Положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (ШПМПк)в МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В. Флоренко»

I.
1.1.

Общие положения
Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме регламентирует

деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее - консилиум) МАОУ
«Ныробская СОШ имени А.В. Флоренко»


по созданию и реализации специальных образовательных условий (далее -

СОУ) для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК);


по определению направлений коррекционно-развивающей работы с обучаю-

щимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации.
1.2.

Настоящее

положение

разработано

в

соответствии

со

следующими

нормативными документами:
 Конституцией Российской Федерации;
 Конвенцией ООН о правах ребёнка;
 Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013г.,
№ 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г.,
№ 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г.,
№ 1599 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
 Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2000
№27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного
учреждения»;
 Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 №
08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
 Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2015 №
ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с
ОВЗ»;
 Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 №
ВК 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
 Постановление Главного государственного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об
утверждении

СанПиН 2.4.2.3286-15

«Санитарно-эпидемилогические

требования к

условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

1.3.

Уставом МАОУ «Ныробская СОШ имени А.Ф. Флоренко».
Деятельность ПМПК направлена на решение задач, связанных со своевременным

выявлением детей

с особыми образовательными потребностями. Целью консилиума

является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического
сопровождения обучающихся с ОВЗ исходя из возможностей ОО и в соответствии со
специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными
особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
1.4.

В своей деятельности консилиум руководствуется федеральными и региональными

нормативно-правовыми актами, регламентирующими оказание психолого-педагогической
и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной
образовательной программы, развитии и социальной адаптации, в том числе обучение
детей

ОВЗ, детей-инвалидов, локальными

нормативными

актами,

уставом ОО,

договорами между ОО и другими организациями в рамках сетевого взаимодействия,
настоящим положением.
1.5.

Консилиум создается приказом директора ОО независимо от ее организационно-

правовой формы. Руководитель консилиума назначается из числа административноуправленческого состава организации приказом директора.
1.6.

Информация о результатах обследования ребенка специалистами консилиума,

особенностях

программы

психолого-педагогического

сопровождения,

является

конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия
родителей (законных представителей) обучающихся третьим лицам не допускается, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.7.

Решения, принятые на заседании консилиума, являются обязательными для всех

специалистов, сопровождающих ребенка.
II. Цель и задачи ПМПК
2.1.

Цель

ПМПК:

обеспечение

диагностико-коррекционного,

психолого-медико-

педагогического сопровождения обучающихся (классов) с особыми образовательными
потребностями исходя из реальных возможностей и в соответствии со специальными
образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями,
состоянием соматического и нервно-психического здоровья, для получения ими
качественного образования.
2.2. Задачи ПМПК:

Задачами деятельности консилиума являются:


выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в ОО) диагностика

отклонений и резервных возможностей в развитии и социализации;


выявление детей, нуждающихся в создании СОУ, в том числе оценка их резервных

возможностей развития, и подготовка рекомендаций по направлению их на ПМПК для
определения СОУ, формы получения образования, образовательной программы, которую
ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, в том
числе коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных
педагогических подходов по созданию специальных условий для получения образования;


определение

характера,

продолжительности

и

эффективности

специальной

(коррекционной) помощи в рамках имеющихся возможностей в данной ОО;


создание и реализация рекомендованных ПМПК СОУ для получения образования;



разработка и реализация специалистами консилиума программы психолого-

педагогического сопровождения;


оценка

эффективности

реализации

программы

психолого-педагогического

сопровождения;


изменение

при

необходимости

компонентов

программы

психолого-

педагогического сопровождения, коррекция необходимых СОУ в соответствии с
образовательными достижениями и особенностями психического развития ребенка с ОВЗ;


подготовка рекомендаций родителям по повторному прохождению ПМПК при

наличии необходимости изменения СОУ в соответствии с изменившимся состоянием
ребенка и характером овладения образовательной программой;


подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка,

динамику

его

состояния,

уровень

достигнутых

образовательных

компетенций,

эффективность коррекционно-педагогической деятельности специалистов консилиума;


консультативная и просветительская работа с родителями, педагогическим

коллективом ОО в отношении особенностей психического развития и образования
ребенка с ОВЗ, характера его социальной адаптации в образовательной среде;


координация деятельности по психолого-медико-педагогическому сопровождению

детей с ОВЗ с другими образовательными и иными организациями (в рамках сетевого
взаимодействия),

осуществляющими

сопровождение

(и

психолого-медико-

педагогическую помощь) детей с ОВЗ, получающих образование в данной организации


организационно-методическая поддержка педагогов ОО в отношении образования

и социальной адаптации сопровождаемых детей с ОВЗ.
III. Состав консилиума и регламент проведения заседаний

