Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся 9 классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ныробская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко» Согласовано Принято на заседании методического объединения от 25.08.2023 решением Педагогического совета протокол от 31.08.2023 № 1 Утверждено МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» __________Г.Л. Дьякова Приказ № 323-од от «31 » августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «География» для обучающихся 9 классов Рабочая программа является частью ООП ООО МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» Ныроб, 2023 Пояснительная записка. Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами: 1. Федеральный закон № 273 - ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” 3. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 5. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.32821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; 6. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; 7. Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 18.07.2014 № СЭД26-01-04-627 "Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации, и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения на дому"; 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"; 9. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»; Разработанная рабочая программа реализуется по учебнику А.И.Алексеева, В.В.Николиной и др. «География. Регионы России», Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2018. Количество учебных часов: программа рассчитана на 66 часов, по 2 часа в неделю Основными целями и задачами изучения географии являются: формирование целостного представления об особенностях населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих его народов, выработка умений и навыков адаптации и социально - ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления. Основные задачи: приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные; изучение природно-ресурсного потенциала России; анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил; изучение отраслевой структуры экономики России; знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями. изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования; анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России. Программа обеспечивает достижение обучающимися 9 класса следующих результатов: знать/понимать основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. Содержание тем учебного предмета Раздел 1. Хозяйство России (14 час) Развитие хозяйства. Особенности экономики России. Географическое районирование. ТЭК. Угольная промышленность. Нефтяная промышленность Газовая промышленность. Электроэнергетика. Черная металлургия. Цветная металлургия. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство. Учимся с «Полярной звездой» Транспортная инфраструктура. Транспортная инфраструктура. Социальная инфраструктура. Учимся с «Полярной звездой». Информационная инфраструктура. Обобщающий урок по теме «Хозяйство России!» Практическая работа №1 «Географическое положение» Практическая работа №2. «Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации» Раздел 2. Регионы России (49 часов) Центральная Россия. Центральная Россия. Пространство Центральной России. Освоение территории и население. Центральная Россия: хозяйство (1,2) Учимся с «Полярной звездой» Работа с текстом. Москва — столица России. Европейский Северо –Запад. Европейский Северо –Запад. Пространство Северо –Запада. Северо –Запад- «окно в Европу». Северо –Запад: хозяйство, особенности географического положения Калининградской области. Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой»). Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России». Европейский Север Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой). Европейский Юг Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой»). Поволжье Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района. Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой»). Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья». Урал Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник. Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала. Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой»). Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала». Практическая работа: №3 «Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения района Европейский Север» Практическая работа: №4 «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт» Практическая работа: №5: «Оценка природно-ресурсного потенциала Поволжья на основе тематических карт» Практическая работа: №6 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала» Практическая работа: №7«Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства Сибирь Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота. Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации. Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития. Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района. Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы. Дальний Восток Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой»). Разрабатываем проект «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века». Практическая работа: №8 «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона» Россия в мире (2 ч) Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Учебно – тематический план по географии в 9 классе № п\п Наименование темы, раздела 1. 2. 3. 4. Введение Хозяйство России Регионы России Россия в мире ИТОГО Количество часов 1 14 49 2 66 Литература и средства обучения: 1. Учебник А.И.Алексеев, В.В.Николина и др. «География. Регионы России», Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2018. 2. География.9 кл.: Атлас, - М.: «Просвещение» ,2018 3. Интернет-ресурсы : Географический атлас (geography.su/atlas) http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/ 4. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/523e4226-60b8-b9f7-d940984745d86418/118882/?interface=catalog&class=48&subject=28 География 6-10 классы http://www.mirkart.ru/. Мир карт (mirkart.ru). http://geo.1september.ru/urok/ Электронное приложение к газете “1 сентября» (geo.1 september.ru/urok). 7. http://www.fipi.ru/ Открытый банк заданий ОГЭ (fipi.ru)/ 8. «Решу ОГЭ». задания для подготовки к ОГЭ 9. «Сайт ФИПИ». задания прошлых лет. 10. «ВКонтакте».задания и объяснения для подготовки к ОГЭ по географии. 11. «Инфоурок». короткие видеоролики по всем темам программы географии с 5 по 9 класс. 5. 6. 12. Кроме того, при ведении курса в 9 классе используется дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой, учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы др.); инструментарий диагностики учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания образования); Календарно - тематическое планирование. № п/п Тема Тема 1: Введение 1 Способы подготовки к экзамену Тема 2: Хозяйство России 2 Районирование России. Принципы и виды районирования 3 Изучение изображения Земли из космоса Дата план Дата факт 4 5 6 Сравнение рельефа Восточно-европейской и Западно- Сибирской равнины. Входная контрольная работа Особенности климата равнин. Природные зоны 10 Урал и горы Южной Сибири. Сравнение геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые и экологические проблемы, связанные с их добычей Отличие климата Урала от климата Южной Сибири. Высотная поясность Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Сравнение рельефа. 11 Особенности климата. Оймякон – полюс холода России 12 Северный Кавказ, Дальний Восток. Сравнение рельефа. Эльбрус – высочайшая точка России Главные особенности природы: климат, растительный и животный мир Практическая работа №1 по теме: «Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати» Исследовательская практика России «Как обеспечить экологическую Экологическая безопасность безопасность России» Тема 3; Регионы России 7 8 9 13 14 15 18 Пространство Центральной России. Практическая работа №2 по теме: «Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников Центральная Россия.информации» Освоение территории и степень её заселенности. Центральный район. Особенности развития хозяйства. 19 Волго-Вятский район. Состав района и его своеобразие. 20 Центрально-Чернозёмный район. Особенности природы и хозяйства. 21 Работа с текстом. Анализ научного и художественного текстов. 22 Москва – столица России. Роль и функции Москвы. 23 Дискуссия на тему: «Рост Москвы – это хорошо или плохо?» 24 25 Пространство Северо-Запада. Особенности природы. Северо-Запад – окно в Европу. 26 Особенности развития хозяйства Северо-Запада. 27 28 Санкт-Петербург – вторая столица России. Значение в экономике, науке, культуре. Санкт-Петербург – вторая столица России 29 Полугодовая контрольная работа 30 Практическая работа № 3 по теме: «Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения района Европейский Север» Европейский Север. Географическое положение. Этапы освоения территории Европейского Севера.Особенности Население Полугодовая контрольная работа Полугодовая контрольная Отрасли специализации и промышленные центры Европейского работа природы. Севера 16 17 31 32 33 34 35 Заполнение карты Европейского Севера на основе данных развития промышленности и сельского хозяйства района Пространство Северного Кавказа. Географическое положение. Особенности природы. Практическая работа № 4 по теме «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт» 37 География народов Северного Кавказа и специфика его расселения Сельское хозяйство – главная отрасль Северного Кавказа 38 Разработка проекта «Развитие рекреации на Северном Кавказе» 39 Пространство Поволжья. Особенности природы. Волга – главная хозяйственная района. Поволжья. Традиции и обычаи Этапы освоенияось территории 36 40 43 народов. Практическая работа № 5 по теме: «Оценка природноресурсного потенциала Поволжья на основе тематических карт» Особенности развития и размещения хозяйства Поволжья. Отрасли специализации промышленности. Экологические проблемы Поволжья 44 Пространство Урала. Состав и соседи. Особенности природы 45 46 Этапы развития Урала. Современное хозяйство, отрасли специализации. Практическая работа № 6 по теме: «Сравнение природных 47 условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и Быт восточной частей Урала» Население. и традиции народов Урала. 48 Анализ ситуации «Специфика проблем Урала» 49 Повторение темы «Европейская Россия» 41 42 Азиатская Россия 50 Сибирь. Географическое положение. Природа. 51 Практическая работа № 7 по теме: «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири 52 Заселение и освоение территории Сибири. Коренные народы Севера Хозяйство Сибири. Отрасли специализации 53 54 55 56 57 58 Западная Сибирь – главная топливная база России. Городамиллионеры. Восточная Сибирь. Отрасли специализации. Озеро Байкал . Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге» Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге» Дальний Восток. Уникальность географического положения. 60 Особенности природы Практическая работа № 8 по теме: «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона» Освоение территории Дальнего Востока. Население. 61 Различия северной и южной частей Дальнего Востока 59 62 63 64 65 Хозяйство Дальнего Востока. Отрасли специализации и крупные центры. Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века» Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века» Тема 4: Россия в мире Соседи России и взаимоотношения с ними Как проходят границы России? Сфера влияния России Современная Россия О чем говорят географические названия 66 Изучаем свой край Геополитическое и экономическое влияние России в разные исторические периоды Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)