Положение о проектной деятельности обучающихся в МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ныробская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко» «ПРИНЯТО» Педагогическим советом Протокол № 1 «31» августа 2023 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» Г.Л. Дьякова Приказ № 311-од от «31» августа 2023 г. Положение о проектной деятельности обучающихся в МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» 1. Общие положения 1.1. Положение о проектной деятельности обучающихся регулирует организационные вопросы проектной деятельности обучающихся, которая является составной частью образовательного процесса в МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» (далее – школа) и осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. 1.2. Положение разработано в соответствии с федеральным и региональным законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральными образовательными программами НОО, ООО, СОО. 1.3. Школа планирует и организует проектную деятельность в рамках основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ООП НОО, ООО и СОО соответственно, ООП). 2. Организация проектной деятельности 2.1. Результаты выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов обучающихся используются для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, достижения предметных результатов. 2.2. На уровне начального общего образования проектная деятельность обучающихся реализуется в рамках урочной и внеурочной деятельности в соответствии с ООП НОО и локальными нормативными актами школы. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся может быть одним из направлений внеурочной деятельности и обеспечивать углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. 2.3. На уровне основного общего и среднего общего образования групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее – проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие). 2.4. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися. 2.5. Результатом проекта является одна из следующих работ: письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад, отчетные материалы по социальному проекту и другие); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и других; материальный объект, макет, иное конструкторское изделие. 2.6. Выполнение обучающимися индивидуального проекта не исключает их участие в групповых проектах. 2.7. Индивидуальные и групповые проекты выполняются обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора). 2.8. Тьюторы назначаются приказом директора. 2.9. Тьюторы: формулируют совместно с обучающимися темы, предлагаемые для выполнения обучающимися; организуют очно и дистанционно индивидуальные и групповые консультации для обучающихся в процессе выполнения проектов (как плановые, так и по запросам обучающихся), осуществляют контроль деятельности обучающихся и несут ответственность за качество представляемых на защиту работ; проводят индивидуальные консультации с обучающимися, представляющими свои проекты на конкурсы разного уровня. Для участия проектной работы в конкурсных мероприятиях разного уровня (муниципальных, окружных, региональных, федеральных) тьютор организует оформление сопровождающей документации, предусмотренной форматом данного конкурса, и согласовывается с директором школы. 2.10. После выбора темы проекта обучающиеся согласуют ее с тьютором. 2.11. Обучающиеся самостоятельно при поддержке тьютора определяют цель (продукт) проекта, его особенности, согласуют с тьютором план-график выполнения проекта. 2.12. Результаты выполнения проекта могут учитываться как результаты промежуточной аттестации согласно ООП и локальным нормативным актам школы. 2.13. Оценка проектов обучающихся проводится в форме их защиты обучающимися на заседании школьной комиссии. 2.14. Состав школьной комиссии по рассмотрению и оценке проектов обучающихся определяется директором. 2.15. Школьная комиссия по рассмотрению и оценке проектов обучающихся: проводит предварительное рассмотрение проектов обучающихся, представляемых к защите; определяет даты защиты проектов обучающихся; организует и проводит оценивание проектов обучающихся; инициирует выдвижение лучших проектов для участия в конкурсных мероприятиях разного уровня. 3. Требования к проекту в форме письменной работы 3.1. Результаты проекта в форме письменной работы оформляются в письменном виде со следующей структурой: титульный лист (по образцу согласно приложению 1 к настоящему положению); оглавление; введение; основная часть; заключение; список литературы (библиографический список); приложения. 3.2. Введение должно включать в себя: формулировку предпроектной идеи; обоснование актуальности темы; описание степени изученности данного вопроса; формулировку поставленной проблемы; определение целей и задач; описание необходимых ресурсов, в том числе краткий обзор используемой литературы и источников; описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы. 3.3. Основная часть письменной работы делится на главы и должна содержать информацию, собранную и обработанную в ходе создания проекта, в том числе: описание основных рассматриваемых фактов; характеристику методов решения проблемы; сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения; описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т. д.). 3.4. В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию результатов представленного проекта. 3.5. В списке используемых источников указываются публикации, издания и другие источники, использованные автором. Каждый источник оформляется следующим образом: фамилия, инициалы автора; название издания; выходные данные издательства; год издания; номер выпуска (если издание периодическое); количество страниц, ссылка на публикацию в интернете. Все источники должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке. Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности: законы, постановления правительства; официальные справочники; художественные произведения; специальная литература; периодические издания; интернет-источники. 3.6. Основной текст письменной работы печатается на страницах формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер – 12 пт, межстрочный интервал – 1,5. Поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – 20 мм. