Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык» для 2 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами:
1. Федеральный закон № 273 - ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования»;
3. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 "Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования" (в действующей редакции);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
6. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.32821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования";
8. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»;
9. Учебный план 1-4 классов.
Основанием для разработки данной рабочей программы послужила завершенная предметная
линия учебников «Немецкий язык» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений, авторы: И. Л.
Бим, Л. И. Рыжова, Л. М. Фомичева и др. УМК «Школа России» ОАО «Издательство «Просвещение».
Данная предметная линия учебников «Немецкий язык» для 2-4 классов общеобразовательных
учреждений реализует личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания,
включающую наряду с личностно-ориентированным подходом к обучению иностранным языкам
также деятельностный, коммуникативный, социокультурный (межкультурный, обеспечивающий
диалог культур) подходы. Материалы учебника даны в соответствии с возрастными особенностями
учащихся.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
учебники 2-4 классов направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов по иностранным языкам.
Цели и задачи обучения
Интегративной целью обучения немецкому языку в начальных классах является формирование
элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в
основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность
младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями
изучаемого языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер
общения, доступных для младшего школьника. Следовательно, изучение иностранного языка в
начальной школе направленно на достижение следующих целей:
учебные (формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в устных
(аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо) видах речевой деятельности);
образовательные (формирование у учащихся социальных умений с использованием немецкого
языка, изучение культуры сверстников из других стран, знакомство с соответствующим возрасту
зарубежным фольклором и детской художественной литературой, расширение кругозора и развитие
межкультурных представлений);
развивающие (развитие интеллектуальных функций и универсальных учебных умений младших
школьников, повышение их речевых возможностей, укрепление учебной мотивации в изучении языка
и расширение познавательных интересов);
воспитательные (воспитание нравственных качеств личности младшего школьника, волевой
саморегуляции, толерантного отношения и уважения к представителям иных культур, ответственного
отношения к учёбе и порученному делу, чувства патриотизма).
Общая характеристика учебного предмета
Иностранный язык — один из важных учебных предметов в системе подготовки современного
младшего школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Наряду с русским языком и
литературным чтением он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его
общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Изучение иностранного языка и в
том числе немецкого способствует приобщению школьников к культуре другого народа и вместе с тем
осознанию себя как носителей культуры и духовных ценностей своего народа и соответственно
осознанию своей национальной идентичности.
Изучение немецкого языка в начальной школе носит активный, деятельностный характер, и это
соответствует возрастным особенностям младшего школьника, для которого активное
взаимодействие с окружающим миром является естественной формой познания.
C учётом поставленных учебных, образовательных, воспитательных и развивающих целей
изучения предмета «Иностранный язык» в начальной школе, формулируются следующие задачи:
формировать у младших школьников отношение к иностранному языку как средству
межличностного и межкультурного общения на основе взаимопонимания с теми, кто говорит и пишет
на изучаемом языке, а также как средству познавательной деятельности через устное общение, чтение,
слушание и письменную речь;
развивать на доступном уровне системные языковые представления младших школьников об
изучаемом языке, его функционировании в устной и письменной речи, расширяя лингвистический
кругозор учащихся и обеспечивая усвоение лексико-грамматических средств;
создавать педагогические условия для приобщения младших школьников к новому для них
миру общения на изучаемом языке, преодоления языкового и культурного барьера и формирования
мотивации овладения новыми коммуникативно-социальными умениями;
воспитывать качества личности учащихся начальной школы, их нравственно-ценностную
ориентацию, эмоционально-чувственную сферу, а также познавательные способности, мышление и
творчество в ходе овладения языковыми знаниями на коммуникативной основе;
включать младших школьников в новый для них социально-коммуникативный опыт
средствами обучающей игры, драматизации, фольклора, музыки, моделирования жизненных
ситуаций, обсуждения доступных возрасту проблем, учебного сотрудничества и проектной
деятельности;
обучать учащихся начальной школы универсальным познавательным стратегиям и способам
работы с компонентами учебно-методического комплекта, мультимедийным приложением, учебной
информацией в сети Интернет, символико-графической презентацией знаний, а также учебному
сотрудничеству.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение
немецкого языка в начальной школе выделяется 204 ч. во 2, 3 и 4 классах (из расчета 2 часа в неделю,
68 часов в год)
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На данной ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и
способов деятельности в следующих пределах: умение соотнести графический образ слова с его
звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения; наблюдение, сравнение и
элементарный анализ языковых явлений - звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и
предложений. У школьников формируется умение действовать по образцу и по аналогии при
составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; умение списывать слова,
предложения, текст на немецком языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или
изменять в нем слова в соответствии с решаемой учебной задачей (например, с целью формирования
орфографических, лексических, грамматических навыков); умение пользоваться двуязычным
словарем учебника и др.
Ценностные ориентиры содержания предмета.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Иностранный язык» основываются на
концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся
методологической основой реализации ФГОС общего образования. В соответствии с данной
концепцией «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России» - педагогически
организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей,
имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются
многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья.
В учебном процессе российские школьники и дети стран изучаемого языка представлены в
ситуациях, которые позволяют на доступном для младших школьников уровне обсуждать такие
вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота
о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях.
Существенное место уделяется и современным проблемам бережного отношения к природе и
природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения разнообразия природы не только родной
страны, но и всей планеты Земля, что закладывает основы формирования экологического сознания
младших школьников.
Ценностные ориентиры составляют содержание, главным образом, воспитательного аспекта. В
предлагаемом курсе воспитание связано с культурой и понимается как процесс обогащения и
совершенствования духовного мира учащегося через познание и понимание новой культуры. Факты
культуры становятся для учащегося ценностью, то есть приобретают социальное, человеческое и
культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с
познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его
мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, развития
его творческих сил и способностей.
Таким образом, содержание обучения иностранному языку в начальной школе отражает базовые
ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального общего
образования задачу — средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.
Ведущие формы, методы обучения, педагогические технологии
Применение разнообразных педагогических технологий:
• Информационно - коммуникационные технологии;
• Проектная технология (выполнение учениками исследовательских, творческих проектов);
• Игровые технологии;
• Здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, чередование различных видов
деятельности учащихся на уроке с целью снятия напряжения и усталости).
• Дифференцированное обучение;
• Групповые формы и методы;
Методика применения упражнений зависит от целей занятий.
Формы и средства контроля
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и
фронтальная устные проверки, самостоятельные работы, письменные контрольные работы,
тестирования. В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают
текущий, тематический и итоговый виды контроля.
Текущий контроль проводится как в письменной, так и в устной форме.
Итоговый контроль по немецкому языку проводится в форме итоговых проверочных работ за
полугодие и за год и носят комбинированный характер.
В тематическом планировании включены две итоговые проверочные работы за полугодие и за
год. На проведение итоговой проверочной работы за полугодие добавлен 1 час в теме Вводный курс из
резервных часов. Для проведения итоговой проверочной работы за год использован резервный час из
уроков повторения.
Тесты, контрольные работы
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Итого
Виды проверочных
работ
Контрольные
1
1
1
3
работы
УМК
- Учебник «Немецкий язык» в двух частях.
- Книга для учителя. К ней прилагаются:
Дополнительный материал для отработки произношения.
1. Схемы из геометрических фигур с примерами к ним по аналогии с которыми ученики смогут
составлять свои варианты предложений.
2. Образцы карточек для парной работы.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты
личностные: общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
осознание себя гражданином своей страны; осознание языка, в том числе иностранного, как основного
средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием
средств изучаемого иностранного языка. метапредметные:
• развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
• развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые
и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
• расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
• развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
формирование мотивации к изучению иностранного языка;
• овладение умением координированной работы с разными компонентами учебнометодического комплекта.
предметные: овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка
(фонетических, лексических, грамматических); умение находить и сравнивать такие языковые
единицы как звук, буква, слово.
Основные содержательные линии
В курсе немецкого языка можно выделить следующие содержательные линии:
• коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении,
чтении и письме;
• языковые средства и навыки пользования ими;
• социокультурная осведомленность;
• общеучебные и специальные учебные умения.
Основной содержательной линией из четырёх перечисленных являются коммуникативные
умения, которые представляют собой результат овладения немецким языком на данном этапе
обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами,
а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким
образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений.
Формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной
осведомлённостью младших школьников. Все указанные содержательные линии находятся в тесной
взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Немецкий язык».
Обучение перечисленным видам речевой деятельности происходит во взаимосвязи. Однако
наблюдается некоторое устное опережение, вызванное объективными причинами: овладение
письменными формами общения (чтением и письмом), связанное с необходимостью формирования
техники чтения и техники письма, происходит более медленно. Поэтому темпы овладения разными
видами речевой деятельности уравниваются только к концу обучения в начальной школе.
Предметное содержание речи
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и
воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников и
включает следующее:
Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений; имя, возраст.
Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета).
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби.
Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные
продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество.
Подарки.
Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые
сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы.
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия.
Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что
умеет делать.
Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные
занятия на уроках.
Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и
интерьера. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода.
Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица.
Литературные персонажи книг, популярных среди моих сверстников (имена героев книг, черты их
характера). Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке
(рифмовки, стихи, песни, сказки).
Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в ряде ситуаций
общения (в школе, во время совместной игры, в магазине).
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
В русле говорения
1. Диалогическая форма. Умение вести:
• этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно - трудового и межкультурного
общения, в том числе с помощью средств коммуникации;
• диалог - расспрос (запрос информации и ответ на него);
• диалог - побуждение к действию.
2. Монологическая форма
Умение пользоваться:
• основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей).
В русле аудирования. Воспринимать на слух и понимать:
• речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально
реагировать на услышанное;
• небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом
материале, в том числе полученные с помощью средств языковой коммуникации.
В русле чтения. Читать:
• вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
• про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные
новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит
действие и т.д.).
В русле письма. Владеть:
• умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
• основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное
письмо.
Языковые средства и формируемые навыки
Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы немецкого алфавита. Звукобуквенные
соответствия. Основные буквосочетания. Знаки транскрипции. Апостроф. Основные правила чтения и
орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Все звуки немецкого языка. Нормы произношения звуков
немецкого языка (долгота и краткость гласных, оглушение звонких согласных в конце слога или
слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными). Дифтонги. Ударение в изолированном
слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах). Членение
предложения на смысловые группы. Ритмико- интонационные особенности повествовательного,
побудительного и вопросительного (общий и специальный вопросы) предложений. Интонация
перечисления.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объёме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и
продуктивного) усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые
клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру немецкоговорящих стран.
Интернациональные слова (das Kino, die Fabrik). Начальные представления о способах
словообразования: суффиксация (- er -, -in-, -chen-, -lein-, -tion-, -ist-); словосложение (das Lehrbuch);
конверсия (das Lesen, die Kalte).
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложения:
повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий и специальный вопросы.
Вопросительные слова: wer, was, wie, warum, wo, wohin, wann. Порядок слов в предложении.
Утвердительные и отрицательные предложения. Простое предложение с простым глагольным
сказуемым (Wir lesen gern.), составным именным сказуемым (Meine Familie ist groß.) и составным
глагольным сказуемым (Ich lerne Deutsch sprechen.). Безличные предложения (Es ist kalt. Es schneit).
Побудительные предложения (Hilf mir bitte!). Предложения с оборотом Es gibt. Простые
распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные
предложения с союзами und, aber.
Грамматические формы изъявительного наклонения: Präsens, Futurum, Präteritum, Perfekt.
Слабые и сильные глаголы. Вспомогательные глаголы haben, sein, werden.
Глагол - связка sein. Модальные глаголы können, wollen, müssen, sollen, dürfen. Неопределенная
форма глагола (Infinitiv).
Существительные в единственном и множественном числе с определенным/ неопределенным
артиклем. Склонение существительных.
Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по
правилам, и исключения.
Местоимения: личные, притяжательные и указательные (ich, du, er, mein, dieser, jener).
Отрицательное местоимение kein.
Наречия времени: heute, oft, nie, schnell и др. Наречия, образующие степени сравнения не по
правилам: gut, viel, gern.
Количественные числительные (до 100), порядковые числительные (до 30).
Наиболее употребительные предлоги: in, an, auf, hinter, neben, mit, über, unter, nach, zwischen, vor.
