Положение о программе наставничества МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко»

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 5.
от «30» марта 2022г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МАОУ «Ныробская СОШ
и мей и АДЗ. Флоренко»
6 С'1
Г.Л. Дьякова
Приказ К/76 -од
от «30» марта 2022г.

Положение о программе наставничества

МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о программе наставничества МАОУ

«Ныробская

СОШ

имени

А.В.Флоренко»

(далее -

Положение)

регламентирует особенности внедрения целевой модели наставничества,
в том числе разработки и реализации программ наставничества.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом

от 29.12.2012 № 273-ФЗ

«Об образовании

в Российской Федерации»,

распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении
методологии

организаций,

(целевой

модели)

осуществляющих

по общеобразовательным,

наставничества

обучающихся

образовательную

дополнительным

для

деятельность

общеобразовательным

и программам среднего профессионального образования, в том числе
с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»,

локальными нормативными актами МАОУ «Ныробская СОШ имени
А.В.Флоренко» (далее - школа).

1.3.

В Положении используются следующие понятия:

универсальная

Наставничество -

знаний,

формирования

и ценностей,

через

технология

передачи

метакомпетенций

компетенций,

навыков,

неформальное

опыта,

взаимообогащающее

общение,

основанное на доверии и партнерстве.

Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки

и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными
извне знаниями и навыками.

Программа
и формирующих

наставничества

их

действий,

комплекс

-

направленный

на

мероприятий
организацию

взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для
получения ожидаемых результатов.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает

конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает
новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных

формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник -

успешный

участник

опыт

наставничества,

программы

в достижении

жизненного,

имеющий

личностного

и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться
опытом

и навыками,

необходимыми

для

стимуляции

и поддержки

процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор - работник школы, назначаемый директором, который

отвечает за организацию программы наставничества.

Целевая

модель

наставничества - система условий, ресурсов

и процессов, необходимых для реализации программ наставничества
в образовательных организациях.

Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает

эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает
личными

ресурсами

опытом,

(делится

обучающихся

мотивирует

и педагогов, оказывает финансовую поддержку, организует стажировки
и т. д.).
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью внедрения наставничества является максимально полное
раскрытие

потенциала

наставляемого,

личности

необходимое

для

успешной личной и профессиональной самореализации в современных
условиях неопределенности, а также создание условий для формирования
эффективной системы поддержки педагогов разных уровней образования

и молодых специалистов школы.
Задачи внедрения наставничества:

2.2.

улуч шение показателей в школе в образовательной, воспитательной,

социокультурной и спортивной сферах;

потенциала

творческого,

личностного,

раскрытие

педагога,

поддержка

профессионального

формирования

и

реализации

индивидуальной образовательной траектории;
создание

психологически

комфортной

среды

для

развития

и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся

в профессии педагогических кадров;

создание канала эффективного обмена личностным, жизненным
и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной
и профессиональной деятельности;

формирование

школы,

способного

открытого

и эффективного

на комплексную

поддержку

сообщества
его

деятельности,

в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.

3. Порядок организации наставничества

вокруг

3.1. Наставляемые определяются путем выявления конкретных
проблем у педагогов, которые можно решить с помощью наставничества.

3.2. Наставники подбираются как из внутреннего, так и с внешнего
связей

контура

школы

из наиболее

профессиональными

высокими

подготовленных,

обладающих

качествами

и моральными

и пользующихся авторитетом в коллективе.

3.3. Наставничество

продолжительностью

устанавливается

от одного месяца до одного года в зависимости от его направления
и формы.

3.4. Наставничество может быть индивидуальным (направленное
на одного

педагога)

и (или)

коллективным

(когда

наставничество

распространяется на группу педагогов).

3.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе
с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником,

и лица, в отношении которого осуществляется наставничество.

3.6. Срок наставничества может быть продлен в случае временной
нетрудоспособности,

командировки

или

иного

продолжительного

отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении

которого осуществляется наставничество, по другим веским причинам.

