Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 5.
от «30» марта 2022г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МАОУ «Ныробская СОШ
и мей и АДЗ. Флоренко»
6 С'1
Г.Л. Дьякова
Приказ К/76 -од
от «30» марта 2022г.
Положение о программе наставничества
МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о программе наставничества МАОУ
«Ныробская
СОШ
имени
А.В.Флоренко»
(далее -
Положение)
регламентирует особенности внедрения целевой модели наставничества,
в том числе разработки и реализации программ наставничества.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании
в Российской Федерации»,
распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении
методологии
организаций,
(целевой
модели)
осуществляющих
по общеобразовательным,
наставничества
обучающихся
образовательную
дополнительным
для
деятельность
общеобразовательным
и программам среднего профессионального образования, в том числе
с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»,
локальными нормативными актами МАОУ «Ныробская СОШ имени
А.В.Флоренко» (далее - школа).
1.3.
В Положении используются следующие понятия:
универсальная
Наставничество -
знаний,
формирования
и ценностей,
через
технология
передачи
метакомпетенций
компетенций,
навыков,
неформальное
опыта,
взаимообогащающее
общение,
основанное на доверии и партнерстве.
Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки
и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными
извне знаниями и навыками.
Программа
и формирующих
наставничества
их
действий,
комплекс
-
направленный
на
мероприятий
организацию
взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для
получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает
конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает
новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных
формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник -
успешный
участник
опыт
наставничества,
программы
в достижении
жизненного,
имеющий
личностного
и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться
опытом
и навыками,
необходимыми
для
стимуляции
и поддержки
процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор - работник школы, назначаемый директором, который
отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая
модель
наставничества - система условий, ресурсов
и процессов, необходимых для реализации программ наставничества
в образовательных организациях.
Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает
эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает
личными
ресурсами
опытом,
(делится
обучающихся
мотивирует
и педагогов, оказывает финансовую поддержку, организует стажировки
и т. д.).
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью внедрения наставничества является максимально полное
раскрытие
потенциала
наставляемого,
личности
необходимое
для
успешной личной и профессиональной самореализации в современных
условиях неопределенности, а также создание условий для формирования
эффективной системы поддержки педагогов разных уровней образования
и молодых специалистов школы.
Задачи внедрения наставничества:
2.2.
улуч шение показателей в школе в образовательной, воспитательной,
социокультурной и спортивной сферах;
потенциала
творческого,
личностного,
раскрытие
педагога,
поддержка
профессионального
формирования
и
реализации
индивидуальной образовательной траектории;
создание
психологически
комфортной
среды
для
развития
и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся
в профессии педагогических кадров;
создание канала эффективного обмена личностным, жизненным
и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной
и профессиональной деятельности;
формирование
школы,
способного
открытого
и эффективного
на комплексную
поддержку
сообщества
его
деятельности,
в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
3. Порядок организации наставничества
вокруг
3.1. Наставляемые определяются путем выявления конкретных
проблем у педагогов, которые можно решить с помощью наставничества.
3.2. Наставники подбираются как из внутреннего, так и с внешнего
связей
контура
школы
из наиболее
профессиональными
высокими
подготовленных,
обладающих
качествами
и моральными
и пользующихся авторитетом в коллективе.
3.3. Наставничество
продолжительностью
устанавливается
от одного месяца до одного года в зависимости от его направления
и формы.
3.4. Наставничество может быть индивидуальным (направленное
на одного
педагога)
и (или)
коллективным
(когда
наставничество
распространяется на группу педагогов).
3.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе
с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником,
и лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
3.6. Срок наставничества может быть продлен в случае временной
нетрудоспособности,
командировки
или
иного
продолжительного
отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении
которого осуществляется наставничество, по другим веским причинам.
3.7. Наставничество прекращается до истечения установленного
срока
в случае
осуществляется
неисполнения
лицом,
наставничество,
в отношении
обязанностей,
которого
предусмотренных
настоящим положением.
3.8. Результатами эффективной работы наставника считаются:
развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала;
улучшение
психологического
климата
школы,
создание
психологически комфортной и плодотворной среды развития педагогов;
привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие
инновационных образовательных и социальных программ школы.
3.9.
В целях
поощрения
за
наставника
осуществление
наставничества предусматривается:
—
объявление благодарности, награждение почетной грамотой;
—
материальное
поощрение
в
с
локальными
наставничества
возлагаются
соответствии
нормативными актами школы.
4. Руководство наставничеством
4.1.
Внедрение
и реализация
на куратора, который назначается распорядительным актом директора
школы.
Куратор осуществляет следующие функции:
сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
—
организация обучения наставников;
—
контроль проведения программ наставничества;
решение организационных вопросов, возникающих в процессе
реализации наставничества;
мониторинг реализации и получение обратной связи от участников
программы.
4.2.
—
Дополнительно куратор осуществляет следующие функции:
определяет кандидатуру наставника;
определяет
число
лиц,
в отношении
которых
наставник
одновременно осуществляет наставничество;
—
определяет срок наставничества;
осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности
наставляемого, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс
работы по наставничеству, программу наставничества;
создает необходимые условия для совместной работы наставника
и наставляемого;
—
вносит предложения о замене наставника;
—
вносит предложения о поощрении наставника;
представление
своевременное
обеспечивает
надлежаще
оформленных документов по итогам наставничества.
5. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник имеет право:
— вносить предложения руководителю структурного подразделения,
в котором ■ работает лицо, в отношении которого осуществляется
наставничество, о создании условий для совместной работы;
— требовать
от лица,
в отношении
осуществляется
которого
наставничество, выполнения указаний по вопросам, связанным с его
деятельностью;
— осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого
осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения
заданий, поручений и качества выполненной работы;
— обращаться с заявлением к директору школы с просьбой о сложении
с него обязанностей
наставника конкретного лица,
в отношении
которого осуществляется наставничество.
