировать собственный опыт
11 Религия
как Религия
как
источник Понимать, какой нравственный
источник
нравственности
и потенциал несут традиционные
нравственности
гуманистического
мышления. религии России.
Нравственный идеал человека в Слушать объяснения учителя,
традиционных
религиях. работать
с
учебником,
Современное
общество
и просматривать учебные фильмы по
религиозный идеал человека
теме
12 Наука как источник Гуманитарное знание и его Понимать и объяснять смысл
знания о человеке и особенности.
Культура
как понятия «гуманитарное знание»;
человеческом
самопознание. Этика. Эстетика. осознавать, что культура помогает
Право в контексте духовно- человеку понимать самого себя.
нравственных ценностей
Слушать объяснения учителя,
работать
с
учебником,
с
дополнительной
научнопопулярной литературой
13 Этика
и Что такое этика. Добро и его Объяснять понятия «добро» и
нравственность как проявления в реальной жизни. Что «зло» с помощью примеров из
категории духовной значит
быть
нравственным. истории и культуры народов
культуры
Почему нравственность важна?
России, соотносить эти понятия с
личным
опытом.
Решать
проблемные задачи, работать с

учебником,
рефлексировать
собственный опыт
14 Самопознание
Автобиография и автопортрет: кто Уметь
соотносить
понятия
(практическое
я и что я люблю. Как устроена моя «мораль», «нравственность» с
занятие)
жизнь. Выполнение проекта
самопознанием на доступном для
возраста детей уровне.
Формировать представления о
самом себе; воспитывать навыки
самопрезентации,
рефлексии;
слушать и анализировать доклады
одноклассников
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
15 Труд
делает Что такое труд. Важность труда и Осознавать
важность
труда
человека человеком его экономическая стоимость. объяснять его роль в современном
Безделье,
лень,
тунеядство. обществе.
Трудолюбие, подвиг труда, Понимать
и
осознавать
ответственность.
Общественная трудолюбие как ответственность
оценка труда
перед людьми и самим собой.
16 Подвиг: как узнать Что такое подвиг. Героизм как Понимать и объяснять отличие
героя?
самопожертвование. Героизм на подвига на войне и в мирное время.
войне. Подвиг в мирное время. Знать и называть имена героев.
Милосердие, взаимопомощь
Слушать объяснения учителя,
решать
проблемные
задачи,
анализировать тексты учебника
17 Люди в обществе: Человек в социальном измерении. Понимать и объяснять понятия
духовнонравственно Дружба,
предательство. «дружба»,
«предательство»,
е взаимовлияние
Коллектив. Личные границы Этика «честь»,
«коллективизм»,
предпринимательства. Социальная «благотворительность».
помощь
Слушать объяснения учителя,
решать
проблемные
задачи,
анализировать тексты учебника
18 Проблемы
Бедность.
Инвалидность.
Понимать и объяснять понятия
современного
Асоциальная семья. Сиротство. «бедность»,
«инвалидность»,
общества
как Отражение этих явлений в «сиротство». Предлагать пути
отражение
его культуре общества
преодоления
проблем
духовносовременного
общества
на
нравственного
доступном для понимания детей
самосознания
уровне.
19 ДуховноМилосердие.
Взаимопомощь. Понимать и объяснять понятия
нравственные
Социальное
служение. «милосердие», «взаимопомощь»,
ориентиры
Благотворительность.
«благотворительность»,
социальных
Волонтёрство.
Общественные «волонтёрство». Выявлять общие
отношений
блага
черты
традиций
милосердия,
взаимной
помощи,
благотворительности
у
представителей разных народов.
20 Гуманизм
как Гуманизм.
Истоки Понимать
и
характеризовать
сущностная
гуманистического
мышления. понятие «гуманизм» как источник
характеристика
Философия
гуманизма. духовно-нравственных ценностей
духовноПроявления гуманизма в историко- народов России
нравственной
культурном наследии народов Осознавать важность гуманизма
культуры
народов России
для
формирования
личности,
России
построения взаимоотношений в
обществе.

