Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко»

СОГЛАСОВАНО
Протокол педагогического совета
от 24.12.2020 № 8

У «Ныробская СОШ имени
» от 28.12.2020 № 424-од
/ /Г.Л.Дьякова/

Положение
об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

2

1. Общие положения

1.1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
1.2. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
производится на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»;
приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования»;
приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 24.11.2015) «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»;

3

приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении
Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи";
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
Приказ Минобрнауки Пермского края от 18.07.2014 № СЭД-26-01-04-627
«Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации родителей
(законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а
также детей-инвалидов в части организации обучения на дому»;
Программа
«Особый
ребенок»,
рекомендованная
департаментом
образования Пермской области (Пермь, ПОИПКРО, 2002 г.);
2. Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ
2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с
учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том
числе получение социально-педагогической и психологической помощи,
бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1) в образовательной организации;
2) вне образовательной организации:
по образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования - на дому или в медицинских организациях, в
форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено
в форме самообразования;

«а
4

по образовательным программам дошкольного образования - в форме
семейного образования.
2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные
программы:
образовательная программа, разработанная и утвержденная МАОУ
«Ныробская СОШ имени А.В. Флоренко»;
-образовательная программа для ребенка-инвалида («Особый ребёнок»),
разработанная и утвержденная МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В. Флоренко» в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида,
утвержденной федеральными государственными учреждениями медико­
социальной экспертизы (далее - МСЭ) по результатам проведения МСЭ.
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с
участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов
может сопровождаться поддержкой тьютора (ассистента (помощника))
организации, осуществляющей образовательную деятельность, на основании
рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника),
тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМГЖ, а обучающемуся, имеющему
статус инвалида, - ПМГЖ и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.
2.4. Адаптированная образовательная программа - образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей
и
при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии.
2.4. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным
основным образовательным программам:
начального общего образования срок обучения увеличивается не
более чем на два года (до шести лет освоения образовательной программы);
основного общего образования срок обучения увеличивается не более
чем на один год.
среднего общего образования срок обучения увеличивается не более
чем на один год.
2.5.
В
случае
обучёния
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам в МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.
Флоренко» создаются специальные условия для получения образования

5

указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и
методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В. Флоренко» и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ.
Доступность образовательной среды МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.
Флоренко» предполагает:
доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности и учебы, наличие
оборудованного рабочего и читального мест;
2.6. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть
реализованы в следующих формах:
1)
урочной и внеурочной деятельности;
2)
с
применением
электронного
обучения
и дистанционных
образовательных технологий. Для образовательных программ дошкольного
образования дистанционная форма реализации образовательных программ не
применяется;
3)
сетевой и др.
2.7. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с
ОВЗ (с задержкой психического развития и различными формами умственной
отсталости).
2.8. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются:
1) бесплатным двухразовым питанием;
2) бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной
учебной
литературой,
а
также
услугами
сурдопереводчиков
и
тифлосурдопереводчиков.
2.9. За присмотр и уход за детьми-инвалидами родительская плата при
обучении по дошкольным образовательным программам не взимается.
2.10.
Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится
в форме государственного выпускного экзамена в соответствии с приказом

6

Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего общего образования».
2.11. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам
по их желанию проходить государственную итоговую аттестацию в форме
основного государственного экзамена (9 классы).
2.12. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не
имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по
адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается
свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном приказом
Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца
свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными
возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не
имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по
адаптированным основным общеобразовательным программам».
2.14. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее
образование, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в
форме основного государственного экзамена (9 классы) выдаются документы об
образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).
3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и
внеурочной форме

3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как
совместно с другими обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах,
группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность.
3.2. Класс инклюзивного обучения, отдельный класс для обучающихся с
ОВЗ, открываются на основании приказа директора МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В. Флоренко» и комплектуются на основании заключения ПМПК и
заявления родителей (законных представителей) о согласии на обучение ребенка в
классе инклюзивного образования, отдельном классе для обучающихся с ОВЗ.
3.3. Количество учащихся в классе определяется исходя из максимального
количества детей с ОВЗ в классах в зависимости от категории учащихся и
вариантов программы.
Комплектование инклюзивных классов производится с учетом требований,
установленных в приложении 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15.
3.4. При необходимости проводится коррекционная работа детей с ОВЗ.
Такая работа осуществляется на основе адаптированной образовательной

программы или программы коррекционной работы, являющейся разделом
основной образовательной программы общего образования.
3.5. Ребенку с ОВЗ может быть установлен диагностический период, по
истечении которого психолого-медико-педагогический консилиум или специалист
(специалисты),
осуществляющий
психолого-медико-педагогическое
сопровождение обучающихся выносит заключение о возможности продолжения
обучения такого ребенка по образовательной программе, рекомендованной
ПМПК. Данное заключение утверждается решением педагогического совета и
доводится до сведения родителей (законных представителей).
3.6.
Психолого-педагогическое
сопровождение
ребенка
с
ОВЗ
осуществляют учитель-дефектолог, учитель-логопед.
3.7. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или
адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в ПМГЖ по
письменному заявлению родителей (законных представителей) или по
направлению образовательных организаций с письменного согласия родителей
(законных представителей).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».