3.7. Наставничество прекращается до истечения установленного
срока

в случае

осуществляется

неисполнения

лицом,

наставничество,

в отношении

обязанностей,

которого

предусмотренных

настоящим положением.

3.8. Результатами эффективной работы наставника считаются:
развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала;
улучшение

психологического

климата

школы,

создание

психологически комфортной и плодотворной среды развития педагогов;
привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие

инновационных образовательных и социальных программ школы.

3.9.

В целях

поощрения

за

наставника

осуществление

наставничества предусматривается:
—

объявление благодарности, награждение почетной грамотой;

—

материальное

поощрение

в

с

локальными

наставничества

возлагаются

соответствии

нормативными актами школы.
4. Руководство наставничеством

4.1.

Внедрение

и реализация

на куратора, который назначается распорядительным актом директора
школы.

Куратор осуществляет следующие функции:
сбор и работа с базой наставников и наставляемых;

—

организация обучения наставников;

—

контроль проведения программ наставничества;

решение организационных вопросов, возникающих в процессе

реализации наставничества;
мониторинг реализации и получение обратной связи от участников

программы.
4.2.

—

Дополнительно куратор осуществляет следующие функции:

определяет кандидатуру наставника;

определяет

число

лиц,

в отношении

которых

наставник

одновременно осуществляет наставничество;

—

определяет срок наставничества;
осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности

наставляемого, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс

работы по наставничеству, программу наставничества;
создает необходимые условия для совместной работы наставника

и наставляемого;
—

вносит предложения о замене наставника;

—

вносит предложения о поощрении наставника;

представление

своевременное

обеспечивает

надлежаще

оформленных документов по итогам наставничества.

5. Права и обязанности наставника

5.1. Наставник имеет право:
— вносить предложения руководителю структурного подразделения,
в котором ■ работает лицо, в отношении которого осуществляется
наставничество, о создании условий для совместной работы;
— требовать

от лица,

в отношении

осуществляется

которого

наставничество, выполнения указаний по вопросам, связанным с его

деятельностью;
— осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого
осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения

заданий, поручений и качества выполненной работы;
— обращаться с заявлением к директору школы с просьбой о сложении
с него обязанностей

наставника конкретного лица,

в отношении

которого осуществляется наставничество.

5.2. Наставник обязан:
руко водствоваться требованиями законодательства РФ и локальных
нормативных

актов

школы

при

осуществлении

наставнической

деятельности;

способствовать

формированию

у лица,

в отношении

которого

осуществляется наставничество, высоких профессиональных и морально­

психологических качеств;
оказывать

содействие

наставляемому

в исполнении

его

обязанностей, ознакомлении с основными направлениями деятельности,
полномочиями и основами корпоративной культуры;
оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства

РФ

и

локальных

нормативных актов

школы,

исполнение должностных обязанностей наставляемого;

регламентирующих

способствовать освоению наставляемым практических приемов

и способов качественного выполнения своих обязанностей, устранению
допущенных ошибок;
передавать наставляемому накопленный опыт профессионального
мастерства,

наиболее

обучать

рациональным

передовым

приемам,

и безопасным методам работы;

привлекать к участию в общественной жизни коллектива школы;
воспитывать

у

наставляемого

и исполнительность, нацеленность на

дисциплинированность

результативную работу, рост

производительности труда, проявлять требовательность в

вопросах

соблюдения норм профессиональной этики;

периодически
наставляемого,

докладывать

его

куратору

дисциплине

и

о

адаптации

процессе

поведении,

результатах

профессионального становления.
6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый имеет право:

обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным
с реализацией программы наставничества;

вносить предложения по корректировке программы наставничества;

обращаться к куратору с ходатайством о замене наставника.
6.2. Наставляемый обязан:

выполнять

мероприятия

программы

наставничества

в установленные сроки;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению
обязанностей при реализации программы наставничества;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы

и способы качественного исполнения обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки;