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов по желанию обучающегося – автора проекта. 3.7. Общий объем текста работы – от 5 до 20 страниц (не считая титульного листа). Приложения могут занимать до пяти дополнительных страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. 4. Порядок защиты проекта 4.1. Публичная защита проекта проводится лично автором (авторами) в устной форме на заседании школьной комиссии. 4.2. Даты защиты проектов определяет школьная комиссия по рассмотрению и оценке проектов обучающихся, они утверждаются директором не позднее чем за месяц до дня защиты. 4.3. На публичной защите автору (авторам) обеспечивается возможность: представить результаты своей работы в форме письменных отчетных материалов, готового проектного продукта, устного выступления и электронной презентации; публично обсудить результаты деятельности с другими обучающимися, педагогами, родителями, специалистами-экспертами, организациями-партнерами; получить квалифицированную оценку результатов своей деятельности от членов педагогического коллектива и независимого экспертного сообщества (представители вузов, научных организаций и других). 4.4. Тьютор заранее знакомит обучающихся с регламентом проведения защиты проекта, параметрами и критериями оценки – минимум за две недели до публичной защиты. 4.5. На публичной защите проекта речь обучающегося должна включать: актуальность проекта; положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей; ресурсы (материальные и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов; риски реализации проекта и сложности, которые ожидают при массовой реализации данного проекта. 4.6. Обучающийся вправе использовать в ходе публичной защиты проекта презентацию, аудио-, видео- и другие материалы. 4.7. Продолжительность выступления обучающегося не должна превышать 10 минут. После завершения выступления автор проекта отвечает на вопросы членов школьной комиссии по рассмотрению и оценке проектов обучающихся (не более 5 минут). 5. Оценка проектной работы 5.1. Оценка проектов обучающихся проводится школьной комиссией по рассмотрению и оценке проектов обучающихся по следующим критериям: сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других; сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий; сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. 5.2. Во время оценки проектов обучающихся члены комиссии заполняют лист оценки согласно приложению 2 к настоящему положению. Приложение 1 к Положению о проектной деятельности обучающихся Образец титульного листа проекта обучающегося Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 3» (МБОУ Школа № 3) Индивидуальный проект по теме: «Применение робототехники на уроках биологии в качестве опытных моделей живых организмов» Обучающийся: Иванов Иван Иванович Руководитель проекта: Петров Петр Петрович, учитель биологии рп. Ныроб, 2023 Приложение 2 к Положению о проектной деятельности обучающихся Лист оценки индивидуального (группового) проекта Критерии Тема проекта Разработанность проекта Значимость проекта для обучающегося Оформление текста проектной работы Защита проекта Параметры Тема проекта актуальна с позиций индивидуальных потребностей и интересов обучающихся Тема отражает ключевую идею проекта и ожидаемый продукт проектной деятельности Тема сформулирована креативно, вызывает интерес аудитории Структура проекта соответствует его теме Разделы проекта отражают его основные этапы Актуальность и перечень задач проектной деятельности согласованы Ход проекта по решению поставленных задач представлен Выводы по результатам проектной деятельности зафиксированы Приложения, иллюстрирующие достижение результатов проектной деятельности, включены в текст проектной работы Содержание проекта отражает индивидуальный познавательный стиль обучающегося, его склонности и интересы Идея проекта значима для обучающегося с позиций предпрофильной ориентации и (или) увлечений и интересов в системе дополнительного образования В тексте проектной работы и (или) в ходе презентации проекта обучающийся демонстрирует свой интерес к результатам проекта, уверенно аргументирует самостоятельность его выполнения, показывает возможные перспективы использования результатов проекта Текст проектной работы (включая приложения) оформлен в соответствии с принятыми в школе требованиями В оформлении текста проектной работы использованы оригинальные решения, способствующие ее положительному восприятию Защита письменной работы сопровождается презентацией, которой достаточно для понимания концепции проекта без чтения текста проектной работы Защита проекта в иной форме оригинальна и соответствует сути проекта, раскрывает его Оценка (от 1 до 5 баллов) тему и значение Обучающийся уверенно отвечает на вопросы по содержанию проектной деятельности Обучающийся демонстрирует осведомленность в вопросах, связанных с содержанием проекта; способен дать развернутые комментарии по отдельным этапам проектной деятельности Максимальный балл – 90 Общая оценка проектной деятельности обучающегося Критерий Фактический показатель Проставить «V» напротив показателя, который соответствует оценке обучающегося Сформированность Способность к самостоятельному познавательных приобретению знаний и решению проблем, УУД проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения Поиск и обработка информации Формулировка выводов и (или) обоснование и реализация принятого решения Обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других Сформированность Умение раскрыть содержание работы предметных знаний Умение грамотно и обоснованно в и способов действий соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий Сформированность Умение самостоятельно планировать и регулятивных УУД управлять своей познавательной деятельностью во времени Умение использовать ресурсные возможности для достижения целей Умение осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях Сформированность Умение ясно изложить и оформить коммуникативных выполненную работу УУД Умение представить результаты работы Умение аргументированно ответить на вопросы ИТОГО: