Положение о программе наставничества МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ныробская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко» ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № 5. от «30» марта 2022г. УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Ныробская СОШ и мей и АДЗ. Флоренко» 6 С'1 Г.Л. Дьякова Приказ К/76 -од от «30» марта 2022г. Положение о программе наставничества МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о программе наставничества МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» (далее - Положение) регламентирует особенности внедрения целевой модели наставничества, в том числе разработки и реализации программ наставничества. 1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии организаций, (целевой модели) осуществляющих по общеобразовательным, наставничества обучающихся образовательную дополнительным для деятельность общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», локальными нормативными актами МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» (далее - школа). 1.3. В Положении используются следующие понятия: универсальная Наставничество - знаний, формирования и ценностей, через технология передачи метакомпетенций компетенций, навыков, неформальное опыта, взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. Программа и формирующих наставничества их действий, комплекс - направленный на мероприятий организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся». Наставник - успешный участник опыт наставничества, программы в достижении жизненного, имеющий личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор - работник школы, назначаемый директором, который отвечает за организацию программы наставничества. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами опытом, (делится обучающихся мотивирует и педагогов, оказывает финансовую поддержку, организует стажировки и т. д.). 2. Цели и задачи наставничества 2.1. Целью внедрения наставничества является максимально полное раскрытие потенциала наставляемого, личности необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки педагогов разных уровней образования и молодых специалистов школы. Задачи внедрения наставничества: 2.2. улуч шение показателей в школе в образовательной, воспитательной, социокультурной и спортивной сферах; потенциала творческого, личностного, раскрытие педагога, поддержка профессионального формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории; создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности; формирование школы, способного открытого и эффективного на комплексную поддержку сообщества его деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения. 3. Порядок организации наставничества вокруг 3.1. Наставляемые определяются путем выявления конкретных проблем у педагогов, которые можно решить с помощью наставничества. 3.2. Наставники подбираются как из внутреннего, так и с внешнего связей контура школы из наиболее профессиональными высокими подготовленных, обладающих качествами и моральными и пользующихся авторитетом в коллективе. 3.3. Наставничество продолжительностью устанавливается от одного месяца до одного года в зависимости от его направления и формы. 3.4. Наставничество может быть индивидуальным (направленное на одного педагога) и (или) коллективным (когда наставничество распространяется на группу педагогов). 3.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 3.6. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, по другим веским причинам. 3.7. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае осуществляется неисполнения лицом, наставничество, в отношении обязанностей, которого предусмотренных настоящим положением. 3.8. Результатами эффективной работы наставника считаются: развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала; улучшение психологического климата школы, создание психологически комфортной и плодотворной среды развития педагогов; привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ школы. 3.9. В целях поощрения за наставника осуществление наставничества предусматривается: — объявление благодарности, награждение почетной грамотой; — материальное поощрение в с локальными наставничества возлагаются соответствии нормативными актами школы. 4. Руководство наставничеством 4.1. Внедрение и реализация на куратора, который назначается распорядительным актом директора школы. Куратор осуществляет следующие функции: сбор и работа с базой наставников и наставляемых; — организация обучения наставников; — контроль проведения программ наставничества; решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации наставничества; мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы. 4.2. — Дополнительно куратор осуществляет следующие функции: определяет кандидатуру наставника; определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество; — определяет срок наставничества; осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности наставляемого, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству, программу наставничества; создает необходимые условия для совместной работы наставника и наставляемого; — вносит предложения о замене наставника; — вносит предложения о поощрении наставника; представление своевременное обеспечивает надлежаще оформленных документов по итогам наставничества. 