проявлять дисциплинированность, организованность и культуру

в работе;
обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам
работы;

участвовать в общественной жизни коллектива школы.
7. Формы и стили наставнической деятельности

7.1. Формы наставнической деятельности:
прямая

(непосредственный

контакт

специалистом,

с молодым

общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной
обстановке) и опосредованная (формальный контакт, путем советов,
рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние

на его окружающую среду);
индивидуальная (за наставником

закрепляется

один

молодой

специалист;
групповая (наставничество распространяется на группу молодых
специалистов;
открытая (двустороннее взаимодействие наставника и молодого

специалиста;
скрытая

(наставник

воздействует

на молодого

специалиста

незаметно для второго);

коллективно-индивидуальная (наставничество над одним молодым
специалистом осуществляет трудовой коллектив);

коллективно-групповая

(наставничество

трудового

коллектива

осуществляется над группой молодых специалистов.

7.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит
от уровня подготовки подопечного и сложности задачи):
инструктаж - стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые

указания подопечному или предлагает ему копировать свои собственные

действия;

объяснение - стиль, при котором наставник показывает, как
правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый
шаг, дает обоснование своим действиям;

развитие- это стиль, при котором наставник предлагает решить
производственную задачу и представить результат.
8. Разработка программы наставничества

8.1. Программа наставничества (далее - программа) разрабатывается
куратором или другим работником школы, назначенным директором,
в соответствии с законодательством РФ.

8.2. Программа носит срочный характер, ее действие рассчитано
на один

с возможностью

год

календарный

пролонгации

при

необходимости и определено запросами потенциальных наставляемых
в данный период. Программа может корректироваться куратором при
обязательном

с

согласовании

участниками

из специфики

исходя

психолого-педагогической ситуации.

8.3. Проектирование
куратором

программы

содержания

с парами

в сотрудничестве

в соответствии

наставляемый»/группами

осуществляется

«наставник

+

наставляемого

с запросами

и возможностями участников при согласовании с родителями/законными

представителями несовершеннолетнего.
8.4. Программа
и эффективные

наставляемых

для

должна

определять

удовлетворения

запросов

содержание,

наиболее

выявленных
формы,

оптимальные

у потенциальных

методы

и

приемы

организации наставничества.

8.5. Структура

программы

должна

соответствовать

таблице,

приведенной ниже.

Структура программы

№п/п Элементы
программы

Содержание элементов программы

1

Пояснительная
записка

Цель и задачи программы наставничества
в соотношении
с проблематикой
образовательного
процесса,
характеристикой континента школы.
Выбранные на данный период формы
наставничества в соотношении с целью
и задачами внедрения целевой модели

2

План-график
реализации
программы

Таблица
с мероприятиями
и сроками
реализации программы, ответственными,
описанием итогового или контрольного
события, результата

3

Мониторинг
эффективности
реализации
программы

Описание содержания, этапов и сроков
мониторинга
и ответственных
за его
проведение

4

Анкеты,
опросники,
справки,
иные
материалы, необходимые для реализации
программы
8.6. Программа утверждается директором школы после согласования

Приложение

с педагогическим советом.
9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы
наставничества
9.1.

Мониторинг программы

наставничества

состоит

из двух

основных этапов:

1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2)

оценка

профессионального

мотивационно-личностного,
роста

участников,

компетентностного,

динамика

образовательных

результатов.

9.2.

Оценка

эффективности

внедрения

целевой

модели

осуществляется с периодичностью один раз в полугодие.
9.3.

Оценка реализации программ наставничества осуществляется

на основе анкетирования и опросов участников программы в соответствии
с графиком, установленным программой.

9.4.

В целях обеспечения открытости реализации целевой модели

наставничества на сайте школы размещается и своевременно обновляется
следующая информация:

—

реестр наставников;

—

мини-портфолио наставников;

перечень

социальных

партнеров,

участвующих

в реализации

программы наставничества;
анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения целевой

модели наставничества, и др.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».