3.1. Состав консилиума утверждается руководителем ОО. В него на постоянной основе
входят: заместитель директора, педагог-психолог, учитель-логопед. При отсутствии в
образовательной организации данных специалистов они: педагог-психолог, учительлогопед, медицинский работник - приглашаются из других организаций на договорной
основе или в рамках сетевого взаимодействия.
В каждом конкретном случае в состав консилиума включается классный
руководитель, педагоги, работающие с конкретным обучающимся.
3.2. Деятельность консилиума основана на принципах коллегиальности с установлением
ответственности специалистов за исполнение решений, отраженных в протоколе
заседания:
заместитель

директора

(руководитель

из

числа

административно

-

управленческого состава ОО), председатель консилиума:


координирует взаимодействие специалистов по реализации программы психолого-

педагогического

сопровождения

обучающегося,

его

родителей

(законных

представителей), педагогического коллектива ОО, взаимодействие между ОО и
социальными партнерами (при отсутствии необходимых кадровых ресурсов в ОО);


обеспечивает контроль качества и своевременного исполнения мероприятий,

предусмотренных программой психолого-медико-педагогического сопровождения;


возлагает ответственность за разработку и реализацию программы психолого-

педагогического сопровождения на ведущих специалистов (кураторов) сопровождаемых
обучающихся, согласовывает их;


организует планирование и проведение заседаний консилиума;



ведет (или поручает вести определенному сотруднику) отчетную и текущую

документацию консилиума.
специалисты, входящие в постоянный состав консилиума:


организуют углубленную диагностику для определения уровня актуального

развития ребенка, выявления причин и механизмов трудностей в обучении;

а

определяют содержание и формы собственной коррекционно-развивающей работы;
также

формулируют

рекомендации

для

педагогов

и

родителей

(законных

представителей) по созданию оптимальных условий обучения и воспитания;



участвуют

в

разработке

и

реализации

программы

психолого-медико-

педагогического сопровождения.
классный руководитель обучающегося, утвержденный приказом директора ОО:



организует подготовку документов к плановым и внеплановым консилиумам;



координирует взаимодействие специалистов сопровождения (график работы,

встречи, консультации) с родителями (законными представителями) обучающегося;


отслеживает динамику развития обучающегося и эффективность оказываемой ему

психолого-педагогической помощи;


доводит обобщенную информацию до сведения специалистов консилиума на

плановых заседаниях, а при необходимости выходит с инициативой обсуждения проблем
обучающегося на внеплановых заседаниях консилиума.
педагоги (воспитатели), работающие с сопровождаемым обучающимся:


учитывают его индивидуальные особенности, исполняют рекомендации ПМПК и

консилиума при организации образовательного процесса;


участвуют в организации его внеурочной и каникулярной занятости;



соблюдают

специальные

образовательные

условия,

необходимые

для

сопровождаемого обучающегося с ОВЗ (организация рабочего места, пространства класса,
вспомогательные и технические средства, специальный дидактический материал,
оценивание достижений);


участвуют в формировании толерантных установок обучающихся классного

коллектива и родителей (законных представителей) к особенностям сопровождаемого
обучающегося.
3.3. Консилиум организует свою работу под руководством председателя, а в его
отсутствии лица, его заменяющего, в соответствии с планом работы, утвержденным
директором.
3.5. Плановые заседания консилиума проводятся не реже 1 раза в квартал.
3.6. Внеплановые заседания проводятся по мере необходимости решения вопросов о
принятии дополнительных мер по вновь выявленным обстоятельствам, о внесении
изменений в программы психолого-педагогического сопровождения в случае их
неэффективности.
IV.

Порядок

выявления

и

сопровождения

консилиумом

обучающихся,

испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программы,
развитии и социальной адаптации
4.1.

Проведение плановой психолого-педагогической диагностики обучающихся после

периода адаптации к условиям ОО (анализ текущей (итоговой) успеваемости,
педагогическое наблюдение, скрининговые психолого-педагогические обследования
(психодиагностические минимумы).
4.2.

Обсуждение на плановом заседании консилиума вопроса о необходимости

проведения углубленной диагностики с обучающимися, испытывающими трудности в

обучении, развитии и социальной адаптации, согласование сроков и графика проведения
диагностики.
4.3.

Получение классным руководителем (воспитателем) письменного согласия

родителей

(законных

представителей)

обучающихся

на

их

психолого-медико-

педагогическое обследование и сопровождение специалистами консилиума.
4.4.

Проведение обследования обучающегося индивидуально каждым специалистом

консилиума предпочтительно в присутствии родителей (законных представителей), с
последующим их консультированием по итогам обследования.
4.5.

Проведение заседания консилиума для обсуждения результатов обследования

обучающихся и принятия решения:
4.5.1. о необходимости разработки направлений коррекционно-развивающей работы на
определенный период, исходя из реальных возможностей ОО (без комплексного
обследования на ПМПК);
4.5.2. о наличии необходимости направления обучающегося на ПМПК.
4.6.

