Положение о преподавании учебных курсов Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)

1. Общие положения.
Преподавание основ духовно-нравственной культуры народов России в МАОУ
«Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко».
1.1. Осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
законами Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»; Федеральным законом «О свободе совести и о
религиозных объединениях».
1.2. Настоящее Положение регулирует процесс преподавания учебных курсов
основам религиозных культур и светской этики (далее – ОРКСЭ) и основам духовнонравственной культуры народов России (далее - ОДНКНР).
1.3. Целью данного Положения является создание благоприятных условий,
обеспечивающих благополучное развитие, обучение и воспитание, совершенствование
способов оценивания учебных достижений у обучающихся.
1.4. Положение о преподавании учебных курсов Основы религиозных культур и
светской этики (ОРКСЭ) и

Основы духовно-нравственной культуры народов России

(ОДНКНР) разработано на основании:


Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования

Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы
религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»»;


поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-

П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11
августа 2009 г. (ВП-П44-4632);


Письмом Минобрнауки РФ от 19.01.2018 «О методических рекомендациях для

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию
процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»
1.5. Знакомство с основами духовно-нравственной культуры народов России
(ОДНКНР) соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учёта
разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия
реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
1.6. Изучение основ духовно нравственной культуры предполагает дальнейшее
развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа;

формирование

готовности

к

нравственному

самосовершенствованию,

духовному

саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали,
понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли
традиционных религий в становлении российской государственности; становление
внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание
нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях
народов России; осознание ценности человеческой жизни.
2. Особенности преподавания курса ОРКСЭ:


курс носит культурологический, воспитательный характер;



комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»

(далее – ОРКСЭ) реализуется как обязательный в объеме 1 часа в неделю в 4 классах;


один из модулей ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур», «Основы

светской этики», «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры»,
«Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры») выбирается родителями
(законными представителями) обучающихся. Вместе с тем учебный курс является единой
учебно-воспитательной системой. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх
базовых национальных ценностей: Отечество, Семья, Культурная традиция. Все модули
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам и требованиям;


при выборе в каждом классе более одного модуля ОРКСЭ осуществляется деление

классов на группы в соответствии с выбранным модулем. Если в пределах одного класса
выбраны разные модули ОРКСЭ, образовательное учреждение вправе организовать
реализацию курса, основываясь на опыте организации образовательного процесса в
рамках малокомплектных образовательных учреждений.
Выбор модуля комплексного учебного курса ОРКСЭ


Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без

согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители
школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в
коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения
родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок.
Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие
школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами
родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого

модуля для обучения своего ребёнка. В течение года у родителей (законных
представителей) не будет возможности изменить решение в пользу другого модуля.
В рамках ФГОС ООО предметная область «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» на уровне основного общего образования (далее - предметная
область ОДНКНР) является продолжением предметной области «Основы религиозной
культуры и светской этики» на уровне начального общего образования.
3. Особенности преподавания курса ОДНКНР:
3.1. Цель учебного курса ОДНКНР в рамках предметной области «Основы духовно
нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно нравственной
культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать
первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития
школьников,

воспитания

культуры

поведения

с

опорой

на

представления

о

положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям
новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
3.2. Задачи учебного курса ОДНКНР:


формировать нормы светской морали;



дать представления о светской этике;



познакомить учащихся с основами культур;



развивать представления о значении нравственных норм;



обобщить знания о духовной культуре и морали;



развивать способности к общению;



формировать этическое самосознание;



улучшать взаимоотношения детей и родителей;



противодействовать суициду детей.
3.3. Учебный курс ОДНКНР состоит из следующих тем: Гражданин России.