5. Права и обязанности наставника 5.1. Наставник имеет право: — вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором ■ работает лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, о создании условий для совместной работы; — требовать от лица, в отношении осуществляется которого наставничество, выполнения указаний по вопросам, связанным с его деятельностью; — осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений и качества выполненной работы; — обращаться с заявлением к директору школы с просьбой о сложении с него обязанностей наставника конкретного лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 5.2. Наставник обязан: руко водствоваться требованиями законодательства РФ и локальных нормативных актов школы при осуществлении наставнической деятельности; способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, высоких профессиональных и морально психологических качеств; оказывать содействие наставляемому в исполнении его обязанностей, ознакомлении с основными направлениями деятельности, полномочиями и основами корпоративной культуры; оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства РФ и локальных нормативных актов школы, исполнение должностных обязанностей наставляемого; регламентирующих способствовать освоению наставляемым практических приемов и способов качественного выполнения своих обязанностей, устранению допущенных ошибок; передавать наставляемому накопленный опыт профессионального мастерства, наиболее обучать рациональным передовым приемам, и безопасным методам работы; привлекать к участию в общественной жизни коллектива школы; воспитывать у наставляемого и исполнительность, нацеленность на дисциплинированность результативную работу, рост производительности труда, проявлять требовательность в вопросах соблюдения норм профессиональной этики; периодически наставляемого, докладывать его куратору дисциплине и о адаптации процессе поведении, результатах профессионального становления. 6. Права и обязанности наставляемого 6.1. Наставляемый имеет право: обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с реализацией программы наставничества; вносить предложения по корректировке программы наставничества; обращаться к куратору с ходатайством о замене наставника. 6.2. Наставляемый обязан: выполнять мероприятия программы наставничества в установленные сроки; выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению обязанностей при реализации программы наставничества; совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения обязанностей; устранять совместно с наставником допущенные ошибки; проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе; обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы; участвовать в общественной жизни коллектива школы. 7. Формы и стили наставнической деятельности 7.1. Формы наставнической деятельности: прямая (непосредственный контакт специалистом, с молодым общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке) и опосредованная (формальный контакт, путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду); индивидуальная (за наставником закрепляется один молодой специалист; групповая (наставничество распространяется на группу молодых специалистов; открытая (двустороннее взаимодействие наставника и молодого специалиста; скрытая (наставник воздействует на молодого специалиста незаметно для второго); коллективно-индивидуальная (наставничество над одним молодым специалистом осуществляет трудовой коллектив); коллективно-групповая (наставничество трудового коллектива осуществляется над группой молодых специалистов. 7.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня подготовки подопечного и сложности задачи): инструктаж - стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания подопечному или предлагает ему копировать свои собственные действия; объяснение - стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям; развитие- это стиль, при котором наставник предлагает решить производственную задачу и представить результат. 8. Разработка программы наставничества 8.1. Программа наставничества (далее - программа) разрабатывается куратором или другим работником школы, назначенным директором, в соответствии с законодательством РФ. 8.2. Программа носит срочный характер, ее действие рассчитано на один с возможностью год календарный пролонгации при необходимости и определено запросами потенциальных наставляемых в данный период. Программа может корректироваться куратором при обязательном с согласовании участниками из специфики исходя психолого-педагогической ситуации. 8.3. Проектирование куратором программы содержания с парами в сотрудничестве в соответствии наставляемый»/группами осуществляется «наставник + наставляемого с запросами и возможностями участников при согласовании с родителями/законными представителями несовершеннолетнего. 8.4. Программа и эффективные наставляемых для должна определять удовлетворения запросов содержание, наиболее выявленных формы, оптимальные у потенциальных методы и приемы организации наставничества. 8.5. Структура программы должна соответствовать таблице, приведенной ниже. Структура программы №п/п Элементы программы Содержание элементов программы 1 Пояснительная записка Цель и задачи программы наставничества в соотношении с проблематикой образовательного процесса, характеристикой континента школы. Выбранные на данный период формы наставничества в соотношении с целью и задачами внедрения целевой модели 2 План-график реализации программы Таблица с мероприятиями и сроками реализации программы, ответственными, описанием итогового или контрольного события, результата 3 Мониторинг эффективности реализации программы Описание содержания, этапов и сроков мониторинга и ответственных за его проведение 4 Анкеты, опросники, справки, иные материалы, необходимые для реализации программы 8.6. Программа утверждается директором школы после согласования Приложение с педагогическим советом. 9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества 9.1. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: 1) оценка качества процесса реализации программы наставничества; 2) оценка профессионального мотивационно-личностного, роста участников, компетентностного, динамика образовательных результатов. 9.2. Оценка эффективности внедрения целевой модели осуществляется с периодичностью один раз в полугодие. 9.3. Оценка реализации программ наставничества осуществляется на основе анкетирования и опросов участников программы в соответствии с графиком, установленным программой. 9.4. В целях обеспечения открытости реализации целевой модели наставничества на сайте школы размещается и своевременно обновляется следующая информация: — реестр наставников; — мини-портфолио наставников; перечень социальных партнеров, участвующих в реализации программы наставничества; анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения целевой модели наставничества, и др. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)