Социокультурная осведомленность
В процессе обучения немецкому языку в начальной школе обучающиеся знакомятся: с
названиями стран изучаемого языка; некоторыми литературными персонажами популярных детских
произведений; сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями
детского фольклора (стихами, песнями) на немецком языке; элементарными формами речевого и
неречевого поведения, принятого в странах изучаемого языка.
Специальные учебные умения
Младшие школьники овладевают следующими специальными (предметными) учебными
умениями и навыками:
• пользоваться двуязычным словарем учебника (в том числе транскрипцией);
• пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем.
• вести словарь (словарную тетрадь);
• систематизировать слова, например, по тематическому принципу;
• пользоваться языковой догадкой, например, при опознавании интернационализмов;
• делать обобщения на основе структурно - функциональных схем простого предложения;
• опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например, артикли.
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Немецкий язык» младшие школьники:
• совершенствуют приемы работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках
родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам,
списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.п.);
• овладевают более разнообразными приемами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы, контекст;
• совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать
разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
• учатся осуществлять самоконтроль, самооценку,
Общеучебные и специальные учебные умения, а также социокультурная осведомленность
приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах
речевой деятельности
Учебно-тематическое планирование учебного материала по немецкому языку во 2 классе
№ урока
1-31
§1
§2
§3
§4
§5
§6
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Тема урока
Вводный курс
Основный курс:
«Наши новые персонажи учебника. Кто они? Какие они?»
«Чьи это фотографии? Что они рассказывают?»
«Что Сабина и Свен делают дома?»
«И что мы только не делаем?»
«И чего я только не умею?»
«Добро пожаловать на наш праздник»
Всего
Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Вводный урок. Что надо знать перед тем, как отправиться в путь?
Давайте познакомимся!
Итак, как поздороваться и представиться по-немецки?
О чём говорят пальчиковые куклы?
Поиграем? Споём?
Поиграем? Споём?
А всё ли мы успели повторить?
Как при знакомстве представить других?
Как уточнить, переспросить?
Как на вопрос-сомнение дать отрицательный ответ?
Поиграем? Споём?
Поиграем? Споём?
А всё ли мы успели повторить?
Как выяснить, кто это?
Итак, как спросить, кто это?
Спрашиваем, как зовут сверстников, как зовут взрослых
Поиграем? Споём?
Поиграем? Споём?
А всё ли мы успели повторить?
Спросим, кто откуда
Как спросить о возрасте?
Что мы уже можем сообщить о себе?
Поиграем? Споём?
А всё ли мы успели повторить?
Итак, кто придёт на «Праздник алфавита»?
Как сказать, кто какой?
Готовимся к «Празднику алфавита»
Поиграем? Споём? Алфавитная песенка.
Контрольная работа №1
«Праздник алфавита»
Страноведение. Адвент. Рождество. Новый год.
Итоговый урок. Повторение изученного материала.
Мы знаем некоторых героев немецких книг. Не правда ли?
А вот новые персонажи учебника.
Почта пришла!
Активизация изученной лексики.
Мы играем и поём.
Количество
часов
32
8
6
6
6
6
4
68
Дата
план
Дата
факт
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Мы играем и поём.
А всё ли мы успели повторить?
Семейные фотографии из Германии.
А это чьи семейные фотографии?
Письмо от Свена.
Мы играем и поём.
Мы играем и поём.
А всё ли мы успели повторить? Тест №2
О чём рассказывают семейные фотографии Свена?
Что любят делать Сабина и Свен? А вы?
А что не любят делать Сабина и Свен?
Мы играем и поём.
Мы играем и поём.
А всё ли мы успели повторить? Контрольная работа №2
Аня и Саша играют в репортёров.
О чём разговаривают сегодня дети на уроке немецкого языка?
Аня и Саша пишут письма Сабине и Свену. А вы?
Мы играем и поём.
Мы играем и поём.
А всё ли мы успели повторить? Тест №3
Касперле говорит: «Кто хочет, тот сможет!»
Как Касперле хочет развеселить принцессу?
Кто однажды пришёл к королю?
Мы играем и поём.
Мы играем и поём.
А всё ли мы успели повторить?
Скоро классный праздник.
Итоговая контрольная работа за второй класс.
Как заканчивается сказка?
Наш классный праздник «До свидания, второй класс!»
Контрольная работа №3