Порядочность. Совесть. Доверие и доверчивость. Милосердие и сострадание. Правда и
ложь. Традиции воспитания. Честь и достоинство. Терпимость и терпение. Мужество.
Равнодушие и жестокость. Самовоспитание. Учись учиться. Речевой этикет. Мои права и
обязанности.
3.4. При изучении учебного курса ОДНКНР целесообразно использовать
педагогические возможности образовательных экскурсий в музеи, выставки, центры
дополнительного образования детей, реализующие различные авторские образовательные
программы в области культуры, этики, морали, духовно-нравственного воспитания.
3.3. На основании Письма Минобрнауки РФ от 19.01.2018 «О методических
рекомендациях для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по

совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» предметная область ОДНКНР может быть
реализована через:
1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные,
национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть
учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей)

других

предметных

областей

тем,

содержащих

вопросы

духовно-

нравственного воспитания;
3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную
деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные
организации свободны в определении содержания образования, выборе учебнометодического

обеспечения,

образовательных

технологий

по

реализуемым

ими

образовательным программам. Принятие решения о реализации предметной области
ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе
учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных
модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы
других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной
организации.
4. Организация преподавания курса и взаимодействие с родителями.
4.1. По предмету разрабатывается рабочая программа на год, которая является
основой планирования педагогической деятельности учителя.
4.2. Электронный журнал является главным документом учителя и заполняется
соответственно программе. Название предмета на странице журнала записывается
полностью: Основы религиозных культур и светской этики,

Основы духовно-

нравственной культуры народов России. В сводной ведомости учета успеваемости, в
расписании уроков школы, вывешенном на стенде для родителей, в дневниках учащихся
допускается запись: ОРКСЭ, ОДНКНР.
5. Организация системы оценивания учебных достижений школьников в
условиях безотметочного обучения.
5.1. Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской
этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно быть

направлено на достижение следующих результатов: личностных, метапредметных и
предметных.
Требования к личностным результатам:


формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной

принадлежности;

формирование

ценностей

многонационального

российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;


формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,

национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и
уважения к истории и культуре всех народов;


принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;


развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;


развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;



развитие

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции
своих эмоциональных состояний;


развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;


наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:


овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности; поиска средств ее осуществления;


формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;


определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить

соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера
ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;


адекватное

использование

коммуникационных
познавательных задач;

технологий

речевых
для

средств

решения

и

средств

различных

информационно-

коммуникативных

и



умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение

логическими

действиями

анализа,

синтеза,

сравнения,

обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;


готовность

слушать

собеседника и

вести

диалог;

готовность

признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;


готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и

сотрудничества;


определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о

распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:


знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия -

как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;


знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их

значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;


понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении
российской государственности; формирование первоначального представления об
отечественной

религиозно-культурной

традиции

как

духовной

основе

многонационального многоконфессионального народа России;


осознание ценности человеческой жизни.
5.2. Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь

словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается
говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это
твое мнение» и т.д.
5.3. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества
школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания,
восприятия, темп деятельности и др.).

5.4. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся
(сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними
достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка
(даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое
проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски.
Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать
свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить
исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с
учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию
самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение
ребенка.
5.5. Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики», курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» в течение всего учебного года
является безотметочным. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется
(зачёт/не зачёт).
5.6.

Результаты

изучения

курса

заносятся

в

личное

дело

учащегося

соответствующей записью: (зачёт/не зачёт).
6. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся.
6.1. Родители (законные представители) имеют право при возникновении спорных
вопросов при изучении учебного курса ОРКСЭ, ОДНКНР обсуждать их с учителем и
(или) администрацией школы в корректной форме.
6.2. Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные условия
для обучения, воспитания и самообразования ребенка.
6.3. Родители несут ответственность за обеспечение ребенка необходимыми
средствами обучения.
7. Права и обязанности
7.1. Школа обязана создать условия для изучения обучающимися учебного курса
ОРКСЭ, ОДНКНР.
7.2. Школа должна обеспечить прохождение курсовой подготовки педагогов по
учебному курсу ОРКСЭ, ОДНКНР.
7.3. Школа обязана во время оказания образовательных услуг и осуществления
воспитательной деятельности проявлять уважение к личности обучающегося, оберегать
его от всех форм физического и психологического насилия, обеспечить условия
укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального
благополучия обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».