21

Социальные
профессии;
их
важность
для
сохранения духовнонравственного
облика общества

Социальные профессии:
врач,
учитель, пожарный, полицейский,
социальный
работник.
Духовно-нравственные
качества,
необходимые
представителям этих профессий

22

Выдающиеся
благотворители
в
истории.
Благотворительност
ь как нравственный
долг

23

Выдающиеся учёные
России. Наука как
источник
социального
и
духовного прогресса
общества

Меценаты,
философы,
религиозные
лидеры,
врачи,
учёные,
педагоги.
Важность
меценатства
для
духовнонравственного развития личности
самого мецената и общества в
целом
Учёные России. Почему важно
помнить историю науки. Вклад
науки в благополучие страны.
Важность
морали
и
нравственности
в
науке,
в
деятельности учёных

24

Моя
профессия Труд как самореализация, как
(практическое
вклад в общество. Рассказ о своей
занятие)
будущей профессии

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
25 Гражданин
Родина
и
гражданство,
их
взаимосвязь. Что делает человека
гражданином.
Нравственные
качества гражданина

26

Патриотизм

Патриотизм.
Толерантность.
Уважение к другим народам и их
истории. Важность патриотизма

27

Защита
Родины: Война и мир. Роль знания в защите
подвиг или долг?
Родины. Долг гражданина перед
обществом. Военные подвиги.
Честь. Доблесть

28

Государство.
Россия —
родина

Государство как объединяющее
наша начало. Социальная сторона права
и государства. Что такое закон. Что
такое
Родина?
Что
такое
государство? Необходимость быть
гражданином.
Российская
гражданская идентичность

Понимать и объяснять, что такое
социальные профессии и почему
выбирать их нужно особенно
ответственно. Работать с научнопопулярной литературой, готовить
рефераты,
слушать
и
анализировать
доклады
одноклассников
Приводить примеры выдающихся
благотворителей в истории и в
современной России.
Работать с научно-популярной
литературой,
анализировать
несколько
источников,
разграничивать понятия
Понимать и объяснять, что такое
наука;
приводить
имена
выдающихся учёных России.
Работать с научно-популярной
литературой,
анализировать
несколько
источников,
разграничивать понятия
Обосновывать, какие духовнонравственные качества нужны для
выбранной профессии.
Работать с научно-популярной
литературой,
анализировать
несколько
источников,
разграничивать понятия
Характеризовать
понятия
«Родина»,
«гражданство»;
понимать духовно-нравственный
смысл патриотизма. Слушать
объяснения учителя, работать с
текстом учебника
Приводить примеры патриотизма в
истории
и
в
современном
обществе.
Слушать объяснения учителя,
работать
с
учебником,
рефлексировать собственный опыт
Характеризовать
важность
сохранения мира и согласия.
Приводить примеры военных
подвигов; понимать особенности
защиты чести Родины в спорте,
науке, культуре.
Объяснять понятие «государство».
Уметь выделять и характеризовать
основные
особенности
Российского государства с опорой
на
духовно-нравственные
ценности.

29

30

31

32

Гражданская
идентичность
(практическое
занятие)

Какими
качествами
должен Обосновать важность духовнообладать человек как гражданин
нравственных качеств гражданина.
Работать
с
источниками,
определять понятия, подготовить
практическую работу
Моя школа и мой Портрет школы или класса через Характеризовать понятие «доброе
класс
добрые дела
дело»
в
контексте
оценки
(практическое
собственных
действий,
их
занятие)
нравственного начала. Работать с
источниками, определять понятия,
подготовить практическую работу
Человек: какой он? Человек. Его образы в культуре. Сформулировать
свой
идеал
(практическое
Духовность и нравственность как человека, назвать качества, ему
занятие)
важнейшие качества человека
присущие.
Работать
с
источниками, определять понятия,
подготовить практическую работу
Человек и культура Итоговый проект: «Что значит Показать взаимосвязь человека и
(проект)
быть человеком?»
культуры через их взаимное
влияние. Характеризовать образ
человека
высокой
духовной
культуры,
создаваемый
в
произведениях искусства.
Работать
с
источниками,
систематизировать
понятия,
подготовить проект

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».