Оформление заключения и протокола заседания консилиума в день его проведения.

Ознакомление и согласование заключения консилиума с родителями (законными
представителями) обучающегося.
При оформлении заключения консилиума для обучающегося, имеющего заключение
ПМПК,

конкретизируется

пакет

СОО

и

программа

психолого-педагогического

сопровождения на определенный период реализации образовательной программы,
рекомендованной ПМПК.
4.7.

Детализация программы психолого-педагогического сопровождения каждым

специалистом консилиума, принимающим участие в комплексном сопровождении
обучающегося,

ее

согласование

с

родителями

(законными

представителями)

и

утверждение приказом директора ОО в течение 5 дней после заседания консилиума.
4.8.

Обсуждение наличия /отсутствия положительной динамики в обучении (развитии,

социальной адаптации) по окончании периода реализации программы психологопедагогического сопровождения обучающегося. Оформление заключения и протокола
заседания консилиума.
При скомпенсированности отклонений в развитии, социальной адаптации сопровождение
обучающегося прекращается приказом директора МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.
Флоренко».
При отсутствии положительной динамики в программу психолого-педагогического
сопровождения вносятся изменения, и сопровождение продолжается в соответствии с
п.4.7 - п.4.8. настоящего положения, либо делается заключение о необходимости

обследования (в том числе повторного) на ПМПК для выбора (изменения) СОУ и
варианта адаптированной основной общеобразовательной программы.
4.9.

В ситуации, когда заключение ПМПК получено ребенком в период не ранее одного

календарного года до момента поступления в ОО, специалистами консилиума проводится
его углубленное обследование с целью уточнения и конкретизации рекомендаций ПМПК
по созданию СОУ и разработке психолого - педагогической программы сопровождения.
Обследование ребенка проводится каждым специалистом консилиума индивидуально. На
основании заключений специалистов коллегиально вырабатываются заключение и
рекомендации.
4.10. В случае несогласия родителей (законных представителей) с заключением
консилиума о предлагаемых СОУ и разработанной специалистами консилиума
программой психолого-педагогического сопровождения, обучение и воспитание ребенка
осуществляется по той образовательной программе, которая реализуется в МАОУ
«Ныробская

СОШ

имени

А.В.

Флоренко»

в

соответствии

с

федеральным

государственным образовательным стандартом.
V. Права и обязанности
5.1. Родители (законные представители) ребенка с ОВЗ имеют право:


присутствовать при обследовании ребенка специалистами консилиума;



знакомиться с результатами обследования и коллегиальным заключением;



вносить свои замечания и предложения по созданию СОУ;



получать консультации специалистов консилиума по вопросам обследования детей,

создания и реализации индивидуальной образовательной программы в части психологопедагогического сопровождения, получать информацию о своих правах и правах детей в
рамках деятельности консилиума.
5.2.

Родители (законные представители) обязаны:



неукоснительно следовать рекомендациям консилиума (в ситуации согласия с его

решениями);



обеспечивать посещение ребенком в соответствии с согласованным расписанием

занятий специалистов в рамках реализации их коррекционной деятельности с ребенком,
пропуская занятия только по уважительным причинам;
5.3.

Специалисты консилиума обязаны:



руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими

принципами, подчиняя ее исключительно интересам детей и их семей;



применять в своей деятельности необходимые современные психологические и

социально-педагогические подходы для обучения и воспитания детей в естественной
открытой социальной среде;


соблюдать конфиденциальность и нести ответственность за несанкционированное

разглашение сведений о детях и их семьях.
5.4.

Специалисты консилиума имеют право:



иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения обучающихся,

испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программы,
развитии и социальной адаптации в рамках собственной профессиональной компетенции,
отражать его в документации консилиума;


представлять и отстаивать свое мнение об особенностях ребенка и направлениях

собственной деятельности в качестве представителя ОО при обследовании ребенка на
ПМПК.
VI. Документация консилиума:
1.

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме;

2.

План заседаний консилиума на учебный год;

3.

Протоколы заседаний консилиума;

4.

Журнал учета учащихся, сопровождаемых в рамках консилиума;

5.

Заключения специалистов консилиума по результатам диагностики обучающихся;

6.

Заключения консилиума (на каждого ребенка);

7.

Согласия (Заявления) родителей (законных представителей);

8.

Программа психолого-педагогического сопровождения.

2.

VII. Ответственность специалистов ПМПК
Специалисты ПМПК несут ответственность за:

 адекватность используемых диагностических и коррекционных методов;
 обоснованность рекомендаций;
 конфиденциальность полученных при обследовании материалов;
 соблюдение прав и свобод личности ребенка;
 ведение документации и ее сохранность.
Ответственность за организацию и результаты деятельности ПМПК несет директор
школы.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».