5.2. Наставник обязан:
руко водствоваться требованиями законодательства РФ и локальных
нормативных
актов
школы
при
осуществлении
наставнической
деятельности;
способствовать
формированию
у лица,
в отношении
которого
осуществляется наставничество, высоких профессиональных и морально
психологических качеств;
оказывать
содействие
наставляемому
в исполнении
его
обязанностей, ознакомлении с основными направлениями деятельности,
полномочиями и основами корпоративной культуры;
оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства
РФ
и
локальных
нормативных актов
школы,
исполнение должностных обязанностей наставляемого;
регламентирующих
способствовать освоению наставляемым практических приемов
и способов качественного выполнения своих обязанностей, устранению
допущенных ошибок;
передавать наставляемому накопленный опыт профессионального
мастерства,
наиболее
обучать
рациональным
передовым
приемам,
и безопасным методам работы;
привлекать к участию в общественной жизни коллектива школы;
воспитывать
у
наставляемого
и исполнительность, нацеленность на
дисциплинированность
результативную работу, рост
производительности труда, проявлять требовательность в
вопросах
соблюдения норм профессиональной этики;
периодически
наставляемого,
докладывать
его
куратору
дисциплине
и
о
адаптации
процессе
поведении,
результатах
профессионального становления.
6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый имеет право:
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным
с реализацией программы наставничества;
вносить предложения по корректировке программы наставничества;
обращаться к куратору с ходатайством о замене наставника.
6.2. Наставляемый обязан:
выполнять
мероприятия
программы
наставничества
в установленные сроки;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению
обязанностей при реализации программы наставничества;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы
и способы качественного исполнения обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру
в работе;
обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам
работы;
участвовать в общественной жизни коллектива школы.
7. Формы и стили наставнической деятельности
7.1. Формы наставнической деятельности:
прямая
(непосредственный
контакт
специалистом,
с молодым
общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной
обстановке) и опосредованная (формальный контакт, путем советов,
рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние
на его окружающую среду);
индивидуальная (за наставником
закрепляется
один
молодой
специалист;
групповая (наставничество распространяется на группу молодых
специалистов;
открытая (двустороннее взаимодействие наставника и молодого
специалиста;
скрытая
(наставник
воздействует
на молодого
специалиста
незаметно для второго);
коллективно-индивидуальная (наставничество над одним молодым
специалистом осуществляет трудовой коллектив);
коллективно-групповая
(наставничество
трудового
коллектива
осуществляется над группой молодых специалистов.
7.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит
от уровня подготовки подопечного и сложности задачи):
инструктаж - стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые
указания подопечному или предлагает ему копировать свои собственные
действия;
объяснение - стиль, при котором наставник показывает, как
правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый
шаг, дает обоснование своим действиям;
развитие- это стиль, при котором наставник предлагает решить
производственную задачу и представить результат.
8. Разработка программы наставничества
8.1. Программа наставничества (далее - программа) разрабатывается
куратором или другим работником школы, назначенным директором,
в соответствии с законодательством РФ.
8.2. Программа носит срочный характер, ее действие рассчитано
на один
с возможностью
год
календарный
пролонгации
при
необходимости и определено запросами потенциальных наставляемых
в данный период. Программа может корректироваться куратором при
обязательном
с
согласовании
участниками
из специфики
исходя
психолого-педагогической ситуации.
8.3. Проектирование
куратором
программы
содержания
с парами
в сотрудничестве
в соответствии
наставляемый»/группами
осуществляется
«наставник
+
наставляемого
с запросами
и возможностями участников при согласовании с родителями/законными
представителями несовершеннолетнего.
8.4. Программа
и эффективные
наставляемых
для
должна
определять
удовлетворения
запросов
содержание,
наиболее
выявленных
формы,
оптимальные
у потенциальных
методы
и
приемы
организации наставничества.
8.5. Структура
программы
должна
соответствовать
таблице,
приведенной ниже.
Структура программы
№п/п Элементы
программы
Содержание элементов программы
1
Пояснительная
записка
Цель и задачи программы наставничества
в соотношении
с проблематикой
образовательного
процесса,
характеристикой континента школы.
Выбранные на данный период формы
наставничества в соотношении с целью
и задачами внедрения целевой модели
2
План-график
реализации
программы
Таблица
с мероприятиями
и сроками
реализации программы, ответственными,
описанием итогового или контрольного
события, результата
3
Мониторинг
эффективности
реализации
программы
Описание содержания, этапов и сроков
мониторинга
и ответственных
за его
проведение
4
Анкеты,
опросники,
справки,
иные
материалы, необходимые для реализации
программы
8.6. Программа утверждается директором школы после согласования
Приложение
с педагогическим советом.
9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы
наставничества
9.1.
Мониторинг программы
наставничества
состоит
из двух
основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2)
оценка
профессионального
мотивационно-личностного,
роста
участников,
компетентностного,
динамика
образовательных
результатов.
9.2.
Оценка
эффективности
внедрения
целевой
модели
осуществляется с периодичностью один раз в полугодие.
9.3.
Оценка реализации программ наставничества осуществляется
на основе анкетирования и опросов участников программы в соответствии
с графиком, установленным программой.
9.4.
В целях обеспечения открытости реализации целевой модели
наставничества на сайте школы размещается и своевременно обновляется
следующая информация:
—
реестр наставников;
—
мини-портфолио наставников;
перечень
социальных
партнеров,
участвующих
в реализации
программы наставничества;
анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения целевой
модели наставничества, и др.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)